Для большинства людей вопросы достаточного и здорового сна связаны в первую очередь с общим тонусом, работоспособностью, хорошим настроением. Однако кардиолог и сомнолог клиники «Чайка» Зульфия Сукмарова настаивает: проблемы, с которыми сталкивается наш организм во сне, должны быть изучены и излечены не менее тщательно, чем те, c которыми мы привыкли иметь дело в состоянии бодрствования. Нередко это системные расстройства организма, которые способны повлиять на качество и длительность жизни в целом.
Кто такой сомнолог?
Пока во всем мире отдельной специальности «сомнолог» не существует. Это дополнительное образование, которое получают кардиологи, терапевты, пульмонологи, неврологи, иногда психиатры и детские врачи.
Дело в том, что сомнология – одна из самых молодых медицинских наук. Это междисциплинарная специальность, требующая знаний и умений из разных областей медицины. Заболевания, связанные со сном, исходно имеют неврологические или психиатрические симптомы, а в конечном счете проявляются либо сердечно-сосудистыми, либо эндокринологическими проблемами. Существует 90 диагнозов, связанных со сном, и все они относятся к какому-нибудь разделу классической медицины. Сомнология объединяет их в одну сложную науку.
Моя основная специальность – кардиолог. Эхокардиография, ЭКГ, нагрузочные пробы, суточное мониторирование – весь кардиологический функционал мои врачебные будни. А сомнология – это моя большая любовь. Знания из смежных специальностей, полученные при обучении сомнологии, а также специфические сомнологические навыки помогают шире смотреть на проблему пациента. Такое врачебное удовлетворение ни с чем не сравнить.
«На что жалуетесь?»
Существует две основные жалобы: плохой сон ночью и повышенная сонливость днем. Если на засыпание требуется более 30 минут большую часть дней в неделю, то добро пожаловать. Или если человек говорит: «У меня проблем со сном нет, я сплю целый день в любом положении», – это как раз означает, что у него большие проблемы.
Инсомния
Только в классификации Всемирной организации здравоохранения существует 11 видов бессонницы (инсомнии), и у каждого из них несколько причин.
Самый распространенный вид – бессонница психофизиологическая. Она знакома каждому из нас. Если трудности заснуть связаны с какой-то психотравмирующей ситуацией и длятся они меньше месяца, то нужно их просто пережить. Довольно часто страдание от бессонницы возникает из-за переживаний по ее поводу. Неудовлетворение сном, боязнь не заснуть, выглядеть плохо завтра и т.д. усиливают, закрепляют бессонницу. В таких случаях важно сохранять спокойствие, возможно также подобрать народное средство: молоко с медом, успокоительные травы, сонные сборы – смородиновый лист, лаванда, мелисса, прохладный душ, прогулки – кому что подходит. Нужно понимать, что беспокоиться можно начинать, только если инсомния длится больше месяца. Тогда имеет смысл обратиться за помощью и разобраться в причинах.
У людей с инсомнией увеличивается риск развития рака
У здоровых людей также бывает, что временные нарушения сна обусловлены частой переменой часовых поясов или сменным графиком работы. Тогда можно попробовать препараты мелатонина. В России пока зарегистрирована единственная пролонгированная форма мелатонина, которая действует в течение всей ночи. Конечно, в идеале нужно проконсультироваться с сомнологом, но большинству из нас два миллиграмма за час до сна можно принять абсолютно безвредно. Если вы не пожилой человек, то препарат практически не имеет побочных эффектов.
Пару слов о снотворных: самостоятельно их принимать нельзя. Снотворные препараты действуют на определенные центры сна и изменяют их работу. Если пациент использует снотворное не по показаниям, не в той дозе, неправильно по длительности, то может только извратить функционирование циклов сна и бодрствования. Хотя человеку и будет казаться, что он лучше засыпает, в действительности может нарушиться фазность сна и весь суточный биоритм. Кроме того, постоянный прием снотворных и психотропных препаратов увеличивает риск деменции в 2–3 раза.
Что касается истинной хронической инсомнии, то бывает первичная бессонница – заболевание наследственное, которое, как и многие другие болезни, требует длительной терапии. Однако чаще всего бессонница появляется вторично по отношению к другим заболеваниям или состояниям.
Человек делал монотонную работу за компьютером и вдруг проснулся с разбитым об клавиатуру носом
Одна из самых частых причин вторичной инсомнии – храп. Дело в том, что во время храпа и вибрации мягкого нёба в головной мозг посылаются активизирующие сигналы, что его все время подбуживает. Таким образом, человек начинает засыпать, и у него расслабляются мышцы верхних дыхательных путей, потом он начинает храпеть и от этого опять пробуждается или выныривает в более поверхностную фазу. Тем самым укорачивается доля глубокого и быстрого сна, которые так важны нам для полноценного отдыха одних структур организма и активной работы других. Во время сна, в частности, выделяются определенные виды гормонов, например половые и гормоны роста. Они нужны для регенерации клеток, рубцевания ран и, главное, для размножения иммунных клеток – тех, что уничтожают раковые клетки и выводят разные аллергены, токсины. Вот почему после хорошего сна мы выглядим моложе. Есть даже исследования, что у людей с инсомнией увеличивается риск развития рака.
Почему храп нужно лечить?
Храпят 24% мужчин старше 30 лет. И к сожалению, храп – это не только звуковой феномен, который мешает соседу по комнате, это заболевание, которое влияет на продолжительность жизни. Люди с синдромом апноэ во время сна живут на 10 лет короче, чем люди без него, чаще всего за счет сердечно-сосудистых осложнений. Храп увеличивает в разы количество инфарктов и инсультов, риск нарушений ритма сердца, гипертонии.
Раньше считалось, что обязательный повод для обращения к врачу – это лишь синдром апноэ, когда есть не только храп, но и остановки дыхания во время сна. Сейчас по вышеперечисленным причинам отношение к нарушениям дыхания более строгое, и даже просто храп – или синдром гипопноэ, то есть уменьшенного вдоха – сам по себе тоже требует лечения. К счастью, современная медицина предлагает варианты его устранения.
Что делать при храпе?
Первая ступень – консультация сомнолога, который заподозрит, только ли храп есть проблема, или имеются какие-то другие заболевания, связанные со сном. Вторая ступень – исследование сна для решения вопроса о виде и тяжести нарушений дыхания, инсомнии и исключения более редких заболеваний. Третья ступень: подбор терапии. В маленьком проценте случаев возможно сделать операцию на мягком нёбе, правда, количество показаний для таких операций сужается с каждым годом, так как накапливаются отдаленные данные, говорящие, что через год у большинства из прооперированных пациентов симптомы возвращаются, иногда даже в худшем варианте.
Постоянный прием большинства снотворных увеличивает риск деменций в 2–3 раза
Если сомнолог решает, что операция не нужна или невозможна, то с пациентом обсуждаются два варианта. Первый – зубные шины: это капы на верхнюю и нижнюю челюсть, которые способствуют некоторому выдвижению нижней челюсти вперед и натяжению нёбной перегородки. Их делают из специального технологичного многослойного, суперпрочного антибактериального пластика по индивидуальному слепку. В процессе участвует стоматолог, сертифицированный именно для работы с сомнологическими шинами, и сомнолог для оценки эффективности терапии. Второй вариант – масочная вентиляция во время сна: пациенту подбирают силиконовую маску, через которую специальный аппарат подает воздух в дыхательные пути. Этот метод используется чаще при синдроме апноэ сна средней и тяжелой степени и является к настоящему моменту самым доказанным в плане устранения негативных последствий нарушений дыхания во сне.
Зульфия Сукмарова
Фото: Арсений Несходимов
Синдром беспокойных ног
Это заболевание встречается у каждого десятого неврологического пациента. У нас в стране про эту болезнь знают в основном сомнологи, хотя на самом деле этот диагноз неврологический и лечится неврологическими препаратами.
Синдром беспокойных конечностей проявляется ощущениями дискомфорта, зуда, боли в ногах при нахождении в покое; при этом эти ощущения облегчаются при движении. В более легкой степени этот синдром проявляется только ночью: человек спит, а какая-то маленькая группа мышц незаметно для пациента подергивается. Это подергивание, как и вибрация нёба при храпе, активизирует головной мозг и подбуживает человека, тем самым нарушая качество его сна.
Повышенная сонливость
Повышенная дневная сонливость сопровождает все заболевания, связанные со сном, однако есть и специфические болезни, в которых гиперсомния – главный симптом, в частности нарколепсия. Это не такое уж и редкое заболевание, как многие думают. В моей практике оно встречается три-четыре раза в год. Такие пациенты довольно часто лечатся у неврологов с диагнозом эпилепсия. Человек внезапно засыпает или теряет тонус мышц и может упасть или просто на время замереть, залипнуть. Часто он даже может продолжать действие, которое начал, и не замечать временной отключки.
Люди с синдромом апноэ во время сна живут на 10 лет короче, чем люди без него
К примеру, пациентка, которая была профессионалом по дизайну ногтей. Она пришла с жалобами, что от нее уходят клиенты, потому что она их травмирует во время маникюра. Пациентка мне говорит: «Я очень аккуратный человек, высококлассный специалист, но просто сама не замечаю, как отключаюсь на пару секунд». До обращения она безуспешно пила противоэпилептические препараты. Другой пациент сидел в офисе за компьютером, делал монотонную работу и вдруг очнулся с разбитым о клавиатуру носом. А третий случай за год: во время суточного мониторирования активности мозга выяснилось, что во время вождения автомобиля у пациентки несколько раз кратковременно появлялась фаза сна.
Чаще всего нарколепсией страдают с детства, и с возрастом болезнь прогрессирует. В настоящее время хоть и не просто, но она также лечится медикаментозно.
Лунатизм
Это наследственный феномен, даже не заболевание. Для детей нормально один или два раза в год говорить или ходить во сне. Регулярно это встречается у 17% детей и 2–3% взрослых. Лунатизм следует лечить, если он сопровождается опасным для жизни поведением. К примеру, у одного моего пациента лунатизм с детства, но впервые он обратился по этому поводу в 48 лет, после того как проснулся разбирающим розетку.
Для таких случаев есть ряд медикаментов. Для ребенка же достаточно сделать какие-то мягкие подставки на углы и не оставлять ничего под ногами, чтобы он не споткнулся ночью. Если ребенок ночью во сне ест, то холодильник нужно запирать. Но его ни в коем случае нельзя ни будить, ни ругать, ни стыдить, просто тихонечко взять за руку и отвести обратно в кровать. Утром он этого и не вспомнит.
Как правильно спать?
Общие правила гигиены сна довольно широко описаны. Но самое важное из них – все-таки вовремя ложиться и вовремя вставать. При этом время каждый для себя может выбрать индивидуально. Биологические часы у всех заряжены по-разному, мы сами прекрасно знаем, во сколько-то нам комфортно лечь и сколько спать, чтобы выспаться. И желательно этого графика придерживаться. Наши ритмы обусловлены цикличными изменениями освещенности, концентрацией гормонов в крови, изменением температуры тела. Если эти тонкие физиологические процессы постоянно расшатывать, ничего хорошего не будет. В выходные можно плюс-минус на час-два от этих ритмов отступать. Что касается длительности здорового сна, доказано, что для некоторых норма – 10 часов, другим достаточно пяти. Но в среднем для организма плохо, если он спит меньше 7 часов 15 минут. Недосып увеличивает риск инсультов, инфарктов, язвенной болезни желудка, депрессивных эпизодов, риск суицида.
Существует 11 видов бессонницы, и у каждого есть несколько причин
В идеале людям, склонным к нарушениям сна, после пяти вечера нельзя пить никаких возбуждающих напитков: колу, кофе, зеленый и черный чай. Гормон сна – мелатонин – вырабатывается в абсолютной темноте. Поэтому лучше избавиться во время сна даже от мелких лампочек от приборов и телефонных зарядок, уже не говоря об экранах гаджетов. Чтобы мелатонин выработался в большом количестве, днем, наоборот, нужно, чтобы было много света. Гормон серотонин, который вырабатывается на солнечном свету, является предшественником мелатонина. Кроме того, серотонин вырабатывается во время занятий спортом. Доказано, что если люди занимаются спортом регулярно, у них уровень серотонина выше, психика стабильнее и соответственно сон лучше.
Жаворонки и совы
Примерно двадцать с чем-то процентов населения – жаворонки, еще двадцать – ярко выраженные совы, все остальные – так называемые голуби, промежуточная категория, активная в первую очередь днем. Это генетически предрасположенные характеристики. Конечно, мы все живем в обществе и чего-то хотим добиться, поэтому модифицируем наши предрасположенности и возвращаемся к своему биоритму чаще всего только в отпуске. Поэтому некоторые на каникулах в семь утра встают и уже бегут на море, а другие спят до двенадцати, и только это и есть настоящий отпуск.
Зульфия Сукмарова
Фото: Арсений Несходимов
В Германии сейчас на некоторых предприятиях дают возможность выбрать график работы, в некоторых школах обучение смещают на более позднее время. В Японии и Китае предприятия дают работникам 15–30 минут днем поспать – это действительно улучшает внимание, ловкость рук и количество произведенного товара. Но из общих советов можно дать такой: если вам лучше работается или ваш ребенок лучше учится поздно вечером – делайте так! Не надо идти против природы. Нужно также уважать биологию партнера, даже если в выходные он или она с шести утра бодро гремит гантелями, вместо того чтобы сладко с вами поваляться.
Наши склонности, связанные со сном, синтезированы из генетического материала сотен предков и заложены в древней консервативной части мозга. Поэтому гораздо легче обустроить пространство таким образом, чтобы позволять биоритмам комфортно реализовываться, чем с ними бороться.
Сомнология в России и в Германии
Каждый третий человек в большом городе страдает бессонницей, и 30% пациентов на приеме у любого врача в поликлинике имеют жалобы на плохой сон. Поэтому на самом деле знания из области сомнологии небесполезны всем врачам. Одна из первых стран, где обратили внимание на треть жизни, проводимую в темное время суток, – Германия. В дополнение к международным и европейским конгрессам несколько раз в год там проводятся тематические общества по сомнологии, обсуждаются активно проводимые в этой области исследования, лекции для врачей других специальностей. Ведь врачи обычно лечат симптомы, которые проявляются во время бодрствования, и пациентов своих они наблюдают во время бодрствования.
Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Ася Чачко

Для большинства людей вопросы достаточного и здорового сна связаны в первую очередь с общим тонусом, работоспособностью, хорошим настроением. Однако кардиолог и сомнолог клиники «Чайка» Зульфия Сукмарова настаивает: проблемы, с которыми сталкивается наш организм во сне, должны быть изучены и излечены не менее тщательно, чем те, c которыми мы привыкли иметь дело в состоянии бодрствования.
Нередко это системные расстройства организма, которые способны повлиять на качество и длительность жизни в целом.
Кто такой сомнолог?
Пока во всем мире отдельной специальности «сомнолог» не существует. Это дополнительное образование, которое получают кардиологи, терапевты, пульмонологи, неврологи, иногда психиатры и детские врачи.
Дело в том, что сомнология – одна из самых молодых медицинских наук. Это междисциплинарная специальность, требующая знаний и умений из разных областей медицины. Заболевания, связанные со сном, исходно имеют неврологические или психиатрические симптомы, а в конечном счете проявляются либо сердечно-сосудистыми, либо эндокринологическими проблемами. Существует 90 диагнозов, связанных со сном, и все они относятся к какому-нибудь разделу классической медицины. Сомнология объединяет их в одну сложную науку.
Моя основная специальность – кардиолог. Эхокардиография, ЭКГ, нагрузочные пробы, суточное мониторирование – весь кардиологический функционал мои врачебные будни. А сомнология – это моя большая любовь. Знания из смежных специальностей, полученные при обучении сомнологии, а также специфические сомнологические навыки помогают шире смотреть на проблему пациента. Такое врачебное удовлетворение ни с чем не сравнить.
На что жалуетесь?
Существует две основные жалобы: плохой сон ночью и повышенная сонливость днем. Если на засыпание требуется более 30 минут большую часть дней в неделю, то добро пожаловать. Или если человек говорит: «У меня проблем со сном нет, я сплю целый день в любом положении», – это как раз означает, что у него большие проблемы.
Инсомния
Только в классификации Всемирной организации здравоохранения существует 11 видов бессонницы (инсомнии), и у каждого из них несколько причин.
Самый распространенный вид – бессонница психофизиологическая. Она знакома каждому из нас. Если трудности заснуть связаны с какой-то психотравмирующей ситуацией и длятся они меньше месяца, то нужно их просто пережить. Довольно часто страдание от бессонницы возникает из-за переживаний по ее поводу. Неудовлетворение сном, боязнь не заснуть, выглядеть плохо завтра и т.д. усиливают, закрепляют бессонницу. В таких случаях важно сохранять спокойствие, возможно также подобрать народное средство: молоко с медом, успокоительные травы, сонные сборы – смородиновый лист, лаванда, мелисса, прохладный душ, прогулки – кому что подходит. Нужно понимать, что беспокоиться можно начинать, только если инсомния длится больше месяца. Тогда имеет смысл обратиться за помощью и разобраться в причинах.
У людей с инсомнией увеличивается риск развития рака. У здоровых людей также бывает, что временные нарушения сна обусловлены частой переменой часовых поясов или сменным графиком работы. Тогда можно попробовать препараты мелатонина. В России пока зарегистрирована единственная пролонгированная форма мелатонина, которая действует в течение всей ночи. Конечно, в идеале нужно проконсультироваться с сомнологом, но большинству из нас два миллиграмма за час до сна можно принять абсолютно безвредно. Если вы не пожилой человек, то препарат практически не имеет побочных эффектов.
Пару слов о снотворных: самостоятельно их принимать нельзя. Снотворные препараты действуют на определенные центры сна и изменяют их работу. Если пациент использует снотворное не по показаниям, не в той дозе, неправильно по длительности, то может только извратить функционирование циклов сна и бодрствования. Хотя человеку и будет казаться, что он лучше засыпает, в действительности может нарушиться фазность сна и весь суточный биоритм. Кроме того, постоянный прием снотворных и психотропных препаратов увеличивает риск деменции в 2–3 раза.
Что касается истинной хронической инсомнии, то бывает первичная бессонница – заболевание наследственное, которое, как и многие другие болезни, требует длительной терапии. Однако чаще всего бессонница появляется вторично по отношению к другим заболеваниям или состояниям.
Человек делал монотонную работу за компьютером и вдруг проснулся с разбитым об клавиатуру носом.
Одна из самых частых причин вторичной инсомнии – храп. Дело в том, что во время храпа и вибрации мягкого нёба в головной мозг посылаются активизирующие сигналы, что его все время подбуживает. Таким образом, человек начинает засыпать, и у него расслабляются мышцы верхних дыхательных путей, потом он начинает храпеть и от этого опять пробуждается или выныривает в более поверхностную фазу. Тем самым укорачивается доля глубокого и быстрого сна, которые так важны нам для полноценного отдыха одних структур организма и активной работы других. Во время сна, в частности, выделяются определенные виды гормонов, например половые и гормоны роста. Они нужны для регенерации клеток, рубцевания ран и, главное, для размножения иммунных клеток – тех, что уничтожают раковые клетки и выводят разные аллергены, токсины. Вот почему после хорошего сна мы выглядим моложе. Есть даже исследования, что у людей с инсомнией увеличивается риск развития рака.
Почему храп нужно лечить?
Храпят 24% мужчин старше 30 лет. И к сожалению, храп – это не только звуковой феномен, который мешает соседу по комнате, это заболевание, которое влияет на продолжительность жизни. Люди с синдромом апноэ во время сна живут на 10 лет короче, чем люди без него, чаще всего за счет сердечно-сосудистых осложнений. Храп увеличивает в разы количество инфарктов и инсультов, риск нарушений ритма сердца, гипертонии.
Раньше считалось, что обязательный повод для обращения к врачу – это лишь синдром апноэ, когда есть не только храп, но и остановки дыхания во время сна. Сейчас по вышеперечисленным причинам отношение к нарушениям дыхания более строгое, и даже просто храп – или синдром гипопноэ, то есть уменьшенного вдоха – сам по себе тоже требует лечения. К счастью, современная медицина предлагает варианты его устранения.
Что делать при храпе?
Первая ступень – консультация сомнолога, который заподозрит, только ли храп есть проблема, или имеются какие-то другие заболевания, связанные со сном. Вторая ступень – исследование сна для решения вопроса о виде и тяжести нарушений дыхания, инсомнии и исключения более редких заболеваний. Третья ступень: подбор терапии. В маленьком проценте случаев возможно сделать операцию на мягком нёбе, правда, количество показаний для таких операций сужается с каждым годом, так как накапливаются отдаленные данные, говорящие, что через год у большинства из прооперированных пациентов симптомы возвращаются, иногда даже в худшем варианте.
Постоянный прием большинства снотворных увеличивает риск деменций в 2–3 раза. Если сомнолог решает, что операция не нужна или невозможна, то с пациентом обсуждаются два варианта. Первый – зубные шины: это капы на верхнюю и нижнюю челюсть, которые способствуют некоторому выдвижению нижней челюсти вперед и натяжению нёбной перегородки. Их делают из специального технологичного многослойного, суперпрочного антибактериального пластика по индивидуальному слепку. В процессе участвует стоматолог, сертифицированный именно для работы с сомнологическими шинами, и сомнолог для оценки эффективности терапии. Второй вариант – масочная вентиляция во время сна: пациенту подбирают силиконовую маску, через которую специальный аппарат подает воздух в дыхательные пути. Этот метод используется чаще при синдроме апноэ сна средней и тяжелой степени и является к настоящему моменту самым доказанным в плане устранения негативных последствий нарушений дыхания во сне.
Синдром беспокойных ног.
Это заболевание встречается у каждого десятого неврологического пациента. У нас в стране про эту болезнь знают в основном сомнологи, хотя на самом деле этот диагноз неврологический и лечится неврологическими препаратами.
Синдром беспокойных конечностей проявляется ощущениями дискомфорта, зуда, боли в ногах при нахождении в покое; при этом эти ощущения облегчаются при движении. В более легкой степени этот синдром проявляется только ночью: человек спит, а какая-то маленькая группа мышц незаметно для пациента подергивается. Это подергивание, как и вибрация нёба при храпе, активизирует головной мозг и подбуживает человека, тем самым нарушая качество его сна.
Повышенная сонливость.
Повышенная дневная сонливость сопровождает все заболевания, связанные со сном, однако есть и специфические болезни, в которых гиперсомния – главный симптом, в частности нарколепсия. Это не такое уж и редкое заболевание, как многие думают. В моей практике оно встречается три-четыре раза в год. Такие пациенты довольно часто лечатся у неврологов с диагнозом эпилепсия. Человек внезапно засыпает или теряет тонус мышц и может упасть или просто на время замереть, залипнуть. Часто он даже может продолжать действие, которое начал, и не замечать временной отключки.
Люди с синдромом апноэ во время сна живут на 10 лет короче, чем люди без него.
К примеру, пациентка, которая была профессионалом по дизайну ногтей. Она пришла с жалобами, что от нее уходят клиенты, потому что она их травмирует во время маникюра. Пациентка мне говорит: «Я очень аккуратный человек, высококлассный специалист, но просто сама не замечаю, как отключаюсь на пару секунд». До обращения она безуспешно пила противоэпилептические препараты. Другой пациент сидел в офисе за компьютером, делал монотонную работу и вдруг очнулся с разбитым о клавиатуру носом. А третий случай за год: во время суточного мониторирования активности мозга выяснилось, что во время вождения автомобиля у пациентки несколько раз кратковременно появлялась фаза сна.
Чаще всего нарколепсией страдают с детства, и с возрастом болезнь прогрессирует. В настоящее время хоть и не просто, но она также лечится медикаментозно.
Лунатизм.
Это наследственный феномен, даже не заболевание. Для детей нормально один или два раза в год говорить или ходить во сне. Регулярно это встречается у 17% детей и 2–3% взрослых. Лунатизм следует лечить, если он сопровождается опасным для жизни поведением. К примеру, у одного моего пациента лунатизм с детства, но впервые он обратился по этому поводу в 48 лет, после того как проснулся разбирающим розетку.
Для таких случаев есть ряд медикаментов. Для ребенка же достаточно сделать какие-то мягкие подставки на углы и не оставлять ничего под ногами, чтобы он не споткнулся ночью. Если ребенок ночью во сне ест, то холодильник нужно запирать. Но его ни в коем случае нельзя ни будить, ни ругать, ни стыдить, просто тихонечко взять за руку и отвести обратно в кровать. Утром он этого и не вспомнит.
Как правильно спать?
Общие правила гигиены сна довольно широко описаны. Но самое важное из них – все-таки вовремя ложиться и вовремя вставать. При этом время каждый для себя может выбрать индивидуально. Биологические часы у всех заряжены по-разному, мы сами прекрасно знаем, во сколько-то нам комфортно лечь и сколько спать, чтобы выспаться. И желательно этого графика придерживаться. Наши ритмы обусловлены цикличными изменениями освещенности, концентрацией гормонов в крови, изменением температуры тела. Если эти тонкие физиологические процессы постоянно расшатывать, ничего хорошего не будет. В выходные можно плюс-минус на час-два от этих ритмов отступать. Что касается длительности здорового сна, доказано, что для некоторых норма – 10 часов, другим достаточно пяти. Но в среднем для организма плохо, если он спит меньше 7 часов 15 минут. Недосып увеличивает риск инсультов, инфарктов, язвенной болезни желудка, депрессивных эпизодов, риск суицида.
Существует 11 видов бессонницы, и у каждого есть несколько причин.
В идеале людям, склонным к нарушениям сна, после пяти вечера нельзя пить никаких возбуждающих напитков: колу, кофе, зеленый и черный чай. Гормон сна – мелатонин – вырабатывается в абсолютной темноте. Поэтому лучше избавиться во время сна даже от мелких лампочек от приборов и телефонных зарядок, уже не говоря об экранах гаджетов. Чтобы мелатонин выработался в большом количестве, днем, наоборот, нужно, чтобы было много света. Гормон серотонин, который вырабатывается на солнечном свету, является предшественником мелатонина. Кроме того, серотонин вырабатывается во время занятий спортом. Доказано, что если люди занимаются спортом регулярно, у них уровень серотонина выше, психика стабильнее и соответственно сон лучше.
Жаворонки и совы.
Примерно двадцать с чем-то процентов населения – жаворонки, еще двадцать – ярко выраженные совы, все остальные – так называемые голуби, промежуточная категория, активная в первую очередь днем. Это генетически предрасположенные характеристики. Конечно, мы все живем в обществе и чего-то хотим добиться, поэтому модифицируем наши предрасположенности и возвращаемся к своему биоритму чаще всего только в отпуске. Поэтому некоторые на каникулах в семь утра встают и уже бегут на море, а другие спят до двенадцати, и только это и есть настоящий отпуск.
В Германии сейчас на некоторых предприятиях дают возможность выбрать график работы, в некоторых школах обучение смещают на более позднее время. В Японии и Китае предприятия дают работникам 15–30 минут днем поспать – это действительно улучшает внимание, ловкость рук и количество произведенного товара. Но из общих советов можно дать такой: если вам лучше работается или ваш ребенок лучше учится поздно вечером – делайте так! Не надо идти против природы. Нужно также уважать биологию партнера, даже если в выходные он или она с шести утра бодро гремит гантелями, вместо того чтобы сладко с вами поваляться.
Наши склонности, связанные со сном, синтезированы из генетического материала сотен предков и заложены в древней консервативной части мозга. Поэтому гораздо легче обустроить пространство таким образом, чтобы позволять биоритмам комфортно реализовываться, чем с ними бороться.
Сомнология в России и в Германии.
Каждый третий человек в большом городе страдает бессонницей, и 30% пациентов на приеме у любого врача в поликлинике имеют жалобы на плохой сон. Поэтому на самом деле знания из области сомнологии небесполезны всем врачам. Одна из первых стран, где обратили внимание на треть жизни, проводимую в темное время суток, – Германия. В дополнение к международным и европейским конгрессам несколько раз в год там проводятся тематические общества по сомнологии, обсуждаются активно проводимые в этой области исследования, лекции для врачей других специальностей. Ведь врачи обычно лечат симптомы, которые проявляются во время бодрствования, и пациентов своих они наблюдают во время бодрствования.
Ася Чачко. https://slon.ru/posts/69476
У студентов "Академии Айкидо Ставропольского края" появилась уникальная возможность для общения со специалистом.
|
- Айкидо – это искусство профессиональных воинов. Технически мы используем силу противника, часто превосходящего по силе, опыту, вооружению или численности, обращая ее против него самого. Впервые термин айкидо прозвучал в 1942 году из уст его создателя – Морихея Уэсиба, однако корни боевого искусства уходят в древнюю самурайскую школу Айки-Дзю-Дзюцу. Внешняя форма айкидо позволяет побеждать противника техникой удара, броска, обездвиживанием, внутреннее содержание айкидо призвано упреждать агрессию до того, когда она начнётся. Миссия айкидо - воспитание гармонично развитой личности. Основная задача практики - изменение качества повседневной жизни по законам красоты. Занимаясь айкидо, важно жить моментом «здесь и сейчас», объединяя мысли, чувство, тело.
Хлеба и зрелищ
- Почему выбрал боевое искусство, а не какой-либо вид массового спорта? По многим причинам. Девиз спорта: «Сражайся, чтобы победить!». Вокруг большого спорта кипят страсти, нездоровые эмоции. Профессиональный спорт для спортсмена – это культ превосходства одного человека над другим посредством состязательной борьбы, для болельщика – это …болезнь. Кроме того спорт высших достижений – это и индустрия извлечения денег на зрелищности, то есть на страстях, и инструмент политического влияния. Для самого спортсмена спорт – благо? Прежде всего, это предельные нагрузки, нацеленные на достижение максимального результата, а ведь ставить состояние своего здоровья и психики в зависимости от победы на очередном чемпионате неразумно. Большой спорт сегодня без специальных химических препаратов невозможен в принципе. Вопрос только в том, как использовать разрешенные химические препараты с наибольшей эффективность, или запрещенные, которые можно вывести из организма непосредственно перед соревнованием. Все идет в ход, потому что большой спорт – это большая политика и большие деньги. В спорте ангажированное судейство: существуют такие понятия, как свой – чужой, ведется нечестная игра судейства. Но больше всего меня смущает иллюзорность победы: да, сегодня ты выиграл, но невозможно всегда быть первым, когда-то же ты проиграешь. А мастерство подразумевает стабильность результата, но этот постулат не укладывается в рамки спортивного формата. Поэтому я и выбрал боевое искусство – творчество по законам красоты, где с возрастом мастерство обретает совершенство и полноту.
Через философию боевого искусства – к вере
- Конечно, в детстве занимался разными видами физической культуры, сдавал нормативы ГТО. Самостоятельно занимался йогой, потом борьбой, но все это не приносило удовлетворения. Остро чувствовал в упражнениях оторванности от реальной жизни. Например, в единоборствах соревнующиеся поставлены в равные условия: вес, возраст, стерильные условия в зале – нормативы на освещенность, температуру, кондиционирование воздуха, специальное покрытие – все для того, чтобы продлить зрелище. Но в реальной жизни происходит все наоборот: противник, превосходит тебя по многим параметрам. Начался поиск органичности, слаженности, взаимопроникновения между тем, что делаем в зале и повседневной жизнью. Когда поступил в институт, увлекся философией, потом – эзотерика. Но сидеть и размышлять о высоких материях - это опять-таки отрыв от реальной жизни. Обратил внимание на боевые искусства, однако меня совершенно не привлекали те, что несут потенциал агрессии и элемент зрелищности. Когда прочел книгу по философии айкидо, меня до глубины тронули жизненные принципы этого боевого искусства. Стал углубляться в его систему внутреннего самосовершенствования, что привело меня к изучению Православной традиции и поиску ответов на «вечные вопросы» о смысле жизни. С точки зрения Православия мы уже рождаемся совершенными людьми, но первородный грех удаляет нас от полноты совершенства, от Творца. Чтобы приблизиться к Богу и вернуть себе это совершенство, требуется не «само» и не «совершенствоваться», а очищаться - искать чистоту в помыслах, словах, делах. Когда я стал все это анализировать, пришел к Православию. Сначала этот интерес был в плоскости философствования, не было практического действия – лишь размышления, чтения, рассуждения. Участия в богослужениях были «за компанию», или «для здоровья». Постепенно накопление знаний трансформировалось в осознанную практику: богослужения, посты, молитвенное предстояние, паломнические поездки, исповедь, причастие. Пришло осознание, что самопожертвование - высшее проявление любви! И пришло озарение: мир создан не случайным, а разумным образом - Высшим Разумом Бога-Творца. Опыт духовной культуры Востока Бога не знает. Индия, Китай, Япония - там Будда (буддовость), но это не Бог (оБожение), а особое состояние сознания – трезвый взгляд на жизнь. Трезвость - скорее норма жизни, но ещё не полнота здоровья и не конечная цель развития личности. Если рассуждать об индийской философской мысли, то чего стоит постулат о том, что мир создан звуком («ом» или «аум» в разных транскрипциях). Не надо быть слишком продвинутым, чтобы понять пропасть, которая разделяет содержательность слова от звука.
Сила и слабость тела и духа
- Нельзя заниматься чем бы то ни было, не вникая в духовную сущность плодов наших трудов. Любое дело, даже самое, на первый взгляд, пустяшное, мы либо совершает как приношение Господу либо... Однажды на службе стал невольным свидетелем такого диалога:
- А когда причастие будет?
- Скоро, вот служба закончится и будет причастие…
Для большинства “прохожан“ причастие связано с окончанием службы, а когда же начинается личное служение..? Спорт имеет много граней, и мы ответственны за свой выбор, своё понимание смысла, вкладываемого в это занятие. Хочешь повысить качество своего природного естества, чтобы быть развитым в мире людей? Живи в физическом мире, соблюдай его законы, упражняй своё тело и психику. Спорт уводит детей и молодежь с улицы в спортивные залы, прививает командный дух, радость общения, радость движения. Положительный момент и в том, что настоящий спортсмен не злоупотребляет алкоголем, не объедается. Но все это – о животной, самой низшей сущности личности. Если рассматривать силу духа, открытость души, следует обратить внимание на религиозное служение.
Критики христианства часто приводят аргумент о слабости христианской веры: ударили тебя по одной щеке, подставь другую. Вспомним историю: Православие принял князь Владимир и его дружина – элитное воинство, далеко не слабые люди. Воины-язычники князя Владимира физически развитые, стойкие, выдержанные не смерти боялись, принимая Христа, и не на деньги меняли свои языческие верования. При выборе веры у наших предков была рассудительность и опытность реальной жизни, как социальной, так и духовной, но не обошлось и без Божественного провидения… Особенность русского Православия в том, что оно, органично вплетаясь в ментальность древней Руси, поддерживалось авторитетом воинства. У воина всегда есть выбор: умереть самому за веру и отечество, убить врага, или помиловать его поверженного. У слабого человека выбора нет: его в любом случае убьют – это страшно. «У страха глаза велики»: и вторую щёку человек слабый, боящийся не подставляет, а убирает. Подставить левую щеку возможно лишь человеку сильному, когда у него есть выбор и выбор этот исходит от силы духа. Пример воина Евгения Родионова: у него был выбор – отказаться от своей веры и жить, однако он выбрал смерть за веру. Выбор смерти за Христа – это выбор сильной, духовно зрелой личности, этот выбор противоречит животному инстинкту самосохранения. Если мы сильны, то вправе выбирать, казнить своих врагов или миловать, уподобляясь Христу. А нас все время ставят перед выбором, как две тысячи лет назад: так все-таки - боевое искусство Востока, или Православие? Спорт, или Православие? Из жизни и притч Иисуса Христа мы научены: всегда есть третий путь – путь Спасителя, Путь ведущий к единству и спасению души и тела. Нам необходимо ведать и темную сторону любого явления, и светлую. Брать лучшее для тренировки природного естества – упражнение в айкидо, например, а для очищения души и укрепления духа – Православие. Верующий человек способен не только дифференцировать зло, но и уметь это самое зло пресекать. Так активными нам, верующим, надо быть, или пассивными? Всякий раз выбор за нами: отдать себя в руки гонителей («По воле твоей, Господи, принимаю наказание!»), или идти с именем Бога на устах и с мечом в руках на врагов и побеждать. Убийство – это грех, но когда за тобой беззащитные старики и дети, друзья, родные, Родина, то иного пути нет, кроме как проявить активность и опытность в ратном деле. Может, стоит всем нам, православным христианам, включая духовенство, стремиться быть сильными воинами Христовыми не только в духовном отношении, но и в плане физической крепости - заниматься физической культурой, боевыми искусствами? Тогда между видимым и невидимым миром можно построить мост, объединяющий мир духовной и мир мирской жизни в активном служении добру. Люди одухотворенные покажут нам и нашим детям пример физического совершенства и ратного мастерства - вспомним святого Илию Муромского, Александра Пересвета, Дмитрия Донского, Александра Невского, Фёдора Ушакова... Те же, кто достиг успеха в материальном мире – спортсмены, бизнесмены, переходили бы в мир духовный, и все свои достижения и успехи посвящали Господу, а не мамоне, славе, гордыне.
«..и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем... (Екклесиаст 1:13)».
Беседа корреспондента газеты "Ставропольский благовест" Евгениии Жердевой с президентом "ФЕДЕРАЦИИ АЙКИДО СТАВРОПОЛОЬСКОГО КРАЯ" Андреем Ханиным.
Айкидо – это искусство профессиональных воинов. Технически мы используем силу противника, часто превосходящего по силе, опыту, вооружению или численности, обращая ее против него самого.
Впервые термин айкидо прозвучал в 1942 году из уст его создателя – Морихея Уэсиба, однако корни боевого искусства уходят в древнюю самурайскую школу Айки-Дзю-Дзюцу. Внешняя форма айкидо позволяет побеждать противника техникой удара, броска, обездвиживанием, внутреннее содержание айкидо призвано упреждать агрессию до того, когда она начнётся. Миссия айкидо - воспитание гармонично развитой личности. Основная задача практики - изменение качества повседневной жизни по законам красоты. Занимаясь айкидо, важно жить моментом «здесь и сейчас», объединяя мысли, чувство, тело.
Хлеба и зрелищ.
Почему выбрал боевое искусство, а не какой-либо вид массового спорта? По многим причинам. Девиз спорта: «Сражайся, чтобы победить!». Вокруг большого спорта кипят страсти, нездоровые эмоции. Профессиональный спорт для спортсмена – это культ превосходства одного человека над другим посредством состязательной борьбы, для болельщика – это …болезнь. Кроме того спорт высших достижений – это и индустрия извлечения денег на зрелищности, то есть на страстях, и инструмент политического влияния.
Для самого спортсмена спорт – благо? Прежде всего, это предельные нагрузки, нацеленные на достижение максимального результата, а ведь ставить состояние своего здоровья и психики в зависимости от победы на очередном чемпионате неразумно. Большой спорт сегодня без специальных химических препаратов невозможен в принципе. Вопрос только в том, как использовать разрешенные химические препараты с наибольшей эффективность, или запрещенные, которые можно вывести из организма непосредственно перед соревнованием. Все идет в ход, потому что большой спорт – это большая политика и большие деньги. В спорте ангажированное судейство: существуют такие понятия, как свой – чужой, ведется нечестная игра судейства. Но больше всего меня смущает иллюзорность победы: да, сегодня ты выиграл, но невозможно всегда быть первым, когда-то же ты проиграешь. А мастерство подразумевает стабильность результата, но этот постулат не укладывается в рамки спортивного формата. Поэтому я и выбрал боевое искусство – творчество по законам красоты, где с возрастом мастерство обретает совершенство и полноту.
Через философию боевого искусства – к вере.
Конечно, в детстве занимался разными видами физической культуры, сдавал нормативы ГТО. Самостоятельно занимался йогой, потом борьбой, но все это не приносило удовлетворения. Остро чувствовал в упражнениях оторванности от реальной жизни. Например, в единоборствах соревнующиеся поставлены в равные условия: вес, возраст, стерильные условия в зале – нормативы на освещенность, температуру, кондиционирование воздуха, специальное покрытие – все для того, чтобы продлить зрелище. Но в реальной жизни происходит все наоборот: противник, превосходит тебя по многим параметрам. Начался поиск органичности, слаженности, взаимопроникновения между тем, что делаем в зале и повседневной жизнью.
Когда поступил в институт, увлекся философией, потом – эзотерика. Но сидеть и размышлять о высоких материях - это опять-таки отрыв от реальной жизни. Обратил внимание на боевые искусства, однако меня совершенно не привлекали те, что несут потенциал агрессии и элемент зрелищности. Когда прочел книгу по философии айкидо, меня до глубины тронули жизненные принципы этого боевого искусства. Стал углубляться в его систему внутреннего самосовершенствования, что привело меня к изучению Православной традиции и поиску ответов на «вечные вопросы» о смысле жизни. С точки зрения Православия мы уже рождаемся совершенными людьми, но первородный грех удаляет нас от полноты совершенства, от Творца. Чтобы приблизиться к Богу и вернуть себе это совершенство, требуется не «само» и не «совершенствоваться», а очищаться - искать чистоту в помыслах, словах, делах. Когда я стал все это анализировать, пришел к Православию. Сначала этот интерес был в плоскости философствования, не было практического действия – лишь размышления, чтения, рассуждения. Участия в богослужениях были «за компанию», или «для здоровья».
Постепенно накопление знаний трансформировалось в осознанную практику: богослужения, посты, молитвенное предстояние, паломнические поездки, исповедь, причастие. Пришло осознание, что самопожертвование - высшее проявление любви! И пришло озарение: мир создан не случайным, а разумным образом - Высшим Разумом Бога-Творца. Опыт духовной культуры Востока Бога не знает. Индия, Китай, Япония - там Будда (буддовость), но это не Бог (оБожение), а особое состояние сознания – трезвый взгляд на жизнь. Трезвость - скорее норма жизни, но ещё не полнота здоровья и не конечная цель развития личности. Если рассуждать об индийской философской мысли, то чего стоит постулат о том, что мир создан звуком («ом» или «аум» в разных транскрипциях). Не надо быть слишком продвинутым, чтобы понять пропасть, которая разделяет содержательность слова от звука.Сила и слабость тела и духа- Нельзя заниматься чем бы то ни было, не вникая в духовную сущность плодов наших трудов. Любое дело, даже самое, на первый взгляд, пустяшное, мы либо совершает как приношение Господу либо...
Однажды на службе стал невольным свидетелем такого диалога:
- А когда причастие будет?
- Скоро, вот служба закончится и будет причастие…
Для большинства “прохожан“ причастие связано с окончанием службы, а когда же начинается личное служение..? Спорт имеет много граней, и мы ответственны за свой выбор, своё понимание смысла, вкладываемого в это занятие. Хочешь повысить качество своего природного естества, чтобы быть развитым в мире людей? Живи в физическом мире, соблюдай его законы, упражняй своё тело и психику. Спорт уводит детей и молодежь с улицы в спортивные залы, прививает командный дух, радость общения, радость движения. Положительный момент и в том, что настоящий спортсмен не злоупотребляет алкоголем, не объедается. Но все это – о животной, самой низшей сущности личности. Если рассматривать силу духа, открытость души, следует обратить внимание на религиозное служение.
Критики христианства часто приводят аргумент о слабости христианской веры: ударили тебя по одной щеке, подставь другую. Вспомним историю: Православие принял князь Владимир и его дружина – элитное воинство, далеко не слабые люди. Воины-язычники князя Владимира физически развитые, стойкие, выдержанные не смерти боялись, принимая Христа, и не на деньги меняли свои языческие верования. При выборе веры у наших предков была рассудительность и опытность реальной жизни, как социальной, так и духовной, но не обошлось и без Божественного провидения…
Особенность русского Православия в том, что оно, органично вплетаясь в ментальность древней Руси, поддерживалось авторитетом воинства. У воина всегда есть выбор: умереть самому за веру и отечество, убить врага, или помиловать его поверженного. У слабого человека выбора нет: его в любом случае убьют – это страшно. «У страха глаза велики»: и вторую щёку человек слабый, боящийся не подставляет, а убирает. Подставить левую щеку возможно лишь человеку сильному, когда у него есть выбор и выбор этот исходит от силы духа. Пример воина Евгения Родионова: у него был выбор – отказаться от своей веры и жить, однако он выбрал смерть за веру. Выбор смерти за Христа – это выбор сильной, духовно зрелой личности, этот выбор противоречит животному инстинкту самосохранения.
Если мы сильны, то вправе выбирать, казнить своих врагов или миловать, уподобляясь Христу. А нас все время ставят перед выбором, как две тысячи лет назад: так все-таки - боевое искусство Востока, или Православие? Спорт, или Православие? Из жизни и притч Иисуса Христа мы научены: всегда есть третий путь – путь Спасителя, Путь ведущий к единству и спасению души и тела. Нам необходимо ведать и темную сторону любого явления, и светлую. Брать лучшее для тренировки природного естества – упражнение в айкидо, например, а для очищения души и укрепления духа – Православие.
Верующий человек способен не только дифференцировать зло, но и уметь это самое зло пресекать. Так активными нам, верующим, надо быть, или пассивными? Всякий раз выбор за нами: отдать себя в руки гонителей («По воле твоей, Господи, принимаю наказание!»), или идти с именем Бога на устах и с мечом в руках на врагов и побеждать. Убийство – это грех, но когда за тобой беззащитные старики и дети, друзья, родные, Родина, то иного пути нет, кроме как проявить активность и опытность в ратном деле.
Может, стоит всем нам, православным христианам, включая духовенство, стремиться быть сильными воинами Христовыми не только в духовном отношении, но и в плане физической крепости - заниматься физической культурой, боевыми искусствами? Тогда между видимым и невидимым миром можно построить мост, объединяющий мир духовной и мир мирской жизни в активном служении добру. Люди одухотворенные покажут нам и нашим детям пример физического совершенства и ратного мастерства - вспомним святого Илию Муромского, Александра Пересвета, Дмитрия Донского, Александра Невского, Фёдора Ушакова... Те же, кто достиг успеха в материальном мире – спортсмены, бизнесмены, переходили бы в мир духовный, и все свои достижения и успехи посвящали Господу, а не мамоне, славе, гордыне.
«..и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем... (Екклесиаст 1:13)». |
|
Страх — естественная врождённая реакция, которая защищает нас в случае опасности. Это эмоция, которая возникает в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию. Она направлена на источник опасности, который может быть как действительным, так и воображаемым. Страх ощущается как тревога, беспокойство и душевное смятение. В животном мире страх — эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, играющая большую роль в выживании особи. Испытывать страх в ситуации действительной опасности и стресса нормально, и необходимо для выживания. Состояние умеренного страха вызывает выброс гормонов, активизирует работу мышц, усиливает дыхание, убыстряет темп мышление и т.д., таким образом, мобилизуя организм к опасности или стрессу.
Виды страха:
возникающий из-за реальной причины и воображаемой
защитный и тормозящий
страх конкретного объекта, ситуации
страхи пространства: клаустрофобия, агорафобия и другие
быстротечный, долгий и постоянный страх
детские, социальные, биологические страхи
тревожность, страх, фобия – определяется по степени выраженности.
Без контактное воздействие на противника основано на эмоции страха, основанной на прошлом негативном опыте.
Страх — естественная врождённая реакция, которая защищает нас в случае опасности. Это эмоция, которая возникает в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию. Она направлена на источник опасности, который может быть как действительным, так и воображаемым.
|
Подробнее...
|
Фигура имама Шамиля была и остается довольно загадочной, совсем неоднозначной и противоречивой - такой и была его жизнь. Порой создается впечатление, что мы видим двух абсолютно разных людей. Человека, положившего всего себя на алтарь борьбы не на жизнь, а на смерть с Российской империей. И человека, завещавшего своему народу жить в мире с Россией.
И тем не менее это был один и тот же человек. Да что там говорить! Достаточно вспомнить, как в советские времена интерпретировали роль Шамиля в истории — то его называли лидером национально-освободительного движения народов Кавказа против царских колонизаторов, а то объявляли британским агентом и турецкой марионеткой. Все зависело и зависит от политического момента. Но ясно одно — Шамиль был личностью, личностью мирового масштаба.
Он родился в 1797 году (впрочем, некоторые источники называют 1799 год) в семье аварского крестьянина в дагестанском ауле Гимры. Получил неплохое образование. Молодость Шамиля пришлась на то время, когда на Северном Кавказе начиналась (или давно продолжалась? — историки спорят ) Кавказская война.
Россия, решив в то время свои проблемы на Западе, разбив Наполеона, обратила пристальный взор на Кавказ. Горцы совершали набеги, поднимали восстания. Русские войска их подавляли, устраивали карательные экспедиции. Это продолжалось не одно десятилетие. Война приобрела новый характер, когда первый имам Дагестана и Чечни Гази-Магомед провозгласил джихад против неверных. Стоит ли удивляться, что истовый мусульманин Шамиль встал под знамена Гази-Магомеда, а затем стал соратником второго имама Гамзат-бека. После того как в 1834 г. Гамзат-бек был убит кровниками (одним из которых был легендарный Хаджи-Мурат) в отместку за казнь аварской ханской семьи, имамом стал Шамиль.
В том же 1834 году русский генерал Клюге фон Клюгенау разбил Шамиля, взяв резиденцию имама — аул Гоцатль. Шамиль отступил в Северный Дагестан. В столицу летели реляции о полном разгроме горцев, активные военные действия прекратились. Но Шамиль воспользовался затишьем, чтобы собраться с силами и укрепить свою власть и влияние среди горцев. Потерпев новое поражение в 37-м году, Шамиль заключил перемирие с русскими и выдал заложников. Но уже через год имам поднял восстание, добился ощутимых успехов и сумел закрепить их.
Стремясь сплотить многочисленные народы Северного Кавказа, Шамиль создал имамат -централизованное военно-теократическое государство, в котором ему принадлежала светская и духовная власть. Шамиль установил по-настоящему жесткое, порою жестокое (велась война!) правление. Вся жизнь в имамате строилась на законах шариата. Были запрещены вино, табак, музыка, танцы. Была создана довольно сильная и боеспособная армия, которой удавалось наносить поражения русским частям. Однако русские власти тоже не сидели сложа руки: менялась тактика и стратегия — в тех же отношениях с местными жителями, большое число которых переходило на сторону России или по крайней мере отказывалось от активной борьбы. Да и сил у русской армии было больше, а вооружение лучше. В донесении государю императору от 22 августа 1859 года главнокомандующий русской армией на Кавказе князь Барятинский писал: “От моря Каспийского до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державой Вашей. Сорок восемь пушек, все крепости и укрепления неприятельские в руках Ваших”.
Шамиль и 400 его мюридов были осаждены в высокогорном ауле Гуниб. После жестокого штыкового боя, в котором полегли 100 горцев и 21 русский солдат, 25 августа 1859 г. Шамиль сдался в плен. В тот же день плененный имам предстал перед главнокомандующим. Ничего, кроме неприятностей быть повешенным или сосланным в морозную Сибирь, слухи о которой дошли и до Кавказа, Шамиль не ожидал для себя.
Каково же было его удивление, когда по дороге в Петербург сообщили, что в городе Чугуеве, под Харьковом, Шамиля желает видеть сам русский император. Любопытно: Александр II распорядился, чтобы пленники были при оружии как его лучшие гости. Столь неожиданное доверие вызвало удивление, а затем и радость у Шамиля и его сына Кази-Магомеда.
15 сентября на царском смотре Александр II подошел к Шамилю и негромко оказал: “Я очень рад, что ты наконец в России, жалею, что это не случилось ранее. Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою, и мы будем друзьями”. При этом император обнял и поцеловал имама. Эта минута, судя по последующим высказываниям Шамиля, надолго запала в его память. По сути дела, только с этого момента имам понял, что отныне он в безопасности, а Россия не так страшна, как ее представляли на Кавказе.
“Как военнопленный я не имел права ожидать повсюду такого ласкового приема. И меня поразил тот прием, который оказал мне государь император”. Между тем бывшие соратники Шамиля не поняли великодушия русского императора, который, по их понятиям, должен был казнить плененного врага.
Пребывание в России стало для Шамиля в какой-то мере еще и “просветительской акцией”. Будучи проездом в Курске, он поделился с губернатором Бибиковым: “Проезжая через Ставрополь, я был поражен красотою города и убранством домов. Мне казалось невозможным видеть что-нибудь лучше, но, приехав в Харьков и Курск, я совершенно переменил свое мнение и, судя по устройству этих городов, могу себе представить, что ждет меня в Москве и Петербурге”.
Действительно, оказавшись в петербургском Исаакиевском соборе, Шамиль поразился огромному куполу. И когда он поднял голову, чтобы повнимательнее его рассмотреть, с головы имама упала чалма, что страшно его сконфузило. Пока Шамиль не мог надивиться на Петербург, Александр II издал высочайший указ “о назначении имаму места жительства в городе Калуге”.
Вслед за этим калужскому губернатору Арцимовичу полетело предписание подыскать имаму и его семье подходящий дом. Долгие поиски апартаментов, в которых с комфортом разместились бы 22 человека обширного семейства Шамиля с прислугой, привели губернских чиновников к местному помещику Сухотину. Ему предложили продать один из его домов для “государственных нужд”. Продать дом Сухотин не согласился, а вот сдать внаем за 900 рублей в год — пожалуйста. Тем временем, пока сухотинский дом приводили в порядок в соответствии со вкусами кавказского гостя, в Калугу 10 октября 1859 года прибыл в трех экипажах и в сопровождении конных отрядов сам Шамиль с сыном Кази-Магомедом. Остановились они в лучшей калужской гостинице француза Кулона. Однако ненадолго.
Вскоре в отремонтированный дом Сухотина привезли нового хозяина. Дом, на удивление Шамилю, оказался просторным: три этажа, тринадцать комнат, сад во дворе. Из шести комнат верхнего этажа две — налево от витиеватой чугунной лестницы — Шамиль отдаст позже младшей и любимой жене Шуаннат (дочь армянского купца Улуханова), в третьей же поселился сам. Эта комната была ему и кабинетом, и молельней, и спальней. Диванная палатка, как называл свою уютную комнату сам Шамиль, был убрана в “исламский” зеленый цвет. Кроме двойных зеленых занавесок на окнах и такого же ковра на полу, в “палатке” поставили софу, обитую зеленой тканью. Возле нее стоял ломберный столик. Меж двух окон разместили небольшой письменный стол и вольтеровское кресло. К комнате Шамиля примыкал тенистый сад, и имам частенько выходил на балкон полюбоваться цветущей зеленью. В самом саду для Шамиля построили небольшую мечеть. Но иногда для молитвы имам мог просто расстелить в углу комнаты желто-зеленую бурку. Дом привел Шамиля в восторг, тем более что на Кавказе самое шикарное пристанище, в котором ему приходилось ночевать, был деревянный дом в Ведено-Дарго: “Я думаю, только в раю будет так хорошо, как здесь. Если бы я знал, что меня здесь ожидает, давно сам убежал бы из Дагестана”.
То внимание, которое оказывалось имаму Дагестана и Чечни в России, не могло не вызвать у Шамиля — человека благородного и мудрого — ответного чувства. Как-то в приватной беседе он признался предводителю калужского дворянства Щукину: “У меня нет слов высказать вам то, что я чувствую. Приязнь и внимание со стороны ближнего всегда приятны человеку, в ком бы он их ни встретил, но ваша приязнь после того, как я вам сделал столько зла, совсем другое дело. За это зло вы, по справедливости, должны бы растерзать меня на части; между тем вы поступаете со мной как с другом, как с братом. Я не ожидал этого, и теперь мне стыдно; я не могу смотреть на вас прямо и всей душой был бы рад, если бы мог провалиться сквозь землю”.
О своем прежнем могуществе Шамиль, по выражению его зятя Абдурахмана, жалел как о растаявшем снеге. А познакомившись поближе с Россией, имам, будучи неглупым человеком, понял, что Кавказская война рано или поздно должна было закончиться покорением Кавказа и его собственным пленением, если ему не суждено было погибнуть от русской пули.
Пребывая в Калуге, Шамиль с большой охотой появлялся на публике, знакомился с городом. Пытливо осмотрев в первый же день калужские окрестности, Шамиль неожиданно радостно воскликнул: “Чечня! Совершенная Чечня!”. Совершать прогулки по городу имам предпочитал в открытой коляске, которую ему подарил царь вместе с четверкой лошадей и пятнадцатью тысячами рублей дохода в год.
Но несмотря на возможность много тратить, Шамиль был чрезвычайно прост в быту. Точнее, он сохранил все привычки горца, прожившего всю жизнь в горах и привыкшего к спартанской обстановке. Имам был весьма умерен в пище. За завтраком и ужином он съедал одно блюдо, за обедом — два. Ничего, кроме свежей ключевой воды, он не пил. Жил в согласии с природой. Спать ложился рано: летом в семь, зимой в девять. Вставал тоже раньше всех. В летние месяцы — в четыре, а в зимние — в шесть. Что до одежды, то Шамиль не изменял своим привычкам и одевался как истинный горец, тем более что никто его не принуждал к европейской цивильной одежде. Более того, относясь с уважением к Шамилю — имаму Дагестана и Чечни, ему разрешили ходить в чалме (после покорения Кавказа это могли делать лишь побывавшие в Мекке). Так что по улицам Шамиль щеголял в белой красивой чалме, медвежьей шубе и желтых сафьяновых сапогах. Посетив в таком экстравагантном для калужан виде городской сад, имам сразу же запомнился публике.
Вот, например, как вспоминает Шамиля один из очевидцев: “Несмотря на преклонный возраст и девятнадцать ран, полученных Шамилем в боях, он казался моложе своих 62 лет. Имам был крепкого сложения, стройный, с величавой походкой. Волосы его были темно-русого света, слегка схваченные сединой. Hoc — правильной формы, а лицо с нежным белым цветом кожи обрамлено большой и широкой бородой, искусно окрашенной в темно-красный цвет. Величавая походка придавала ему весьма привлекательный вид.” Кстати, бороду Шамиль красил для того, чтобы “неприятели не заметили бы в наших рядах стариков и потому не открыли бы нашей слабости”: В середине 1860 года в Калугу неспешно проследовал караван из семи экипажей. Это доставили личные вещи Шамиля и его семью. Один из экипажей был гружен несколькими тюками — обширными персидскими коврами. Это привезли библиотеку .Шамиля, сплошь состоявшую из религиозных книг. Радости имама не было предела, тем более что вместе с книгами привезли и любимую жену Шамиля Шуаннат, за жизнь которой имам особо боялся. Позже Шуаннат рассказала, что была без памяти от страха в первые часы взятия Гуниба. А когда Шамиля повезли к русскому главнокомандующему князю Барятинскому, она была уверена, что больше не увидит своего мудрейшего мужа. И даже когда князь Барятинский их обласкал и подарил им много драгоценных камней, она и то продолжала думать, что ее отправят в Сибирь на всю жизнь. “Никогда, — признавалась она, — не могли мы подумать, что в России нам так будет хорошо”.
Тем не менее урожденная Анна Ивановна Улуханова не желала возвращаться в христианство, веруя в мудрость Шамиля, приведшего ее в магометанство. И вправду, имам Шамиль был очень религиозным человеком, прожившим жизнь в согласии с Кораном, но он никогда не был фанатиком и потому с интересом присматривался к церковной жизни русских. Бывало, он заглядывал в церковь св. Георгия, где ему сделали специальное окошко, чтобы он мог следить за службой не снимая папахи. А однажды Шамиля пригласил к себе на чай епископ калужский Григорий. С ним завязалась оживленная беседа, в которой епископ спросил Шамиля: “Отчего у нас и у вас один Бог, а между тем для христиан Он добрый, а для магометан такой строгий?” “Это оттого, — отвечал Шамиль, — что Иса ( Иисус — Авт.) ваш добрый. А наш пророк сердитый, да и народ у нас буйный, и потому с ними следует обращаться строго”.
Очутившись как-то в Царском Селе и подивившись лишний раз роскоши и размаху “гяуров”, Шамиль замер перед величественной статуей Спасителя. Помолчав минутку, он сказал своему другу — полковнику жандармов Богуславскому: “Он многому прекрасному учил вас. Я тоже буду ему молиться. Он мне счастье даст”. И это, по всей видимости, не было позой. Видя терпимое отношение русских к исламу, он- также терпимо стал относиться к “неверным”. Как-то раз полковник Богуславский спросил Шамиля: “А что если бы Шуаннат сделалась христианкой, взял ли бы ее к себе как жену?” — “Возьму!” — решительно ответил имам.
Вопреки своим годам Шамиль сохранил почти что юношеское любопытство ко всему, что его окружало. Как-то раз он пожелал посетить казармы калужского гарнизона, откушав там каши, а в другой раз — Хлюстинскую больницу. Проходя одну за другой палаты, он наткнулся на раненого своего солдата. Узнав, что горца лечат так же внимательно и тщательно, как и русских, Шамиль был потрясен. Позже, встретив на улице еще двух горцев (к удивлению имама, не закованных в цепи), он завел разговор со своей “нянькой” — капитаном корпуса жандармов Руновским. “Теперь только я вижу, как дурно содержал княгинь ( Орбелиани и Чавчавадзе, взятых в плен в 1854 году. — Авт.), но я думал, что содержал их очень хорошо. Я вижу в Калуге сосланных сюда двух горцев, они ходят здесь на свободе, получают от государя содержание, занимаются вольной работой и живут своими домами. Я не так содержал русских пленных — и от этого меня так мучит совесть, что я не могу этого выразить словами”.
Находясь в России, пытливый до мелочей имам невольно сравнивал родной Кавказ с огромной страной, в которой он очутился, удивляясь ее размаху и развитию. Однажды его привезли посмотреть губернскую гимназию, в которой Шамиль попросил непременно показать ему физический кабинет. Наткнувшись там на корявый кусок магнита, имам долго с ним играл, радуясь тому, как он притягивает всякие железячки. Но в гимназии Шамилю так и не смогли объяснить, зачем русских детей учат русскому же языку. И совершенно озадаченным стал Шамиль, посетив позже русский флот в Кронштадте, монетный двор в Петербурге, фарфоровый и стеклянный заводы… “Да, я жалею, что не знал России и что ранее не искал ее дружбы!” — произнес Шамиль со вздохом, подъезжая к Калуге.
Летом 1861 года Шамиль со своим сыном Кази-Магомедом и двумя зятьями отправились в столицу просить у Александра II разрешения ехать в Мекку. Но Александр II ответил уклончиво, давая понять, что пока не время… Позднее Шамиль красноречиво писал об этом эпизоде своему покровителю князю Барятинскому: “Краснею со стыда перед Его Императорским Величеством и перед тобою, Князь, и раскаиваюсь, что высказал желание ехать в Мекку. Клянусь Богом, я не высказал бы моих задушевных желаний, если бы знал, что Кавказ еще не замирен. Не высказал бы потому, чтобы Император и ты, Князь, не подумали бы обо мне чего дурного! Если я лгу, то пусть поразит меня и все мое семейство кара Божия!”
Просьбу Шамиля Александр II исполнил. В 1871 году Шамиль посетил гробницу пророка Магомета, но вернуться в Россию ему уже не пришлось: смерть настигла имама в Медине.
Постепенно, по свидетельству приставленного к имаму офицера, надзор за “стариком”, как называли за глаза Шамиля, стал почти незаметным. Никто его уже и не воспринимал как военнопленного. Но интерес к нему не угасал. У Шамиля часто интересовались о тех жестокостях, которые он совершал над людьми. Имам на это отвечал философски: “Я был пастырь, а те были моими овцами, чтобы их держать в повиновении и покорности, я должен был употреблять жестокие меры. Правда, много людей я казнил, но не за преданность к русским — они мне никогда ее не высказывали, — а за их скверную натуру, за грабеж и за разбой, поэтому я не боюсь наказания от Бога”.
На вопрос, почему он не сдался раньше, он отвечал как человек чести: “Я был связан своей присягой народу. Что сказали бы про меня? Теперь я сделал свое дело. Совесть моя чиста, весь Кавказ, русские и все европейские народы отдадут мне справедливость в том, что я сдался только тогда, когда в горах народ питался травою”.
Как-то вечером Шамиль тихонько постучал в комнату своей новой “няньки” Чичагова и, с минуту помолчав, вдруг спросил: “Чем и как лучше я могу доказать, как я обожаю своего Государя?” Ответ напрашивался сам: присяга на верноподданство. И Шамиль не заставил себя долго ждать. Имам написал Александру II письмо, ставшее своего рода политическим завещанием Шамиля потомкам:
“Ты, великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием. Ты, великий Государь, подарил мне жизнь. Ты, великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельствованного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душой внушить детям их обязанности перед Россией и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми ты меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными царям России и полезными слугами новому нашему отечеству”…
Шамиль принял присягу 26 августа 1866 года вместе со своими сыновьями Кази-Магомедом и Шафи-Магомедом в зале калужского Дворянского собрания. Чем было это столь странное, на 180 градусов, обращение имама Шамиля из последовательного врага России в ее верноподданного? Был ли этот поворот искренним или же это было лишь притворство? Никто, пожалуй, кроме самого Шамиля, не ответит на этот вопрос. И все-таки, думается, что имам был искренен. С чего ему было двуличничать? Это был смелый и порядочный немолодой уже человек, так что не из трусости же он принял дружбу со вчерашними своими неприятелями. Что ему угрожало? В конце концов, находясь в ссылке, побежденный Шамиль мог бы просто замкнуться в четырех стенах. Но нет, он сам идет навстречу своим прежним противникам. Думается, что это было проявление настоящей мудрости, преклонявшейся перед великодушием и величием бывших врагов.
Московский комсомолец 5 декабря 1999 года. |
|