Что дает ребенку (лет до 10) занятие боевым искусством? Материал для газеты: «Экстра С» тираж 91 770 экземпляров.
Поставленные вопросы:
1. Что дает ребенку (лет до 10) занятие спортом? 2. Что дает ребенку (лет до 10) занятие боевым искусством?
Спортивная деятельность детей до 10 лет относится к предварительному, ознакомительному этапу спортивной подготовки. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:
1. Содействие гармоничному развитию личности ребёнка: укрепление здоровья, всестороннее воспитание физических качеств.
Преимущественная направленность спортивной подготовки детей определяется с учётом возрастных, сенситивных периодов развития физических качеств. Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера или физическое качество наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. Сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения в той или иной жизненной ситуации. Если тренировочный процесс организован правильно, то ребёнку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сенситивный период. Период до 10 лет наиболее эффективен для развития скоростных, скоростно-силовых качеств, общей выносливости, гибкости, координации, чувства равновесия, осанки.
2. Формирование базового фонда двигательных умений, навыков из различных видов спорта.
В период младшего школьного возраста методически грамотно использовать игровой метод обучения в качестве основного. Игровой метод заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий, правил игры. Присущий игровому методу обучения фактор удовольствия, эмоциональности, широкий выбор разнообразных способов достижения цели способствует формированию устойчивого позитивного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
3. Освоение детьми доступных знаний в области физической культуры и спорта.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы к новым знаниям и с радостью повторяют за старшими те, или иные действия не включая критический ум. На ознакомительном этапе тренировок очень важно сразу правильно показывать и доступно объяснять двигательные действия, придумывая яркие, запоминающиеся образы, которые в дальнейшем послужат ориентиром в учебной, повседневной, спортивной, трудовой жизни взрослеющей личности.
Для детей до 10 лет можно порекомендовать такие виды спорта, как гимнастика, плавание, легкая атлетика, игровые виды: футбол, баскетбол, волейбол – виды спорта, которые имеют апробированную методику подготовки детей младшего школьного возраста.
Касательно спортивных единоборств: бокс, борьба, фехтование стоит отметить, что программы подготовки спортсменов в этих дисциплинах составлены и утверждены для детей от 10 лет, не ранее. Это связано с повышенной состязательностью и агрессивностью поединков с одной стороны и повышенным травматизмом с другой. Родителям всегда стоит помнить о том, что спортивные единоборства, как и любой иной вид профессионально-спортивной деятельности имеет свои позитивные и негативные последствия. Формирование в спорте целеустремлённости в состязательном поединке приводит к агрессивности. Направленность на победу, превосходство - взращивает гордыню и эгоизм. Высокие физические нагрузки и соревнования – скорее перегрузки для психики. Уверенность в собственных силах притупляет сочувствие.
Важно отдать ребёнка не просто в секцию, лишь бы чем-то занять его, но в школу, где работает тренер-профессионал, который способен максимально снизить негативные последствия спортивных тренировок, замотивировать юного воспитанника на многолетнюю тренировку с сохранением физического и психического здоровья. Тогда спортивная тренировка благотворно влияет на успеваемость в школе, на всестороннее развитие физических качеств, сосредоточенность, организованность, коммуникабельность.
В Ставропольском крае, кроме спортивных единоборств, огромную популярность имеют такие виды боевых искусств, как айкидо, каратэ, тэквондо, ушу. Допуск к занятиям по этим видам определяется тренером индивидуально по каждому конкретному ребёнку на этапе собеседования с родителями и самим ребёнком. Критерием принятия в группу восточных единоборств служит график проведения занятий, уровень общей подготовки группы, уровень мотивации родителей и ребёнка к тренировкам, культура и взаимоотношения в кругу семьи, уровень школьной успеваемости, психологический портрет личности ребёнка.
Стоит особо отметить роль родителей на начальном этапе обучения: их дисциплинированность и возможность уделить время на сопровождение ребёнка в школу боевых искусств влияет на регулярность посещения занятий и, как следствие, уровень мастерства юного воспитанника.
Тренировкам в боевых искусствах свойственны негативные и позитивные последствия в той же мере, что и спортивным единоборствам, но с особым акцентом. Тренер боевого искусства – сенсей. Сенсей в переводе с японского означает буквально: «тот кто прежде рождён». Сенсей – это человек, имеющий жизненный опыт, мастерство в избранном виде искусства, с чётко обозначенной жизненной позицией, зачастую имеющей расхождение с господствующим мнением общества. Почему так? Практика боевого искусства формирует целостную, независимую, свободную личность с глубоким знанием психологии себя самого и окружающих людей. Ведь задачей спортсмена в спортивном поединке является умение понравиться большинству зрителей, публичность, зрелищность, внешняя форма. Основная задача воина – умение предвосхитить агрессию, остановить столкновение, до момента физического контакта. Поединок мастера боевого искусства не публичен, не зрелищен, кто сможет оценить внутреннее состояние профессионала извне, когда форма скрывает содержание…? В айкидо есть пословица: «По-настоящему хороший клинок всегда остаётся в своих ножнах».
Родители могут ответственно подойти к физическому, психическому, духовному воспитанию своего ребёнка только тогда, когда они сами имеют опыт в спортивной деятельности. Ребёнок лишь тогда станет мастером, профессионалом, когда у него перед глазами есть позитивный опыт его самых авторитетных людей – папы, мамы до 10 лет…
(с) Андрей Ханин
Связаные материалы:
Последние материалы:
Старые материалы:
|