akidom, айкидом - федерация айкидо ставропольского края. Айкидо Ставрополь

Библиотека > Японские традиции > Мицуги Саотомэ "Принципы Айкидо". О ношении хакама.
запах тамбура
начинается твое
путешествие
Мицуги Саотомэ "Принципы Айкидо". О ношении хакама.
08.11.2017 16:38

Мицуги Саотомэ Хакама

Когда я был учеником О Сенсея, на тренировках все, начиная с самого первого входа на татами, должны были носить хакаму. Тогда не было ограничений, касающихся типа хакамы, поэтому додзё выглядело очень живописно. Можно было видеть хакамы всех сортов и цветов, разного качества, от хакамы для кендо до полосатой хакамы, используемой для японских танцев и дорогостоящей шелковой хакамы. Я представляю себе как могло достаться новичку, одолжившему дорогую хакаму своего дедушки, предназначенную исключительно для особых случаев и торжественных церемоний, и протирающему ее коленки занимаясь сувариваза.

Я очень хорошо помню тот день, когда я забыл свою хакаму. Я собирался зайти на мат для тренировки в одном dogi, когда О-Сенсей остановил меня. "Где твоя хакама?" - строго спросил он. "Как ты можешь думать, что можешь получать инструкции учителя одетый в одно нижнее белье? Почему у тебя нет чувства приличия? У тебя явно отсутствуют воспитанность и этикет, необходимые каждому занимающемуся будо. Иди сядь сбоку и смотри на тренировку!"
Это был только первый из многих выговоров, которые мне предстояло получить от О-Сенсея. Однако, в данном случае мое невежество заставило О-Сенсея после тренировки прочитать своим uchi deshi лекцию о значении хакамы. Он сказал нам, что хакама - это традиционная одежда для тех, кто изучает кобудо и спросил знает ли кто-нибудь из нас почему у хакамы семь складок?
"Они символизируют семь компонентов будо",- сказал О-Сенсей:
"jin (щедрость)
gi (честь или справеливость)
rei (вежливость и этикет)
сhi (ум, интеллект)
shin (искренность)
chu (преданность)
koh (благочестие)
Этими качествами в прошлом обладали лучшие самураи. Хакама связывает нас с природой истинного bushido. Она символизирует дошедшие до нас традиции, передавашиеся из поколения в поколение.
Айкидо родилось из японского духа bushido и на занятиях мы должны стараться развивать семь его традиционных компонентов".
Сейчас большинство dojo по Айкидо не придерживаются четких указаний О Сенсея, касающихся хакамы. Ее значение понижено от символа духовных ценностей до знака уровня yudansha. Я посещал разные dojo во многих странах. Во многих местах, где хакаму носят только yudansha, yudansha утрачивают скромность. Они считают хакаму знаком отличия и символом своего превосходства. Такое умственное состояние превращает церемонию приветствия О Сенсея в начале и в конце каждой тренировки в посмешище над его памятью и его искусством. Еще хуже этого то, что в некоторых dojo хакаму обязаны носить женщины, имеющие уровень kyu - только женщины. Вероятно, этим хотят подчеркнуть их женские качества. По моему мнению, это обида и дискриминация для женщин aikidoka. Это обижает и aikidoka - мужчин, поскольку предполагает их умственную слабость, которой не место на татами при занятиях Айкидо.
Меня огорчает столь ограниченное использование хакамы. Некоторым людям это может казаться несущественным, но я помню насколько большое значение придавал ношению хакамы О-Сенсей. Я не могу отрицать значение этого предмета одежды и никто, я думаю, не возразит, что духовные ценности, которые она символизирует, имеют огромное значение.
В моем dojo и школах филиалах я одобряю ношение хакамы всеми учениками, независимо от их степени и уровня подготовки. (Я не требую этого в обязательном порядке до получения ими первой степени, поскольку у новичков в Соединенных Штатах обычно не бывает японских дедушек, у которых можно одолжить хакаму).
По моим представлениям, если ученики носят хакаму и знают ее значение, то это помогает им лучше чувствовать дух О-Сенсея и его восприятие.
Если мы допустим потерю хакамой своего значения, вероятно, это будет означать и начало утраты важных компонентов духа Айкидо. С другой стороны, если мы выполним пожелания О Сенсея, касающиеся нашей формы для занятий, то нам будет легче даваться духовное восприятие мечты, которой он посвятил свою жизнь."Когда я был учеником О Сенсея, на тренировках все, начиная с самого первого входа на татами, должны были носить хакаму. Тогда не было ограничений, касающихся типа хакамы, поэтому додзё выглядело очень живописно. Можно было видеть хакамы всех сортов и цветов, разного качества, от хакамы для кендо до полосатой хакамы, используемой для японских танцев и дорогостоящей шелковой хакамы. Я представляю себе как могло достаться новичку, одолжившему дорогую хакаму своего дедушки, предназначенную исключительно для особых случаев и торжественных церемоний, и протирающему ее коленки занимаясь на коленях.


Я очень хорошо помню тот день, когда я забыл свою хакаму. Я собирался зайти на мат для тренировки в одном доги, когда О-Сенсей остановил меня. "Где твоя хакама?" - строго спросил он. "Как ты можешь думать, что можешь получать инструкции учителя одетый в одно нижнее белье? Почему у тебя нет чувства приличия? У тебя явно отсутствуют воспитанность и этикет, необходимые каждому занимающемуся будо. Иди сядь сбоку и смотри на тренировку!"

Это был только первый из многих выговоров, которые мне предстояло получить от О-Сенсея. Однако, в данном случае мое невежество заставило О-Сенсея после тренировки прочитать своим студентам лекцию о значении хакамы. Он сказал нам, что хакама - это традиционная одежда для тех, кто изучает кобудо и спросил знает ли кто-нибудь из нас почему у хакамы семь складок?

"Они символизируют семь компонентов будо",- сказал О-Сенсей:

• щедрость;

• честь или справеливость;

• вежливость и этикет;

• ум, интеллект;

 • искренность;

• преданность;

• благочестие.

Этими качествами в прошлом обладали лучшие самураи. Хакама связывает нас с природой истинного пути воина. Она символизирует дошедшие до нас традиции, передавашиеся из поколения в поколение. Айкидо родилось из японского духа бусидо и на занятиях мы должны стараться развивать семь его традиционных компонентов".

Сейчас большинство додзё по Айкидо не придерживаются четких указаний О Сенсея, касающихся хакамы. Ее значение понижено от символа духовных ценностей до знака уровня мастерства с первого дана и выше. Я посещал разные додзё во многих странах. Во многих местах, где хакаму носят только мастера юданся, он утрачивают скромность. Они считают хакаму знаком отличия и символом своего превосходства. Такое умственное состояние превращает церемонию приветствия О Сенсея в начале и в конце каждой тренировки в посмешище над его памятью и его искусством.

Еще хуже этого то, что в некоторых додзё хакаму обязаны носить женщины, имеющие уровень кю - только женщины. Вероятно, этим хотят подчеркнуть их женские качества. По моему мнению, это обида и дискриминация для женщин. Это обижает и мужчин, поскольку предполагает их умственную слабость, которой не место на татами при занятиях Айкидо.

Меня огорчает столь ограниченное использование хакама. Некоторым людям это может казаться несущественным, но я помню насколько большое значение придавал ношению хакамы О-Сенсей. Я не могу отрицать значение этого предмета одежды и никто, я думаю, не возразит, что духовные ценности, которые она символизирует, имеют огромное значение.

В моем додзё и школах филиалах я одобряю ношение хакамы всеми учениками, независимо от их степени и уровня подготовки. Я не требую этого в обязательном порядке до получения ими первой степени, поскольку у новичков в Соединенных Штатах обычно не бывает японских дедушек, у которых можно одолжить хакаму.

По моим представлениям, если ученики носят хакама и знают ее значение, то это помогает им лучше чувствовать дух О-Сенсея и его восприятие. Если мы допустим потерю хакамой своего значения, вероятно, это будет означать и начало утраты важных компонентов духа Айкидо. С другой стороны, если мы выполним пожелания О Сенсея, касающиеся нашей формы для занятий, то нам будет легче даваться духовное восприятие мечты, которой он посвятил свою жизнь.

Комментарий. В додзё Академии Айкидо Ставропольского края - ношение хакама разрешается по рекомендации тренера.

Первое. Начинающий призван показать серьёзность своего отношения к регулярным занятиям и пройти начальную аттестацию.

Второе. На предварительном этапе обучения тренер исправляет положение ног и передвижения. Позже студент сам способен критически отслеживать свои движения и корректировать их.

Третье. Участвовать в публичных показательных выступлениях.

Четвёртое. Демонстрировать пример уважительного отношения к начинающим, показывая достойный пример для подражания.

Пятое.
Выполнять домашние задания и активно участвовать в групповом обсуждении. 

Неразумно носить хакама всем без разбора, обесценивая мастерство в айкидо. Однако, делать из хакама признак превосходства над другими - вредно. Необходимо следовать срединным путём.




Связаные материалы:
Последние материалы:
Старые материалы:

 

Рейтинг@Mail.ru