Чёрный квадрат — работа Казимира Малевича, созданная летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев. Представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне, написанный тонкой кисточкой.
Существует версия, что «Квадрат» был написан к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу: "Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только".
Казимир Малевич: "Я Начало всего... Черный квадрат - зародыш всех возможностей".
М.О. Гершензон (при рождении Мейлих Иосифович Гершензон - председатель Всероссийского союза писателей, заведующий литературной секцией Государственной академии художественных наук) эту картину повесил перед собой в кабинете. Что же увидел М.О. Гершензон? В романе В. Крестовского "Петербургские тайны" при описании кабинета ученого еврея находим такие строки:
«… более всего бросалось в глаза при выходе из кабинета, это сплошной черный прямоугольник, выведенный на стене над самой дверью, и в нем две белые буквы служащие инициалами слов "Захер Лахурбан", что значит "в память падения храма и царства"»
Следует сказать, что в память о разрушенном Иерусалимском Храме в еврейских домах существовала традиция оставлять часть некрашеной стены в виде квадрата, или прямоугольника.
Значит, Черный квадрат символизирует разрушенный Храм? Или он связан с тфилином?
ТФИЛИН - коробочки в форме куба из кожи с вложенными в них полосками пергамента, на которых написаны четыре отрывка из Торы с упоминанием этой заповеди; одна из них надевается во время молитвы на руку, другая - на голову.
Леонид Кацис в работе Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд возводит «Чёрный квадрат» к тфилину:
«Зададим себе вопрос: "Что могло значить выражение «черный квадрат на черном фоне», «черный квадрат на белом фоне» и т. п. для молодых витебских художников-евреев, проживших всю свою жизнь в еврейской провинции? Как должны были они воспринимать этот предмет (и предмет ли это?), если сами они писали: «Носите черный квадрат…»? Никак не менее 5 раз в неделю видели они, если не использовали сами, именно предмет, который представляет собой «черный куб на черном квадратном фоне». Это тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что черный куб на черном фоне и даст нам искомый «черный квадрат на черном фоне».
Историк витебского авангарда И. Духан, тоже видел в картине тифлин:
"Трансформация "квадрата" в "объем", а именно - в "куб", имеет своим прообразом еврейский молитвенный тфилин, расположение которого указывает на апокалипсис и начало новой эры».
Заблуждались в своих суждениях, или нет выше-процитированные, сказать трудно, ибо каждый в нем видел свое. Но то, что Малевич в черном квадрате творил собственную веру − очевидно. Он стремился вывести новую религию, ибо те, что существовали, мало удовлетворяли его.
Из письма Малевича к М.О. Гершензону:
« …Вернусь к церкви: все пути как духовные совершенства истощаются; происходит впечатление или действительность движения инерции толчка некогда сильного удара; над духовностью повисло что-то другое, дух как сила определилась сложением целостного мироздания духовного материализма, в нем как бы завершается совершенство дышащего мира. Наступает момент, что мир этот кончается, формы его дряхлы, изношены. Наступает новый мир, его организмы без-душны и без-разумны, без-вольны, но могущественны и сильны. Они чужды Богу и церкви и всем религиям, они живут и дышат, но грудь их не раздвигается и сердце не бьется, и переселившийся мозг в их тело движет их и себя новой силой; пока этой силой, заменившей дух, я считаю динамизм (хотя под этим словом, может быть, полагают что-либо другое). Мозг уже прячется в другую скорлупу, и череп его уже держат какие-то цепкие стальные щипцы, разливая влагу его в миллионы новых совершенств мира».
Пытаясь найти общее и объединить три религии католицизм, православие, иудаизм, он создал три квадрата: черный, белый и красный...
Великолепный художник и критик искусства А. Бенуа, современник Малевича, писал о картине: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
Связаные материалы:
Последние материалы:
Старые материалы:
|