Лао Цзы - древнекитайский философ VI–V веков до н. э. в даосском философском трактате «Дао Дэ Цзин» написал: "..мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять".
Комментарии Патриарха чань-буддизма Ханьшань Дэцина к "Даодэ-цзин" к главе 78.
"В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды, но в преодолении твёрдого и сильного нет никого, равного ей. Это из-за того, что к ней нельзя относиться с пренебрежением. То, что мягкое побеждает твёрдое, слабое побеждает сильное, об этом знают все в Поднебесной, но никто не может это реализовать на практике. Поэтому святые говорили: "Тот, кто принимает на себя грязь государства, называется Императором. Тот, кто принимает на себя некрасивое в стране, называется Владыкой Поднебесной". Истинные слова похожи на свою противоположность".
Здесь завершается повествование о мягкости и слабости, делается вывод, чтобы человек знал об этом и мог практиковать.
Выражение "к ней нельзя относиться с пренебрежением". Если армия слабая, то враг имеет в её отношении предвидение, относится к ней с пренебрежением и побеждает. Что касается слабости воды, то здесь человек уже не может предугадать, поэтому не относится к ней с пренебрежением. Поэтому, в конце концов, не может одержать победу. Поэтому никто не может превзойти её в преодолении твёрдого и сильного. Люди считают слабость и мягкость неприемлемыми, поэтому с пренебрежением относятся к ним. Поэтому Поднебесная знает (о том, что слабость побеждает силу), но не может это реализовать на практике, поскольку слабость и мягкость являются оскорбительными, некрасивыми понятиями.
Об императоре говорят, что он сильный, твёрдый, решительный и деятельный. И в этом случае считается, что это просвещённый государь.
А того, кто в недеянии, люди обычно называют слабым, мягким и это считается оскорбительным и некрасивым.
Поэтому святые люди говорят, что тот, кто ставит во главе мягкость и слабость, бесстрастие и недеяние, кто может принять на себя грязь государства, тот является настоящим государем. Тот, кто может принять на себя некрасивые слова, является просветлённым императором. Например, император Яо правил недеянием. Старые крестьяне в своих песнях пели, что сила императора их не касается. Это принятие на себя грязи государства (не лестных слов). Тем не менее, недеяние, мягкость и слабость - это правильные понятия, соответствующие Дао. Но в миру относятся к ним негативно, с противоположным отношением.
Прошли годы: каноны природы остались неизменными, человек способен осуществлять самые смелые мечты.
Комментарии Патриарха чань-буддизма Ханьшань Дэцина к главе 78 даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин» .
"В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды, но в преодолении твёрдого и сильного нет никого, равного ей. Это из-за того, что к ней нельзя относиться с пренебрежением. То, что мягкое побеждает твёрдое, слабое побеждает сильное, об этом знают все в Поднебесной, но никто не может это реализовать на практике. Поэтому святые говорили: "Тот, кто принимает на себя грязь государства, называется Императором. Тот, кто принимает на себя некрасивое в стране, называется Владыкой Поднебесной". Истинные слова похожи на свою противоположность".
Здесь завершается повествование о мягкости и слабости, делается вывод, чтобы человек знал об этом и мог практиковать.
• Выражение "к ней нельзя относиться с пренебрежением". Если армия слабая, то враг имеет в её отношении предвидение, относится к ней с пренебрежением и побеждает. Что касается слабости воды, то здесь человек уже не может предугадать, поэтому не относится к ней с пренебрежением. Поэтому, в конце концов, не может одержать победу. Поэтому никто не может превзойти её в преодолении твёрдого и сильного. Люди считают слабость и мягкость неприемлемыми, поэтому с пренебрежением относятся к ним. Поэтому Поднебесная знает (о том, что слабость побеждает силу), но не может это реализовать на практике, поскольку слабость и мягкость являются оскорбительными, некрасивыми понятиями.
• Об императоре говорят, что он сильный, твёрдый, решительный и деятельный. И в этом случае считается, что это просвещённый государь.
А того, кто в недеянии, люди обычно называют слабым, мягким и это считается оскорбительным и некрасивым.
Поэтому святые люди говорят, что тот, кто ставит во главе мягкость и слабость, бесстрастие и недеяние, кто может принять на себя грязь государства, тот является настоящим государем. Тот, кто может принять на себя некрасивые слова, является просветлённым императором. Например, император Яо правил недеянием. Старые крестьяне в своих песнях пели, что сила императора их не касается. Это принятие на себя грязи государства (не лестных слов). Тем не менее, недеяние, мягкость и слабость - это правильные понятия, соответствующие Дао. Но в миру относятся к ним негативно, с противоположным отношением.
В основе мастерства сосредоточение и скорость.
Связаные материалы:
Последние материалы:
Старые материалы:
|