Анимэ и сверхнормальный стимул
Эта статья не критикует анимэ. Критиковать анимэ вообще - это примерно то же самое, что, к примеру, критиковать фильмы вообще. И к обычным, и к мультипликационным фильмам я отношусь строго индивидуально. Если говорить про анимэ, то мне чрезвычайно нравится практически все картины Хайяо Миядзаки... Там столько милоты и трогательности, столько доброты и мягкости, что я, как полагается сентиментальной сволочи, бываю тронут до слёз во время просмотров некоторых его работ. В своё время подобное действие неожиданно для меня самого оказал на меня и отечественный мультфильм "Снежная Королева" (1957 г) - кстати, один из любимых мультиков самого Миядзаки! Можно отметить, персонажи этого советского мультика тоже, я бы сказал, немного анимэшные... Так что да, люблю я умиляться, люблю я, когда показывают милоту и благородство, а потому ряд японской анимации по праву должны входить в золотой фонд лучших кинокартин человечества. Впрочем, анимэ бывает и суровым. На меня глубокое впечатление произвела картина "Могила светлячка" - военная драма, проникновенная и глубоко трагичная... Спокойно я реагирую и на насилие в анимэ - если есть пометка 16+, то нет проблем. Сентиментальность никак не мешает мне ценить жёсткое, реалистичное кино - может даже помогает. Ну да хватит о моих личных вкусах - лучше поговорим о чайках.
Профессор Нико Тинберген (лауреат Нобелевской премии по этологии, кстати) в книге 'Мир серебристой чайки' описывает феномен "сверхнормального стимула" - очень интересное явление. У ряда птиц есть врождённая реакция на определённые сигналы - к примеру, птенцы серебристой чайки реагируют на красное пятно на клюве родителя тем, что раскрывают рты, требуя пищи. Получается, что именно пятно вызывает у них желание просить еду, а не сама мама-чайка. Хитрые учёные решили сделать искусственный сверхстимул, нарисовав красное пятно на фанерке, которое было ярче, больше, заметнее, чем естественное пятно на клюве мамы. И птенцы стали реагировать на него значительно охотнее, чем на реальную родительницу с её невзрачным пятнышком. Другой пример "сверхнормального" стимула - это искусственное яйцо, которое в точности копирует настоящее, только крупнее в несколько раз. Птица наседка бросает своё родное яйцо и пытается высиживать гигантское, иногда превышающее в размерах саму наседку! Возникает резонный вопрос - а нет ли и у человека чего нибудь такого же? Разумеется, это не может выражаться таким абсурдным образом, как у птичек, но всё же... Сам Тинберген со ссылкой на Конрада Лоренца считает, что в некоторой степени да, есть и у нас врождённые реакции на некоторые сигналы... На прикреплённом рисунке изображены детёныши разных видов, и всех их объединяют общие признаки, которые вызывают у нас нежное чувство умиления - укороченная и уменьшенная мордашка, большие глаза, выпуклый лоб, большая голова, пухлые щёчки и милая неуклюжесть.
Вернёмся теперь к анимэ. Оно рисуется по-разному, но для большинства характерно рисовать персонажей с характерными чертами - со всеми перечисленными признаками детёныша, складывающимися в "комплекс милоты". Говоря языком анимешников, который уже отчасти перешёл в в обычный разговорный язык - персонажи анимэ няшные. Наряду с умилительно детскими глазастенькими личиками, анимэ-персонажи могут обладать сексуальной фигурой. Да, они сексуально выглядят, иногда даже сверхсексуально. При виде некоторых нарисованных "тян" с гипертрофированными половыми признаками, мне сразу вспоминается гигантское яйцо, на которое пытается взгомозиться охваченная страстью наседка. Гипертрофированы так же их проявления кокетства, все эмоциональные реакции... Закономерно появилось анимэ для взрослых (хотя основная аудитория вообще анимэ и хентая в частности, это по большей части подростки) со всякими поджанрами типа яой и юри. Эротика и в особенности порнография сама по себе является "сверхнормальным" стимулом, который может, кстати, при злоупотреблении переходить в зависимость от него и естественные стимулы уже так не заводят... Порноанимэ в этом случае можно рассматривать, как двойной сверхстимул: порнография + анимэ стилистика. Никогда живой парень или девушка не будет привлекательнее, милее и желаннее искусственного персонажа. Можно ещё отметить, что рисованный разврат может иными людьми восприниматься проще и легче, так как "при съёмках ни одно животное не пострадало".
Гипертрофированные эмоции
Гипертрофированные эмоции
Детское личико + гипертрофированные вторичные половые признаки
Детское личико + гипертрофированные вторичные половые признаки
Разумеется, я не проводил полноценного исследования с тестированием и обработкой статистических данных, я говорю исключительно свои субъективные наблюдения, которые накопились у меня за годы работы с молодёжью. Так вот, я наблюдаю у них более часто встречающиеся, в сравнении с другими группами населения, особенности:
- Эмоциональная неустойчивость
- Нарочитая инфантильность
- Склонность к эскапизму
- Демонстративность
- Бывают проблемы с гендерным определением и половой самоидентификацией.
Перечисленные признаки могут быть отнесены к гигантскому количеству людей подросткового возраста, я всё понимаю, но всё же все перечисленные особенности для анимешников, как я думаю, более характерны - надеюсь, по понятным причинам. Нет, я не делаю вывод в стиле "анимэ убивает наших детей!!" - вероятно, что в разряд фанатов попадают лишь те, кто уже изначально отличался и эмоциональной неустойчивостью, и наличием проблем в социализации и т.д. Тут мы сталкиваемся с проблемой первичности курицы и яйца. В то же время, как я думаю, в этом вопросе причина и следствие переплетаются в один замкнутый круг, как спазм и боль. Спазм порождает боль, боль порождает спазм - круг замкнулся.
Анимэ - это, наверно, самый японский брэнд. Это то, в чём проявляется японская культурная экспансия. У США Голливуд и супергерои, а у Японии анимэ и лоли. Любая культурная единица, культурный брэнд - это палка о двух концах. Один конец бьет по миру вокруг, второй же упрётся в того, кто эту палку породил. Ну и разумеется, анимэ, как и каждая культурная единица, будет на себе нести черты того общества, которое её породило.
Японское общество, с одной стороны, очень продвинутое. Высокий уровень жизни, много долгожителей, отличная техника и всё такое. Очень оригинальная, самобытная культура. В конце восьмидесятых Япония стала второй экономикой мира, подвинув на третье место могучий, но уже порядком скурвившийся и не сумевший выправиться Советский Союз. Виват, Япония! Но при этом есть в японском обществе особенности, которые тоже нельзя игнорировать. Это:
- Самая низкая (или одна из самых низких - смотря какие источники брать) рождаемость в мире. К 2040 году на людей старше 65 лет в стране будет приходиться более 36% жителей. По данным властей, к 2030 году численность работоспособного населения страны сократится на 12,4%.
- Высокий уровень суицида. Данные по суицидам, как правило, не всегда являются достоверными и нередко сильно разняться в разных источниках, но Япония традиционно находится в первой пятёрке-тройке стран.
- Всё увеличивающиеся количество радикальных социальных аутсайдеров - "хикикомори". Японское название этого феномена сразу даёт нам понять, откуда родом само явление. Хикки есть не только в Японии, но наибольшего масштаба это явление достигает на своей родине.
- Слом культурных институтов и одновременно невозможность переступать ряд культурных табу. Считается, что японское общество - это общество очень одиноких людей, не умеющих общаться друг с другом в условиях современности, но одновременно оно с мощными коллективистскими традициями...
Так что может быть, что проблема не в анимэ, а в японском (говоря более широко - в вообще современном) обществе? Тот же гениальный Миядзаки последовательно критикует глобализацию и капиталистические отношения как таковые - неспроста, наверное.
Трагично и печально это всё, мне искренне жаль японцев. Тенденции у них действительно не очень хорошие и, как мне кажется, не очень здоровые. Трудоголизм, отчаянная борьба за успех, не менее отчаянное, безумное веселье в немногие крохи свободного времени, культ школьниц, виртуальные поп-звёзды, камеры для сверхинтенсивного сна (для экономии времени), глубинный комплекс собственной некрасивости... Вот выдержка из Википедии: "Внутри Японии стиль прорисовки аниме и манга-персонажей подвергается критике из-за их излишней нереалистичности, в частности «красивым» персонажам предают выраженные европеоидные черты лица и тела, например светлые волосы/глаза, узкие нос и губы, высокий рост итд. Это по мнению критиков, закрепляет внутри японского общества ещё сильнее стереотип, что быть белым — быть априори красивым и становится причиной того, что многие молодые японцы страдают комплексами из-за своей внешности и стремятся изменить себя прибегая с разным косметическим или даже операционным изменениям, чтобы больше быть похожими на персонажей из аниме". И японцев можно понять - зачем довольствоваться ограниченной, серой и скучной реальностью, когда есть виртуальный мир, наполненный искусственными "сверхнормальными" стимулами?
Б.Мединский
Эта статья не критикует анимэ. Критиковать анимэ вообще - это примерно то же самое, что, к примеру, критиковать фильмы вообще. И к обычным, и к мультипликационным фильмам я отношусь строго индивидуально. Если говорить про анимэ, то мне чрезвычайно нравится практически все картины Хайяо Миядзаки... Там столько милоты и трогательности, столько доброты и мягкости, что я, как полагается сентиментальной сволочи, бываю тронут до слёз во время просмотров некоторых его работ. В своё время подобное действие неожиданно для меня самого оказал на меня и отечественный мультфильм "Снежная Королева" (1957 г) - кстати, один из любимых мультиков самого Миядзаки! Можно отметить, персонажи этого советского мультика тоже, я бы сказал, немного анимэшные... Так что да, люблю я умиляться, люблю я, когда показывают милоту и благородство, а потому ряд японской анимации по праву должны входить в золотой фонд лучших кинокартин человечества. Впрочем, анимэ бывает и суровым. На меня глубокое впечатление произвела картина "Могила светлячка" - военная драма, проникновенная и глубоко трагичная... Спокойно я реагирую и на насилие в анимэ - если есть пометка 16+, то нет проблем. Сентиментальность никак не мешает мне ценить жёсткое, реалистичное кино - может даже помогает. Ну да хватит о моих личных вкусах - лучше поговорим о чайках.
Профессор Нико Тинберген - лауреат Нобелевской премии по этологии в книге 'Мир серебристой чайки' описывает феномен "сверхнормального стимула" - очень интересное явление. У ряда птиц есть врождённая реакция на определённые сигналы - к примеру, птенцы серебристой чайки реагируют на красное пятно на клюве родителя тем, что раскрывают рты, требуя пищи. Получается, что именно пятно вызывает у них желание просить еду, а не сама мама-чайка. Хитрые учёные решили сделать искусственный сверхстимул, нарисовав красное пятно на фанерке, которое было ярче, больше, заметнее, чем естественное пятно на клюве мамы. И птенцы стали реагировать на него значительно охотнее, чем на реальную родительницу с её невзрачным пятнышком.
Другой пример "сверхнормального" стимула - это искусственное яйцо, которое в точности копирует настоящее, только крупнее в несколько раз. Птица наседка бросает своё родное яйцо и пытается высиживать гигантское, иногда превышающее в размерах саму наседку!
Возникает резонный вопрос - а нет ли и у человека чего нибудь такого же? Сам Тинберген со ссылкой на Конрада Лоренца считает, что у нас врождённые реакции на некоторые сигналы... На прикреплённом рисунке изображены детёныши разных видов, и всех их объединяют общие признаки, которые вызывают у нас нежное чувство умиления - укороченная и уменьшенная мордашка, большие глаза, выпуклый лоб, большая голова, пухлые щёчки и милая неуклюжесть.
Для большинства персонажей анимэ характерно рисовать персонажей с характерными чертами - со всеми перечисленными признаками детёныша, складывающимися в "комплекс милоты", персонажи анимэ няшные. Наряду с умилительно детскими глазастенькими личиками, анимэ-персонажи могут обладать сексуальной фигурой.
Да, они сексуально выглядят, иногда даже сверхсексуально. При виде некоторых нарисованных "тян" с гипертрофированными половыми признаками, мне сразу вспоминается гигантское яйцо, на которое пытается взгомозиться охваченная страстью наседка. Гипертрофированы так же их проявления кокетства, все эмоциональные реакции...
Закономерно появилось анимэ для взрослых (хотя основная аудитория вообще анимэ и хентая в частности, это по большей части подростки) со всякими поджанрами типа яой и юри. Эротика и в особенности порнография сама по себе является "сверхнормальным" стимулом, который может, кстати, при злоупотреблении переходить в зависимость от него и естественные стимулы уже так не заводят...
Порноанимэ в этом случае можно рассматривать, как двойной сверхстимул: порнография + анимэ стилистика. Никогда живой парень или девушка не будет привлекательнее, милее и желаннее искусственного персонажа. Можно ещё отметить, что рисованный разврат может иными людьми восприниматься проще и легче, так как "при съёмках ни одно животное не пострадало".
Детское личико + гипертрофированные вторичные половые признаки
Я наблюдаю у современной молодёжи более часто встречающиеся, в сравнении с другими группами населения, особенности: - Эмоциональная неустойчивость - Нарочитая инфантильность - Склонность к эскапизму - Демонстративность - Бывают проблемы с гендерным определением и половой самоидентификацией. Перечисленные признаки могут быть отнесены к гигантскому количеству людей подросткового возраста, я всё понимаю, но всё же все перечисленные особенности для анимешников, как я думаю, более характерны - надеюсь, по понятным причинам. Нет, я не делаю вывод в стиле "анимэ убивает наших детей!!" - вероятно, что в разряд фанатов попадают лишь те, кто уже изначально отличался и эмоциональной неустойчивостью, и наличием проблем в социализации и т.д.
Тут мы сталкиваемся с проблемой первичности курицы и яйца. В то же время, как я думаю, в этом вопросе причина и следствие переплетаются в один замкнутый круг, как спазм и боль. Спазм порождает боль, боль порождает спазм - круг замкнулся.
Анимэ - это, наверно, самый японский брэнд. Это то, в чём проявляется японская культурная экспансия. У США Голливуд и супергерои, а у Японии анимэ и лоли. Любая культурная единица, культурный брэнд - это палка о двух концах. Один конец бьет по миру вокруг, второй же упрётся в того, кто эту палку породил. Ну и разумеется, анимэ, как и каждая культурная единица, будет на себе нести черты того общества, которое её породило.
Японское общество, с одной стороны, очень продвинутое. Высокий уровень жизни, много долгожителей, отличная техника и всё такое. Очень оригинальная, самобытная культура. В конце восьмидесятых Япония стала второй экономикой мира, подвинув на третье место могучий, но уже порядком скурвившийся и не сумевший выправиться Советский Союз. Виват, Япония! Но при этом есть в японском обществе особенности, которые тоже нельзя игнорировать. Это:
- Самая низкая рождаемость в мире. К 2040 году на людей старше 65 лет в стране будет приходиться более 36% жителей. По данным властей, к 2030 году численность работоспособного населения страны сократится на 12,4%. - Высокий уровень суицида. Данные по суицидам, как правило, не всегда являются достоверными и нередко сильно разняться в разных источниках, но Япония традиционно находится в первой пятёрке-тройке стран. - Всё увеличивающиеся количество радикальных социальных аутсайдеров - "хикикомори". Японское название этого феномена сразу даёт нам понять, откуда родом само явление. Хикки есть не только в Японии, но наибольшего масштаба это явление достигает на своей родине. - Слом культурных институтов и одновременно невозможность переступать ряд культурных табу. Считается, что японское общество - это общество очень одиноких людей, не умеющих общаться друг с другом в условиях современности, но одновременно оно с мощными коллективистскими традициями.
Так что может быть, что проблема не в анимэ, а в японском (говоря более широко - в вообще современном) обществе? Тот же гениальный Миядзаки последовательно критикует глобализацию и капиталистические отношения как таковые - неспроста, наверное.
Трагично и печально это всё, мне искренне жаль японцев. Тенденции у них действительно не очень хорошие и, как мне кажется, не очень здоровые. Трудоголизм, отчаянная борьба за успех, не менее отчаянное, безумное веселье в немногие крохи свободного времени, культ школьниц, виртуальные поп-звёзды, камеры для сверхинтенсивного сна (для экономии времени), глубинный комплекс собственной некрасивости...
Выдержка из Википедии: "Внутри Японии стиль прорисовки аниме и манга-персонажей подвергается критике из-за их излишней нереалистичности, в частности «красивым» персонажам предают выраженные европеоидные черты лица и тела, например светлые волосы/глаза, узкие нос и губы, высокий рост итд. Это по мнению критиков, закрепляет внутри японского общества ещё сильнее стереотип, что быть белым — быть априори красивым и становится причиной того, что многие молодые японцы страдают комплексами из-за своей внешности и стремятся изменить себя прибегая с разным косметическим или даже операционным изменениям, чтобы больше быть похожими на персонажей из аниме". И японцев можно понять - зачем довольствоваться ограниченной, серой и скучной реальностью, когда есть виртуальный мир, наполненный искусственными "сверхнормальными" стимулами?
Б.Мединский 22. 06. 2019
Связаные материалы:
Последние материалы:
Старые материалы:
|