Блог - новое
Библиотека - новое
Поиск информации
Авторизация
|
О медитации |
21.04.2010 16:32 |
В Японии медитации проводятся как синтоистские, так и буддийские. Не нужно становиться буддистом или синтоистом, чтобы заниматься медитацией. Тот, кто слышал о буддизме, знает, что суть его – быть самим собой, прикоснуться к собственным глубинам, полностью раскрыть их. Это не противоречит никакому вероисповеданию. Синтоистские практики направлены на слияние с природой – это как раз то, что сейчас так не хватает жителям больших городов – каменных джунглей. Медитация учит нас выбираться из потока беспрерывных обыденных мыслей, из неосознанного пребывания в текущем мгновении жизни. Медитация – это практический способ ощутить более тесный контакт с полнотой бытия путем систематического самонаблюдения, самопознания и осознанных поступков. Во время медитации всегда есть возможность поработать со своими глубоко запрятанными эмоциями: направляя осознанное внимание внутрь себя, мы соприкасаемся с печалью, грустью, ранимостью, гневом и страхом, которые мы, как правило, не стремимся осознать или же осознанно выразить. Полнота осознания помогает нам оценить и такие чувства, как радость, умиротворенность и счастье, обычно проходящие мимо нас незамеченными. Погружение во время медитации в глубокое состояние радости, любви помогает нам сохранять эти ощущения и в повседневной жизни. Известно, что мир вокруг нас всегда является отражением нашего внутреннего мира. Начать заниматься медитацией очень просто. Однако постоянные занятия потребуют усилий и дисциплины. Не следует сразу ждать необыкновенных успехов, результатов, или попадать в плен ожидания особых острых ощущений. Просто продолжайте практиковать. Лучший способ добиться чего-то в занятиях медитацией – это вообще не стараться чего-либо добиться. Лучший способ остановить мгновение – прислушаться. Именно так можно добиться полноты сознания. Для того, чтобы остановить поток мыслей, можно использовать дыхание - просто настроиться и ощутить его. При этом не нужно дышать глубоко или концентрироваться на дыхании. Не пытайтесь ощутить что-то особенное и не размышляйте, правильно ли вы дышите. Не думайте о дыхании. Просто осознавайте, как дыхание входит в тело и покидает его. Всякий ли способен медитировать? Предполагать отсутствие способности к медитации – все равно, что думать, что вы не способны дышать, сосредотачиваться или расслабляться. Медитация определяется не конкретным ощущением, а скорее способностью ощущать то, что ощущается. Медитировать – значит, прежде всего, дать рассудку возможность пребывать в естественном состоянии и познать ощущение бытия в настоящем. Медитация синонимична практике неделания. Мы не стремимся добиться совершенства действия или результата. Мы стремимся узреть и уяснить по-настоящему, что все вокруг нас существует именно в таком виде, как есть. Здесь речь идет о том, чтобы удержать настоящее во всей его полноте, не навязывая ничего своего, принимая его чистоту, новизну его возможностей. Медитация – это развитие непредвзятого отношения ко всему, что приходит на ум, что бы это ни было. Без этого практика медитации невозможна. Если полнота сознания действительно нужна вам – для тренировки подойдет любой момент. МЕДИТАЦИЯ (лат. «размышление») внутренняя концентрация и сосредоточение ума, контроль собственных мыслительных процессов. Исторически возникла в различных религиозных практиках (буддизм, суфизм, иудаизм, даосизм). В современном виде используется в психотерапии как метод психической релаксации и достижения ИСС (измененное состояние сознания). Научные исследования о влиянии медитации на физиологическое и психологическое состояние человека. Существует множество типов медитаций. Это трансцендентальная медитация, чакра йога, риндзай-дзэн, мудра-йога, суфизм, дзэн-медитация, дза-дзэн, сото-дзэн, даосские медитативные практики (цигун) и др. Так как медитация очень популярна и доступна в освоении, она является одной из наиболее изученных техник релаксации. Исследования подтвердили влияние медитации на физиологическое и психологическое состояние (Дж.Гринберг): Физиологические эффекты медитации были обнаружены в процессе изучения индийских йогов и мастеров дзэн. В 1946 году Тереза Броссе обнаружила, что индийские йоги могут контролировать биение своего сердца. Другое исследование показало, что индийские йоги могут замедлять дыхание (до шести вдохов в минуту), на 70 % снижать электрическую активность своей кожи (показатель кожно-гальванической реакции), а мозг начинает вырабатывать преимущественно альфа-волны. Частота сердечных сокращений уменьшается на двадцать четыре удара в минуту в отличие от нормы. Последующие изучения йогов и мастеров дзэн подтвердили полученные результаты. В более поздних исследованиях была предпринята попытка проверить обнаруженные ранее физиологические эффекты медитации. Дж.Эллисон сравнил ритм дыхания медитирующего человека с ритмом дыхания смотрящего телевизор и читающего книгу. В процессе медитации дыхание замедлялось с двенадцати с половиной вдохов в минуту до семи. Замедление дыхания в процессе медитации было обнаружено и подтверждено во всех исследованиях на эту тему. Группа ученых выявила эффект расслабления мышц во время медитации. В эксперименте Л.Д.Цайковского и исследовании Ричарда А.Фи было показано, что степень мышечного напряжения у медитирующих людей гораздо ниже, чем у контрольной группы, не практикующих медитацию. Снижение частоты сердечных сокращений было обнаружено в более ранних исследованиях индийских йогов и проверено в последующем. При сравнении опытных практиков (с пятилетним стажем) с менее опытными (один год) и с новичками (с семидневным опытом), а также с людьми, практикующими другие релаксационные техники, было обнаружено, что самое заметное снижение частоты сердечных сокращений наблюдается у опытных и менее опытных людей, практикующих медитацию. Даже при просмотре фильмов о несчастных случаях сердцебиение людей, практикующих медитацию, приходило в норму быстрее, чем у тех, кто не занимается медитацией. Кожно-гальваническая реакция — способность кожи вырабатывать электрический заряд — у практикующих медитацию отличается от реакции тех, кто ею не занимается. Чем слабее электрический заряд, тем меньшему стрессу подвергается человек. Эти открытия привели ученых к следующему выводу: люди, практикующие медитацию, лучше справляются со стрессом, а их автономная нервная система более стабильная. Итак, было доказано, что медитация положительно сказывается на повышенном артериальном давлении, предотвращает перенапряжение, устраняет болевые ощущения, снижает уровень кортизола, а также количество усваиваемого алкоголя, то есть большая его часть из организма выводится. Кроме того, доказано, что люди, занимающиеся медитацией, реже обращаются в службы здравоохранения. Это, в свою очередь, экономит деньги организации, в которой они работают. Предпосылкой для серии новых исследований послужил эксперимент Роберта Кейта Уолласа. Уоллас был первым, кто стал изучать эффекты медитации научными методами. В своем первом исследовании и в последующей совместной с Гербертом Бенсоном работе Уоллас показал, что в результате медитации в организм поступает меньше кислорода, снижается ритм сердцебиения и волновая активность мозга. Он также продемонстрировал, что медитация повышает сопротивляемость кожи, снижает выработку крови (это связывалось с уменьшением тревожности) и продукцию углекислого газа. В процессе медитации также усиливается приток крови к конечностям. Так как тело и психика неотделимы друг от друга, нас не должно удивлять то, что физиологические изменения вызывают психологические. Множество исследований подтвердили тот факт, что люди, занимающиеся медитацией, обладают более крепким психологическим здоровьем, чем остальные. Например, обнаружено, что практикующие медитацию люди менее тревожны. Однако более важно то, что тревожность можно снизить, обучив людей медитации. После восемнадцатинедельного медитативного тренинга у школьников снизилась экзаменационная тревожность. Разные исследования показали, что тревожность — будь то черта характера или состояние — снижается после некоторого времени занятия медитацией. Кроме снижения тревожности, ученые обнаружили, что медитация способствует установлению внутреннего локуса контроля, более успешной самореализации, более позитивному восприятию стрессоров, улучшению сна, снижению потребности в курении, избавлению от головных болей и позитивному состоянию психического здоровья в целом. В комплексном обзоре психологических эффектов медитации Шапиро и Жибер приводят примеры исследований, в которых обнаружено, что медитация снижает тягу к употреблению наркотиков, силу страхов и фобий. Медитация — замечательный способ управления стрессом, а также источник позитивных эмоций у человека. С помощью медитации можно устранить даже пищевые расстройства. С конца 1950-х годов в Китае проведено немало экспериментальных наблюдений, накоплено большое количество данных. Дун Цзиньту в статье «Научный цигун и биологическое отражение» (Ма Цзижень, М.Богачихин «ЦИГУН») указывал, что за рубежом только в 1970-е годы появились ускоренные методы исследования в этой области. Исследования Беньсэня (Китай) показали, что цигун, изменяя главным образом функции гипоталамуса, воздействует на переход от реакции напряжения к реакции расслабления. В состоянии реакции расслабления физиологические изменения у тренирующегося следующие: количество потребляемого кислорода, давление крови, частота сердечных сокращений и дыхания, содержание молочной кислоты в крови артерий уменьшаются: величина тока крови в неподвижных мышцах предплечий несколько повышается, в коре головного мозга образуются медленные альфа волны; одновременно во всем теле понижается деятельность симпатической нервной системы. Зарубежный анализ этого механизма полностью совпал с результатами исследований в Китае в 50-е годы. По мнению известного ученого Цянь Сюэсэня изучение цигун даст новые сведения о реакциях психологической активности на функционирование внутренних областей всего тела, и поскольку ясность в отношении цигун обычно у людей еще отсутствует, то потенции не используются – речь идет о скрытых силах человека». Таким образом, наряду с непосредственным оздоровительным действием, медитация затрагивает самые глубокие духовные пласты жизни человека, открывая доступ к тем частям личности, которые в обычной жизни закрыты бытовыми заботами, проблемами и социальными масками. Медитация – способ налаживания диалога между сознанием и подсознанием. Во время медитации содержание подсознания «всплывает», проявляет себя в сознании. Медитативная практика способствует развитию интуиции, пробуждает ее, что может стать важным ресурсом в повседневной жизни, особенно при решении творческих, нестандартных задач. Метод медитации является одним из важных методов психологической саморегуляции и может быть с успехом применен для предупреждения и борьбы со стрессом (включая профессиональный стресс). Метод медитации можно использовать как для получения быстрых психотерапевтических результатов, так и долговременных. Практика показывает, что даже непродолжительные занятия медитативными практиками положительно сказываются на здоровье человека. Продолжительные занятия развивают более устойчивые навыки саморегуляции. Люди, практикующие медитацию, лучше справляются со стрессом, а их автономная нервная система более стабильная, они менее тревожны. Однако, более важно то, что тревожность можно снизить, обучив людей медитации. Наряду с непосредственным оздоровительным действием, медитация затрагивает самые глубокие духовные пласты жизни человека, открывая доступ к тем частям личности, которые в обычной жизни закрыты бытовыми заботами, проблемами и социальными масками. Овладение медитацией требует регулярной практики. Для того, чтобы знание стало в полном смысле личностным – как неотъемлемая часть собственного «Я», как привычный и прилаженный инструмент для работы, - оно должно опираться на личную практику. МЕДИТАЦИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Начиная с последних десятилетий ХХ века, возрастает психологизация жизни общества, в последние годы она протекает столь бурно, что порой рассматривается как психологическая революция. Существенным следствием психологизации современной жизни является то, что становятся все более востребованными различные методы психотерапии, психофизической саморегуляции, личностного роста и духовного самосовершенствования, помогающие человеку найти свое место в меняющемся мире. Для современной психотерапии характерно объединение современных научных представлений о душевном и физическом здоровье с многовековым опытом традиционных духовных оздоровительных практик. Об интеграции традиционной («альтернативной», особенно восточной) и классической («научной») медицины в последнее время говорится достаточно много. Да и на практике мы видим, что современные интегративные психологические технологии во многом используют опыт традиционных духовных практик. В сущности, их задачи близки. Так, разрешение психологических проблем и вытекающий из этого личностный рост, к которым стремится психотерапия, близки к понятию «просветления» в традициях духовного совершенствования. Существует несколько определений духовного здоровья. В соответствии с некоторыми из них понятие духовности соотносится с существованием некоего Высшего Существа, тогда как в других духовность связана с межличностными отношениями и поиском своего места в мире. Например, согласно одному из определений, духовность – это приверженность определенной религии. С другой точки зрения, духовное здоровье заключается в умении распознать и выполнить жизненную задачу, умении нести любовь, радость и мир, помочь себе и другим полностью реализовать себя. Существует много исследований, подтверждающих связь духовности и здоровья. Например, ученые обнаружили, что религиозность и духовность снижают влияние психологического стресса, риск физического недуга, изменяют моральные установки. Также исследователи пришли к выводу, что духовность способствует усвоению более здоровых моделей поведения. Все больше признания в современной психотерапии получают медитативные практики, которые использовались нашими предками несколько тысяч лет назад для оздоровления и долголетия. Медитативные практики относятся к методам психофизической саморегуляции. Своими корнями медитация уходит в восточную культуру (в основном тибетскую и китайскую). Медитация – это упражнение для мозга, которое влияет на состояние тела. Точно так же как и любое физическое упражнение сказывается на психическом состоянии, медитация влияет на физиологию.
Психофизическими составляющими медитации являются: контроль за дыханием, мышечным тонусом, эмоциями, потоком мыслей и вниманием. О пользе контроля за дыханием Известно, что для человека, находящегося в ситуации стресса, характерно поверхностное (неглубокое), быстрое или прерывистое, грудное дыхание; для человека в состоянии покоя, расслабления, испытывающего комфорт, - медленное брюшное дыхание. Обычно процесс дыхания (как и сокращения сердца, перистальтика желудочно-кишечного тракта и др.) совершается автоматически. С помощью медитативных практик можно научиться внимательно следить за своим дыханием, осознавать его, поддерживать брюшное дыхание, мысленно направлять дыхание в нужный участок тела. Брюшное дыхание – удобный и достаточно действенный инструмент нейтрализации тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, который зачастую оказывается достаточным для того, чтобы человек смог успокоиться в ситуации внезапного кратковременного стресса. Наряду с тем, что глубокое, медленное брюшное дыхание подсознательно ассоциируется с состоянием покоя и отдыха, его противострессовым механизмом является еще и стимуляция блуждающего нерва (основного звена парасимпатической вегетативной нервной системы), способствующая общему расслаблению. В медитации часто практикуется дыхание через какой-либо участок тела. Что же означает дышать якобы через какую-то часть тела? Естественно, это воображаемое дыхание, существующее лишь в представлении мозга. Физиологически никакого дыхания через кожу или органы тела происходить не может. На самом деле ощущение «внелегочного» дыхания говорит о том, что установилась временная связь между двумя участками мозга: с одной стороны, воспринимающим информацию из дыхательных путей, от дыхательных мышц и, с другой стороны, получающим информацию из соответствующей области тела, не связанной с дыханием. В результате изменения ощущений в выбранном участке тела, прежде всего ритмические колебания их интенсивности происходят синхронно с фазами дыхательного цикла (обычно ослабление интенсивности на вдохе и усиление - на выдохе). Образование подобной временной связи между различными очагами возбуждения в мозге, их влияние друг на друга лежат в основе различных практически полезных феноменов – борьбы с болью, умения управлять собственным пульсом, или артериальным давлением, или настроением. Критерием правильности выполнения упражнения (мысленного направления дыхания в заданную область тела) является синхронность дыхания и ощущений в выбранной части тела. Обычно отмечается одновременность и однонаправленность изменения интенсивности ощущений с фазами дыхательного цикла, например, усиление на вдохе и ослабление на выдохе. Во многих медитациях применяется метод дыхания через кисти рук. Почему же сосредоточение внимания на ощущениях в кистях оказывает заметное влияние на состояние мозга, да и организм в целом? Для того, чтобы понять и наглядно представить совершенно особую роль в организме наших ладоней и пальцев, следует обратиться к схеме, созданной канадским нейрохирургом У.Пенфилдом, на которой он изобразил проекцию тела на поверхность коры полушарий головного мозга. На этой схеме видно, что размеры зон коры мозга зависят не от размера соответствующих частей тела, а от их значимости для организма. И поэтому площадь, занимаемая проекционной зоной кисти руки, больше, чем любой другой части тела – и туловища, и головы, и прочих. Поэтому сосредоточение внимания на ощущениях, связанных с кистью, захватывает гораздо больший, чем для любой другой части тела, участок коры, а соответственно, оказывает большее воздействие на состояние мозга и сознание. Важно отметить и то, что при возбуждении, внезапном страхе возрастает также и отношение времени вдоха ко времени дыхательного цикла – вдох становится более продолжительным. Соответственно, человеку, пребывающему в состоянии релаксации свойственно обратное соотношение. В медитации функция более продолжительно выдоха используется для более полного расслабления и успокоения эмоций – расслабление мышцы именно в момент выдоха. О пользе контроля за мышечным тонусом Мышечное напряжение является индикатором стресса. Чем более глубоким является состояние стресса, в котором находится человек, тем выше мышечный тонус. При депрессии обнаруживается повышение тонуса дыхательной мускулатуры, а при тревоге и страхе – затылочных мышц и групп мышц, связанных с речью. Таким образом, для нормализации психофизического состояния человека, снятия проявлений стресса обязательно необходимо мышечное расслабление. И наоборот, точно так же, как мышечное напряжение (особенно мышц шеи) является показателем активации, эмоционального возбуждения, так и расслабление мышц свидетельствует о состоянии покоя и отдыха, является ключом для его достижения. Глубокое мышечное расслабление приводит к высвобождению веществ, обладающих антистрессовым или стресслимитирующим действием и стимулирующих центры удовольствия мозга – так называемых эндогенных опиатов или эндорфинов. Подобная активация естественного физиологического механизма удовольствия дает не только приятные ощущения отдыха, но и может рассматриваться как профилактика специфического стрессового расстройства – синдрома дефицита удовольствия, которое считается бичом современного общества. Известные йоговские позы-асаны и практики цигун оказывают целительный эффект во многом потому, что для их выполнения человек должен расслабить соответствующие группы мышц. О пользе контроля за эмоциями Дыхание, как известно, является одной из важнейших функций организма. Характер дыхания (его глубина, ритмика и др.) весьма тонко отражает эмоциональное состояние человека, является чувствительным индикатором, лакмусовой бумажкой для эмоций. С помощью дыхания можно не только следить за эмоциями, но и управлять ими. С помощью правильно регулируемого дыхания можно снять психоэмоциональное напряжение, высвободить неотреагированные эмоции и добиться «функциональной разрядки». Научиться контролировать свои эмоции достаточно просто – нужно ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нем изменения, связанные с эмоциями. Дело в том, что объем внимания человека весьма ограничен. В каждый момент времени мы получаем массу информации как извне, так и изнутри – из нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек зачастую буквально не замечает, что живет в собственном теле. Элементарный навык самонаблюдения, отслеживания ощущений является важным инструментом мобилизации внимания, что само по себе может служить действенным способом управления эмоциями. По сути, это умение человека быть полностью захваченным непосредственным опытом, пребывать в состоянии «здесь и сейчас». Например, даосская медитация «Внутренняя улыбка» основана на визуализации энергии улыбки и направлении ее к органам тела. При этом ощущения, поступающие в мозг от лицевых мимических мышц (обратная связь) являются одними из важнейших психофизиологических механизмов эмоций. О пользе контроля за потоком мыслей Контроль за потоком мыслей можно осуществлять с помощью направленного внимания, спокойного дыхания и мышечного расслабления. Снижение мышечного тонуса уменьшает приток информации от мышц к мозгу, позволяя ему отдохнуть. Причем эффект наблюдается двукратный: уменьшение как специфической сенсорной импульсации, идущей от мышц в кору полушарий головного мозга, так и неспецифический – от мышц к активирующей системе мозга (ретикулярная формация), поддерживающей кору мозга в бодрствующем состоянии. В условиях глубокого мышечного расслабления, вследствие «незанятости» нейронов мозга переработкой информации, повышается их готовность к синхронизации. А это, в свою очередь, приводит к особым – так называемым измененным состояниям сознания, играющим для человека целительную роль. Как показывают электрофизиологические исследования – запись ЭЭГ (биотоков головного мозга) в состоянии ИСС (измененное состояние сознания), достигаемого при глубокой медитации, разница между полушариями – их асимметрия выравнивается, исчезает. Тогда наступает для человека состояние без времени и пространства, состояние, в котором нет неразрешимых противоречий, когда совмещаются, интегрируются, казалось бы, диаметрально противоположные точки зрения, разрешаются внутренние проблемы организма – и физиологические, и психологические. Вхождению в ИСС способствуют ряд моментов, помогающих изменить функциональное состояние мозга, состояние сознания: • Сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, уменьшающее приток внешних раздражителей к мозгу и тем самым помогающее отвлечься от окружающей реальности, от внешнего мира и окунуться в глубины мира внутреннего. • Дыхание, удерживающее внимание своим размеренным ритмом и заставляющее внимание следовать за собой, а также помогающее направить его в определенные участки тела. • Мышечное расслабление в удобной позе, уменьшающее приток информации от мышц к мозгу и помогающее ему погрузиться в состояние покоя. В ИСС изменяются взаимоотношения полушарий. С учетом асимметрии полушарий их взаимное уравновешивание выглядит как движение навстречу: более активное, доминантное полушарие снижает свою активность, противоположное же полушарие, ранее сравнительно пассивное, наоборот, активизируется. Как известно, при стрессе может возникать разобщенность полушарий мозга, когда они перестают согласовывать свои мнения и действия. От того-то в стрессовой обстановке человек действует зачастую импульсивно и необдуманно. Овладев техниками медитации, можно научиться регулировать активность полушарий мозга. Например, одним из способов уменьшить активность доминирующего полушария (у правшей – левого, «сознательного» полушария) является подавление его специфической функции – речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее – остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас диалога, так называемая «ментальная пауза», или «внутренняя тишина». С точки зрения современной науки можно выделить такие основные признаки ИСС, как (1) перераспределение ролей между сознанием и подсознанием. В обычном бодрствующем состоянии наше сознание командует подсознанием (по крайней мере, пытается), подавляет его. В измененном же состоянии сознание как бы на время замолкает, отключается, выпускает из рук «бразды правления», уходя на второй план. В то же время подсознание «берет власть в свои руки», резко активизируется. При этом происходит мобилизация резервов подсознания, помогающих решить неотложные внешние проблемы – в частности, найти выход в экстремальной ситуации, например, спасти свою жизнь. Необходимо иметь в виду, что если в ситуациях, связанных с физической угрозой для жизни, это происходит автоматически, то в обыденных жизненных ситуациях такому использованию подсознательных резервов необходимо учиться. (2) Разрешение внутренних, психологических проблем. Применительно к проблемам, связанным с прошлым, это достигается за счет замены эмоционального «ярлыка», соотносимого с неприятным воспоминанием. Разрешение проблем, проецирующихся в будущее, связанных с внутренними барьерами, стереотипами, достигается за счет формирования новых связей, новых выборов, расширяющих узкие рамки стереотипного реагирования. Кроме того, ИСС несут с собой еще некоторые полезные эффекты. Здесь и отдых, и снятие последствий стресса, и активизация естественных восстановительных процессов организма, способствующая излечению связанных со стрессом заболеваний (что используется достаточно широко современными целителями – как в белых халатах, так и без оных). Остановка мыслей (состояние «не думания») наряду с отдыхом и снятием нервного напряжения, ликвидацией проблемы «застревания» на неприятных размышлениях, позволяет преодолеть ограничения и негибкость сознательной логики, о чем мы уже ранее говорили, прислушаться к мнению подсознания, вглядеться в глубины интуиции. Медитацию иногда называют промежутком между мыслями - когда прежняя мысль ушла… «прибытие» новой задерживается; прекращением внутреннего диалога. Переживание состояния внутреннего покоя дает возможность познать самого себя, прислушаться к голосу подсознания, получить доступ к внутренней мудрости, помогающей найти выход из затруднительной ситуации, дать разрядку накопленным эмоциям или избавиться от назойливого физического дискомфорта. Это и есть самое эффективное средство от стрессов и внутренних проблем. Средство, быть может, самое сложное - и в то же время, самое простое. Сложное вначале, по мере освоения оно становится очень простым, почти автоматическим. О пользе направленного внимания Направлять внимание можно мысленно перемещаясь в различные участки тела. Эффект направленности внимания на определенные участки и физические границы тела занимает важное место во внутренней психологической карте человека и связано с устойчивым «образом себя» (на языке физиологии именуемый «схемой тела»), влияющим на самооценку и отношения с окружающими. Человек «пришвартован» к реальности на обоих концах тела: внизу через контакт с землей, а наверху – через макушку головы. Подобный подход используется в даосских медитативных практиках (цигун), где уделяется особое внимание этим трем «кончикам тела»: (1) темени – для усиления ощущения восходящих потоков «энергии» (граница «человек – небо»); (2) ладоням – воспроизведение чувства упора в пальцах и ладонях (граница «человек – человек») и (3) ступням – усиление ощущения нисходящих потоков «энергии» (граница «человек – земля»). Распределение «телесно-направленного» внимания одновременно на большое число объектов (например, на несколько различных частей тела одновременно), близок к максимально пропускной способности канала осознаваемого восприятия по Г.Миллеру – около 7 или превышающих его, вызывает так называемую сенсорную перегрузку и способствует формированию особого состояния сознания. Аналогичным образом влияет на состояние сознания и выравнивание ощущений в удаленных участках левой и правой половин тела, способствующее достижению баланса активности левого и правого полушария. Упражнения на направленное внимание, помимо оздоровительных целей, имеют важное практическое применение в повседневной жизни. Умение управлять вниманием помогает человеку быстро прийти в себя в ситуации внезапного стресса, когда «земля плывет под ногами» и теряется эмоциональное равновесие и самообладание. Жизненно важным это умение может стать для людей, страдающих паническими атаками, которым оно помогает избавиться от ощущений «надвигающейся потери сознания». Для этого нужно всего-навсего сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и переключить внимание поочередно на каждую из описанных границ, начиная с «земли». Таким образом, вы видите, что все психофизиологические составляющие медитации тесно связаны друг с другом. Спокойное замедленное дыхание, расслабление мышц, направленное внимание приводят к успокоению мыслей и нормализует психофизическое сознание. Их можно с успехом применять в повседневной жизни. Регулярные занятия медитативными практиками способствуют тому, что человек развивает навыки саморегуляции, которые позволяют ему постоянно поддерживать спокойствие и хорошее самочувствие. Благоприятно сказывается на физическом и психическом состоянии спокойное дыхание, отсутствие излишнего напряжения в мышцах; направленное внимание позволяет контролировать эмоции, спокойствие мыслей - адекватно реагировать на любое событие в жизни. И в этом нет никакой мистики. Всё научно обосновано. О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки |
Недавно добавленные материалы
- Айкидо - непрерывный поиск гармонии в моменте
- 247-й гвардейский десантно-штурмовой Кавказский казачий полк.
- Нравственно-этический аргумент истинности христианства.
- Коичи Берриш.
- Наставление к занятиям айкидо от Сугавара-сэнсэя из Японии в Ставрополь.
- Суть различия восточной и западной культур.
- 24 января - черный день в истории казачества.
Самые читаемые материалы
- Интенсив прикладного айкидо "Ножевой контакт".
- Эпидемия не зарегистрирована ни в одном регионе России
- Конференция миссионерского отдела епархии.
- Международная научно-практическая конференция в Ставрополе.
- Поздравляем с очередным семейным достижением.
- Кинцуги - принятие изъянов и умение видеть красоту в несовершенстве.
- Даниэль Эстулин Секреты бильдербергского клуба.