akidom, айкидом - федерация айкидо ставропольского края. Айкидо Ставрополь

Библиотека > Биографии > Айкикай
закрытая дверь
полоска света под ней
войти не решусь
Айкикай
01.03.2025 17:34
Связь между районом Синдзюку в Токио и штаб-квартирой Aikikai очевидна практически для всех практикующих, связанных с этой организацией. Действительно, внушительное пятиэтажное здание ежегодно принимает сотни практикующих со всего мира, в том числе большинство инструкторов с самым высоким рейтингом. Однако мало кто знает историю этого места. На самом деле, только когда основателю айкидо Уэсибе Морихэю исполнилось 48 лет, он окончательно обосновался со своим додзё и организацией в районе Синдзюку, который сегодня известен как Вакамацу-тё. В этой статье я хотел бы перенести вас в прошлое и рассказать об истории создания штаб-квартиры айкидо в Токио.
Череда Временных Додзе
Уэсиба Морихэй переехал в Токио в 1926 году по приглашению адмирала Императорского флота Такэситы Исаму1. Бизнесмен Умэда Киёси2 предоставил часть своего дома в Айзуми-тё, в районе Ёцуя, в распоряжение Морихэя, чтобы тот мог жить там и заниматься дзюдо. В то время остальные члены семьи Уэсиба всё ещё жили в Аябе и переехали в Токио только в сентябре 1927 года. Вскоре после этого Морихэй переехал в другой дом, предоставленный ему в безвозмездное пользование богатым промышленником Моримурой Итидзаэмоном3, на этот раз расположенный в районе Синагава. Дом также служил додзё. В 1927 году Ямамото Киёси, сын адмирала Ямамото Гомбэя4, позволил Морихэю арендовать компактный трёхэтажный дом в Сирогане, Сиба, за 25 иен в месяц. Тренировки проходили в другом месте, во второй резиденции герцога Симадзу5, в зале для игры в бильярд, переоборудованном в большое додзё примерно на 100 татами.

История Айкикай Хомбу Додзё

Когда основателю айкидо Уэсибе Морихэю исполнилось 48 лет, он окончательно обосновался со своим додзё и организацией в районе Синдзюку, который сегодня известен как Вакамацу-тё. 

Череда Временных ДодзеУэсиба Морихэй переехал в Токио в 1926 году по приглашению адмирала Императорского флота Такэситы Исаму. Бизнесмен Умэда Киёси предоставил часть своего дома в Айзуми-тё, в районе Ёцуя, в распоряжение Морихэя, чтобы тот мог жить там и заниматься дзюдо. В то время остальные члены семьи Уэсиба всё ещё жили в Аябе и переехали в Токио только в сентябре 1927 года. Вскоре после этого Морихэй переехал в другой дом, предоставленный ему в безвозмездное пользование богатым промышленником Моримурой Итидзаэмоном, на этот раз расположенный в районе Синагава. Дом также служил додзё.

В 1927 году Ямамото Киёси, сын адмирала Ямамото Гомбэя, позволил Морихэю арендовать компактный трёхэтажный дом в Сирогане, Сиба, за 25 иен в месяц. Тренировки проходили в другом месте, во второй резиденции герцога Симадзу, в зале для игры в бильярд, переоборудованном в большое додзё примерно на 100 татами.

Временное додзё в Сирогане-Сарумати, Сиба. Слева от Уэсибы Морихэя — Такэсита Исаму.

Именно в этот период Морихэй обучал многих офицеров и высокопоставленных лиц. В 1928 году семья Уэсиба снова переехала в дом, предоставленный бароном Кацудзи Уцуми6 в Цунамимати, Мита, Сиба, и додзё также было основано там же. Впоследствии семья арендовала за 85 иен в месяц дом в Курумамати, Сиба, принадлежавший отставному командующему Императорским флотом Мацусите. Дом был очень маленьким, и додзё занимало всего 8 татами, из-за чего растущему числу учеников приходилось тренироваться по очереди. В 1930 году додзё снова сменило местоположение и обосновалось в районе Мэйдзиродай, чтобы можно было построить новое постоянное додзё. Именно в Мэйдзиро додзё Морихэя посетил Кано Дзигоро, основатель Кодокана дзюдо.

Строительство Кобукана

С увеличением числа новых учеников пришло время найти более подходящее место. Благодаря покровительству высокопоставленных лиц и сторонников, в частности адмирала Такэситы, в 1931 году основателю удалось открыть додзё, предназначенное для постоянной практики айкидо в районе Вакамацу-тё, в районе Усигомэ (ныне известном как Синдзюку). Это человек по имени Хаттори, управляющий поместьями семьи Огасавара, который способствовал продаже одной из их резиденций, земля под которой должна была пойти на строительство Хомбу Додзё.

Церемония открытия Кобункан (апрель 1931 г.). Каллиграфическая надпись на задней стене додзё была сделана Дегути Онисабуро и гласит «Уэсиба Дзюку» (植芝塾, Школа Уэсиба).

Полученное в результате деревянное здание площадью около 120 квадратных метров (80 татами) получило название Кобункан (皇武館道場, «Зал императорских воинов»). После завершения строительства здание также служило домом для семьи Уэсиба, а также для двадцати учи-дэси8. Расписание состояло из двух занятий утром и трёх вечером с бесплатными тренировками между ними. Из-за интенсивного темпа и жёсткости занятий, а также из-за присутствия очень опытных практиков из других дисциплин додзё быстро стало известно как «Адское додзё в Ушигоме». Этот золотой век айкидо также был временем, когда в Токио и Осаке было открыто несколько додзё-спутников. Искусство, которым в то время занимался Уэсиба, называлось по-разному: айки-дзю-дзюцу, айки-бу-дзюцу, а позже айки-бу-до.

Создание Кобукай

Создание административного органа для облегчения управления финансами и деятельностью Морихэя в Токио стало необходимостью, и в 1939 году несколько его ключевых сторонников помогли ему основать 30 апреля 1940 года некоммерческую организацию Zaidan Hojin Kobukai (財団法人皇武会). Официальное разрешение было получено от Томосуэ Ёдзи, чиновника Министерства здравоохранения. Крупным благотворителем был бизнесмен Миядзака Сёдзо, который пожертвовал фонду 20 000 иен. Первым президентом был не кто иной, как адмирал Такэсита, а вице-президентом — генерал Хаяси Кацура. Членами правления были принц Коноэ Фумимаро, маркиз Маэда Тоситаме, Годо Такуо, Фудзита Кинъя, Окада Козабуро, Томита Кэндзи и Футаки Кэндзо.

Камидза из Кобукана

Позже, в 1942 году, айкидо наконец получило своё окончательное название. Однако это было не столько результатом размышлений Морихэя о том, как назвать его искусство и его философию, сколько бюрократическим решением, принятым Дай Ниппон Бутокукай (大日本武徳会), организацией боевых искусств в Японии, чтобы стандартизировать название дисциплины по образцу дзюдо, каратедо и кэндо. Этот термин также использовался для обозначения нескольких видов дзюдо, включая искусство Уэсибы, но не только.

Главное додзе Кобукана изнутри

Вторая мировая война

С началом военных действий в Японии большинство учеников Морихэя были призваны на службу, и деятельность в додзё постепенно сошла на нет. Этот период совпал с отъездом Морихэя в Ибараки. По мере усиления конфликта деятельность в додзё полностью прекратилась, и оно стало убежищем для семей, потерявших свои дома из-за частых бомбардировок американцами. Кобункан был единственным зданием в округе, которое устояло перед бомбардировками, в основном благодаря усилиям второго досю Уэсибы Киссёмару, сына основателя, который по просьбе отца оставался в Токио на протяжении всего конфликта и несколько раз рисковал жизнью, чтобы тушить пожары на крыше. В конце войны, 15 августа 1945 года, фонд «Кобукай» был расформирован в соответствии с решением генерала Макартура приостановить практику боевых искусств. В последующие годы официальное управление айкидо и Киссёмару, додзё-тё, обосновалось в Иваме, чтобы сохранить искусство в более уединённом месте, вдали от внимания оккупантов. Какое-то время здание Кобукана даже использовалось оккупационными войсками в качестве танцевального зала. Киссёмару пришлось проявить большое терпение, устраняя ущерб и мародёрство, и последний беженец покинул додзё только в 1955 году.

Основание Айкикай

Киссёмару вернулся в Токио в 1948 году, где работал клерком в компании «Осака Сёдзи», чтобы содержать семью, финансировать работу додзё и обеспечивать средствами к существованию студентов, живущих в додзё. Начало было трудным, и додзё привлекало мало учеников. Несмотря на это, с самого начала проводилось не менее трёх ежедневных занятий. Киссёмару обычно проводил первое занятие в 6:30, а последнее — в 18:30. Иногда ему приходилось отпрашиваться с работы, чтобы провести дневное занятие, когда никого другого не было. В то время крыша всё ещё не была отремонтирована, и додзё было разделено на две части перегородкой, чтобы отделить пространство, занимаемое беженцами, от тренировочной площадки.

Директора старого фонда «Кобукай» решили, что пришло время снова добиться признания их практики правительством. Благодаря работе Уэсибы Киссёмару, Фудзиты Кинъя, Ниси Кацудзо, Сэко Сэйити и Накаямы Коси, Фонд Айкикай (財団法人合気会, Дзайдан ходзин Айкикай) был официально утверждён Министерством образования 9 февраля 1948 года, что позволило официально возобновить практику айкидо на Японском архипелаге после многих лет застоя.

На самом деле именно власти рекомендовали временно перенести администрацию Хомбу в Иваму, главным образом для того, чтобы избежать трений с оккупационными войсками. В 1948 году название главного додзё было изменено на «Додзё Айкидо Хомбу Фонда Айкикай» (合気道本部道場 公益財団法人合気会), а в 1953 году оно было изменено с додзё Ивама на додзё в Токио.

Кобукан в 1967 году

 

В 1950 году начал выходить журнал Aikikai-ho, издаваемый фондом, и продолжает выходить по сей день под названием Aikido Shinbun. В то время О-сэнсэй сам начал часто приезжать в Токио, чтобы преподавать. Додзё, которым теперь управляет Киссёмару, впервые открыло свои двери для неяпонцев. Первый послевоенный учи деши переехал сюда, и в 1955 году Хомбу Додзе в течение трех лет принимал француза Андре НоскеАндре Носке (1914-1999) был преподавателем айкидо 8-го дана. Он был одним из первых неяпонцев, практиковавших это искусство, и первым иностранным учи-дэси в Хомбу-додзё, его первым иностранным учеником, проживавшим в додзё. Нокэ оказался важным фактором для развития айкидо в Японии и за рубежом благодаря своим многочисленным связям в иностранных посольствах. Вторым иностранным студентом, поселившимся в додзё, был американец Терри Добсон, за ним последовал ряд других иностранных сото дэси, включая Генри Коно из Канады и Алана Раддока из Ирландии. В 1963 году американский астронавт Джон Гленн посетил додзё и встретился с Уэсибой Морихэем.

Джон Гленн встречается с Уэсибой Морихэем в Хомбу Додзё в 1963 году.


Строительство нового додзе

Рост популярности айкидо продолжался, несмотря на хаос послевоенного периода, и число учеников неуклонно увеличивалось. Примерно в 1955 году занятия стали проводиться не три раза в день, а пять, а в 1965 году начались воскресные занятия. В 1967 году деревянное додзё было снесено, чтобы освободить место для современного трёхэтажного здания из железобетона.
Заливка фундамента (фотография опубликована в июньском выпуске журнала Aikido Shinbun за 1966 год).
Место, где когда-то стоял Кобукан, стало домом для семьи Уэсиба, а додзё располагалось на соседнем участке. Строительство началось в марте 1967 года.
О Сэнсэй проводит синтоистскую церемонию, посвящённую началу строительства Хомбу Додзё в 1967 году.
Додзё было спроектировано и построено примерно за 10 месяцев. Новое здание было официально открыто в пятницу, 12 января 1968 года, во время торжественной церемонии. Около 1200 человек приехали со всей Японии, чтобы отпраздновать это событие. Уэсиба Киссёмару выступил с речью, за которой последовали выступления других почётных гостей, а также демонстрации О Сэнсэя, Уэсибы Киссёмару, Тохэя Коити, Осавы Кисабуро и Сайто Морихиро. Церемония длилась более полутора часов. После этого в небольшом додзё на втором этаже состоялся праздничный ужин.
Оригинальное трёхэтажное здание Aikikai Hombu Dojo (1968).
Уэсиба Киссёмару Досю написал следующую статью о новом здании. Она была опубликована в майском номере журнала Aikido Newspaper за 1968 год:

"Прошло уже пять месяцев с тех пор, как в додзё айкидо начались занятия. Из-за больших изменений, произошедших со старым додзё, построенным из дерева, и появлением ультрасовременного нового додзё, поначалу некоторые люди считали, что вся эта модернизация не совсем подходит для айкидо, но постепенно это ощущение ослабевает. По сравнению со временем, когда у нас было старое додзё, количество учеников, которые приходят в наш зал каждый день в поисках гармонии и мира и наслаждаются практикой, уже почти в два раза больше. Поэтому можно сказать, что, поскольку мы уже на пятом месяце, эпоха нового додзё началась. Я с трудом нахожу слова, чтобы выразить свои искренние чувства по отношению к членам клуба и людям, интересующимся айкидо, которые поддерживали строительство здания. Морихэю Уэсибе, основателю айкидо, скоро исполнится 90 лет, но, к счастью, он здоров и продолжает идти своим путём. Выражая истину этого пути, не стоит довольствоваться небольшими успехами. Вместо этого мы должны стремиться к большим достижениям — будь то в самих тренировках или в различных функциях и событиях, связанных с тренировками, — и вместе идти по пути айкидо." Уэсиба Киссёмару, председатель правления Всемирной штаб-квартиры Айкидо — газета Айкидо, том 5, № 2, май 1968 г.

Карта додзё была опубликована в том же выпуске газеты «Айкидо» и даёт очень хорошее представление о том, как оно выглядело и как мало изменилось за прошедшие годы.
План нового додзё Хомбу, опубликованный в майском номере журнала Aikido Newspaper за 1968 год.
В том же году была создана школа айкидо (合気道学校, айкидо-гакко), а Хомбу Додзё было признано правительством Токио единственной школой, обучающей айкидо. Сегодня додзё предлагает различные курсы для начинающих, практикующих среднего уровня и продвинутых. В 1970 году начались отдельные занятия для начинающих и женщин. Здание было модернизировано в 1973 году путём добавления четвёртого и пятого этажей, в результате чего общая площадь для занятий составила около 380 квадратных метров (250 татами), распределённых по трём додзё. Основная зона для занятий, где проводятся продвинутые занятия, занимает 105 матов татами (162 квадратных метра), второе додзё — 72 мата татами (112 квадратных метров), а третье додзё — 42 мата татами (65 квадратных метров).
Современное пятиэтажное здание Aikikai Hombu Dojo (2008).
В 1975 году были добавлены занятия для детей, а к 1985 году, после введения в Японии пятидневной рабочей недели, расписание тренировок по субботам и воскресеньям было расширено. В 1994 году на третьем этаже резиденции семьи Уэсиба были открыты зал для совещаний и архив. Зал для совещаний в основном используется для заседаний совета директоров Айкикай и Японской федерации айкидо, а архивное помещение — для хранения личных вещей и каллиграфических работ основателя. Эти дополнения были сделаны для того, чтобы укрепить статус Хомбу-додзё как центра айкидо.
Архивный зал, посвященный памяти О Сэнсэя.
Согласно своему статусу, Хомбу Додзё стремится к обогащению и развитию айкидо под руководством Досю Уэсибы Мориэру при поддержке команды инструкторов, которые вместе работают над тем, чтобы оправдать и превзойти ожидания мира.

Курсы и мероприятия, проводимые в Хомбу Додзе

Сегодня более 500 членов Hombu Dojo могут заниматься каждый день с 6:00 до 20:00, и три додзё интенсивно используются в течение дня. Более тридцати профессиональных преподавателей, имеющих степень от 2-го до 9-го дана, проводят занятия, а регулярные занятия проводятся под руководством преподавателей, имеющих 6-й дан и выше.

Помимо обычных занятий, проводятся специальные сезонные сессии, такие как сётюгэико (暑中稽古, летняя тренировка, которая проходит с конца июля до начала августа) и кангэико (寒稽古, зимняя тренировка, которая проходит с конца января до начала февраля). Обе сессии длятся 10 дней подряд, и ученики, посещающие хотя бы одно занятие в день, получают сертификат о посещении.
Сертификат Kangeiko 2012
Стажировки также проводятся для средних школ во время весенних и летних каникул.

За день до Нового года, с 23:30 до 00:30, досю проводит эцунэнгайко (越 稽古, практику в конце года) — специальное занятие, на котором более 200 участников встречаются, чтобы потренироваться в большом додзё на третьем этаже. Во время наорай (直会, банкета), который следует за церемонией, досю произносит речь, а затем все участники празднуют Новый год, поедая нихонсю и еду, которую ранее предлагали богам.

Кагамибираки (鏡開き, «открытие зеркала») — церемония встречи Нового года, во время которой разбивают рисовый пирог моти. Она проходит в воскресенье второй недели января. Около 1000 практикующих со всей Японии собираются вместе и заполняют три додзё в здании. По этому случаю досю проводит демонстрацию в качестве подношения богам. Кроме того, объявляются результаты продвижения по данам (чёрным поясам) за год, и проводится церемония, на которой досю вручает дипломы старшим практикующим.



 

 

 



 
Рейтинг@Mail.ru