__20100331_1840892037.jpg

Поиск информации

Новостные ленты

RSS лента

Авторизация



Банер Айкидом

Мы будем признательны если Вы разместите на своем сайте банер со сылкой на наш сайт.

akidom, айкидом

akidom, айкидом - федерация айкидо ставропольского края. Айкидо Ставрополь

Библиотека > Японские традиции > Интервью с Нобуюки Ватанабе.
закрытая дверь
полоска света под ней
войти не решусь
Интервью с Нобуюки Ватанабе.
14.11.2015 14:18
Интервью с Нобуюки Ватанабе
(Материалы с сайта Сибирского центра айкидо г. Новокузнецк, перевод с английского Силкиной Ирины)
Нобуюки Ватанабе родился в Префектуре Миязаки 25 июля 1930 года. Заниматься айкидо начал в 1952 году, в возрасте 22 лет, и является старшим инструктором в Айкикай Хомбу Додзе.
Ватанабе-сенсей знаменит своими демонстрациями «техник без контакта» на ежегодных показательных выступлениях по айкидо в Японии.
Его демонстрации без контактного айкидо, воспринимаются людmми весьма противоречиво, но всегда вызывают повышенный интерес у зрителей. Покойный Садатеру Арикава каждый год смотрел эти выступления нахмурившись! (Видео с 44 ежегодных показательных выступлений в 2003 году можно посмотреть «здесь»).
Первоначально это интервью было опубликовано в августе 2007 года в известном японском журнале о боевых искусствах «Секретные Учения» и затем, в 2009 году, размещено в подборке интервью с другими учениками Основателя айкидо. Перевод на английский Кристофер Ли.
Я способен продолжать Путь Айки, потому что я это люблю
Q: Сколько вам было лет, когда вы стали учеником?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Формально меня зарегистрировали, когда я стал шоданом, но тренировался я и до этого! Я начал заниматься, когда открылся клуб айкидо в офисе премьер-министра, где я тогда работал. Мне было 22 года.
Q: Занимались ли вы до этого дзюдо?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, первоначально я занимался сумо, потом с 12 лет я начал заниматься дзюдо. Это было военное время и мне приходилось строить своё тело, я также занимался дзю-кендзюцу и тогда я был довольно крупным и меня часто использовали как тренировочную мишень (смеётся).
Q: Это должно быть было очень тяжело (смёется). Как насчёт послевоенного времени?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Я думаю, мне было тогда 16 лет, в Миязаки….
Q: Тогда там было много баз Токкотай (примечание переводчика: специальные атакующие силы, известные на Западе как «Камикадзе»).
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это правда. Поблизости располагалась база Кайтен (примечание переводчика: «Возвращение в небеса» – это пилотируемые торпеды и команда самоубийц, которые использовались Императорскими военно-морскими силами). С пятнадцати лет я жил рядом с членами Токкотай. Поэтому я с тех пор курил подарочные императорские сигареты (смеётся) (Примечание переводчика: Императорские сигареты с гербом были личным подарком от императора команде пилотов – самоубийц и их курили перед вылетом). Я понимал, что я умру в любом случае. Мы постоянно находились под пулемётным огнем. Я выжил, но человек, который шёл передо мной был снесён ударной волной и на самом деле удивительно, что я вообще остался жив, потому что все остальные умерли.
Q: После того как вы пережили такой опыт, что вы думаете о своей встрече с айкидо?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Ммм, в самом начале знакомства заставило меня удивиться (смеётся) потому что до этого времени я считал что «дзюдо – лучшее!». Я заинтересовался тем, чтобы посетить Хомбу Додзё после того, как кто-то пригласил меня зайти туда и потом бросил техникой шихо-наге. Я подумал «Что это такое?». И с того момента интерес к айкидо стал для меня действительно чем-то серьёзным – я приходил в офис утром и отправлялся оттуда на утреннюю тренировку. После работы в офисе я, с 9 утра до полудня, тренировался в айкидо-клубе и потом вечером отправлялся на тренировку в Хомбу. Спустя какое-то время после утренних тренировок я начал пить кофе и болтать с сенсеем Осава Кисабуро, потом отправляться в офис в клуб айкидо и потом вечером на тренировку в Хомбу Додзё.
Q: Вы тогда совсем не работали? (Смеется).
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Ну, каким-то образом, это срабатывало. Наверное, мой руководитель просто сдался. В то время было всего несколько Учи–деши и я принимал укеми на показательных выступлениях Сил Самообороны и тогда мой начальник сказал «Мы все части одной администрации, так что продолжай» (смеется). Но на самом деле я, конечно, работал, потому что несколько раз меня повышали и я, конечно, следил за тем, чтобы работать достаточное количество рабочих часов. Однако наступил день, когда моё руководство сменилось, и мой новый начальник требовал, чтобы каждый находился за рабочим столом в свои рабочие часы, поэтому я сказал «Я увольняюсь». Я ушел и никогда больше не возвращался, потому что нельзя оглядываться в прошлое.
Q: Но не было ли вам сложно выживать в то время?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Ну, меня кормила жена (смеется).
Q: То есть вы по-настоящему уволились.
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Мне по-настоящему нравилось айкидо (смеётся). Но я никогда не думал, что смогу на этом как-то зарабатывать. Мне просто нравилось, и чем больше я занимался, тем большее я начал видеть. И я просто увяз в глубине этого (смеется).
Q: Вы помните своё впечатление от первой встречи с Основателем?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Я подумал «Ах, это самурай. Такого я раньше никогда не видел. Вокруг него даже воздух казался другим»!
Q: Кто были учи-деши в то время?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Тохей Коичи сенсей (Tohei Koichi sensei), Тада Хироши сенсей (Tada Hiroshi sensei), Арикава Садатеру сенсей (Arikawa Sadateru sensei), Тамура Нобуёши сенсей (Tamura Nobuyoshi sensei), Куроива Йошио сенсей (Kuroiwa Yoshio) sensei).
Q: Вы помните своё впечатление от первого прикосновения к руке Основателя?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Ну, я помню, что никак не мог ухватить её. (Смеётся). Я уже был втянут и брошен. Он ускользал и, в момент, когда наши глаза встречались, моё тело начинало двигаться, и я уже был брошен.
Q: Как железный песок притягивается к магниту?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Эта реакция – будо реакция. Она возникает именно в момент движения. Сегодня у людей нет такой чувствительности. Основатель неожиданно заглядывал нам в глаза и люди, чья реакция была медленной, на какое-то время не были задействованы. Поэтому всегда было ощущение напряжения, и мы всегда внимательно следили за руками и ногами Основателя. Основатель мастерски использовал энергию смотрящих на него людей.
Q: А сейчас это как-то иначе?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, сейчас это по-другому. С некоторого времени в айкидо начался приток учеников из широкой публики, и атмосфера постепенно изменилась. Первоначально айкидо занимались люди, которое до этого уже были знакомы с другими видами будо и которые хотели улучшить свои навыки. Когда в фокусе внимания оказались люди без достаточной физической подготовки – многое изменилось. И когда ты говорил: «Ухвати меня за запястье», – человек спрашивал: «А зачем это?». (Смеётся). И по этой причине со временем укеми не преподавалось и это принималось естественно.
Q: Из ваших сэмпаев, кто повлиял на вас сильнее всего?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Конечно же, Осава-сенсей (Osawa sensei).
Q: Осава-сенсей – это имя часто упоминается в этой серии интервью, каким учителем он был?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Он был как дзен буддистский монах (смеётся). Наверное его можно было бы назвать главным клерком, потому что в то время он управлял делами додзё. Его айкидо было мягким, но требовательным. Он обучал Кенпей Тай (Полицейские военные подразделения) во время войны, так что в его добром сердце было место и жестокости. Я принимал укеми от него во время показательных выступлений в Hibiya Kokkaido, но после того, как демонстрация закончилась, он привёл меня в Хомбу Додзё и заставил меня делать укеми ещё в течение часа. «То, что ты делаешь, это не укеми. Укеми – это не просто быть брошенным», – так он говорил.
Q: Что он имел в виду?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Он имел в виду, что если кого-то бросают, то это не значит, что это – укеми. Просто лететь – это не значит делать укеми. «Укеми – это чувствовать технику своего партнёра и определять, куда пытаются тебя сбросить», – говорил он.
Q: Не обозначает ли это, что укеми это попытки ухватить чувство своего партнёра?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Если задуматься, то да. Быть брошенным это тип тренировки, и сейчас тренировки айкидо и проводятся именно таким образом. Однако не хорошо, если тебя кидают или ты кидаешь кого-то как объект. Айкидо – это тренировка в чувствовании и, в тоже время, в определении чувства партнёра. Сейчас мы тренируемся в бросании и в том, чтобы быть брошенными. В тренировке айкидо обе стороны должны работать над своей чувствительностью, но они просто это отрезают и делают броски. Я этого не понимал в то время. Поэтому меня и бросали в течение часа и ругали: «Не хорошо! Не хорошо!», – но в конце мне уже сказали «Окей»! И, с тех пор, меня больше за это не ругали, и это был очень ценный опыт.
Q: Он был очень интересным учителем, не так ли?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, это так. Это были не просто физические тренировки, но ещё и тренировки в понимании (видении) вещей. Например, когда мы вместе заходили в кофейню, он, бывало, показывал на одного из посетителей и говорил: «Эй, как ты думаешь, кто сильнее – ты или я?». И когда человек отвечал: «Хм?», – и выглядел сбитым с толку, то он говорил: «Это не хорошо, если ты не сразу это понимаешь. Тренируйся, пока не поймёшь сразу!» (смеётся). Или он мог сказать: «Если ты думаешь, что я сильнее – тогда тренируйся ещё!» (смеётся).
Q: Это конечно похоже на Дзен Мондо (примечание переводчика? Вопрос и ответ из дзен диалога). А какие слова основателя вы больше всего запомнили?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Он чаще всего говорил о Богах. Что я особенно запомнил, это его слова о центре, хотя тогда я их и не понял. Очень многие вещи я понял только после изучения строения костей, скелета. Центр расположен в середине, когда идёшь или сидишь. Вместе с тем, центр – это история, она соединяет тебя с твоими родственниками и предками.
Q: В своих объяснениях вы часто говорите: «Как мяч вокруг своего центра» и «Подними плечи и дыши твёрдо».
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это так. Это потому что кто-то слегка поднимает свои плечи во время вдоха и тогда их легко сдвинуть. Если кто-то дышит твёрдо, то он тогда может и стоять твёрдо. Если ты думаешь о том, чтобы просто стоять, то тогда ты стоишь на поверхности как палка. Но если ты думаешь о центре, то это задействуется линия таза и всё, что выше таза тянется вверх, а то, что ниже – тянется вниз. Вот так и нужно стоять. Поэтому мы и можем двигаться в форме «Х».
Q: Вы имеете в виду, что нужно стоять активно, а не просто как объект, который поставили стоять?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Правильно. Человек может двигаться потому, что его спина наполнена воздухом. Если этого нет, то колени не начнут двигаться. Место, где вы стоите, называется «Плавающий мост небес» и я верю, что это место – живое. По этой причине важно, прежде всего, стать как мяч и стоять твёрдо.
Q: Основатель часто говорил о Кодзики (Kojiki), что это священное писание японской религии синто, повествующей о создании Японии и всего мира.
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это так. Однажды Основатель принес схему анатомии человека и объяснял её, держа писание Kojiki в одной руке. Он говорил такие вещи как «Правильный разум находится здесь» – указывая на мышцы и кости – и объяснял это очень чётко. Однако тогда я просто думал: «Что же это такое?». Это было всего один раз, поэтому я не помню деталей.
Q: Возможно для Основателя структура Kojiki и структура человеческого тела были одинаковы?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Лучше чем какие-либо слова, я запомнил ки-ай Основателя.
Q: Его ки-ай?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Я помню это очень хорошо. Это был не обычный «Ай». Сначала был вдох воздуха, напоминающий тяговое усилие, затем был звук «Иай-ай», который, казалось бы, просто выдыхается на тебя. Его голос не был прямым, он был спиралевидным. Его живот вращался и оттуда и выходил его голос. Я очень хорошо это запомнил.
Дыхание в айкидо осуществляется по кругу
Q: Основатель вас когда-нибудь ругал?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Однажды когда я тренировался с молодой женщиной, он крикнул мне: «Ты, просто делай укеми! Обращайся с молодой женщиной бережно». (Смеётся). Закончилось это тем, что она целый час делала укеми. Это была хорошая тренировка. Так как молодая женщина не была особо сильной, если бы я резко остановился в шихо-наге, то её руки бы оторвались. Поскольку это происходило как раз в середине техники, это было очень опасно, и поэтому я присоединялся к ней до самого конца, слегка ведя её своим движением.
Q: Так чувство соединения силы становится правилом?
Нобуюки Ватанабе: Сейчас люди этого не могут делать. Они заканчивают попыткой просто бросить. Очень важно использовать своё тело для ощущения силы. Также, хотя этого и не случалось со мной лично, Основатель ругался на людей в Хомбу Додзе, когда они шли перед ним. Он говорил: «Извинись, и пройди вперёд!». Будока не любит когда перед ним кто-то есть, но поначалу этого никто не понимал. А он был очень строг в таких вещах.
Q: Насколько я понимаю, вы много подсказок обнаруживаете в фотографиях Основателя?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это правда. Я не часто видел Основателя прямо перед собой, поэтому я часто смотрел на его фотографии и удивлялся: «Почему он так держит руки?». Я просто продолжал удивляться «Почему? Почему?».
Q: А на фотографиях в анфас вы обращали на что-то внимание?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Когда вы внимательно смотрите на фотографии Основателя, то увидите, что его подбородок слегка вздёрнут вверх. Какое-то время назад меня это озадачивало, так как обычно в будо говорят о том, что нужно наоборот втянуть свой подбородок. Однако если попробовать, то можно убедиться, что с вздёрнутым подбородком дыхание становится более комфортным. Основатель часто говорил: «Выдыхай, вдыхая, и вдыхай – выдыхая», но я смог это понять только позже и благодаря фотографиям. И, возможно, что на фотографиях можно обнаружить ещё много таких подсказок.
Q: Говорил ли Основатель что-либо более подробное про ко-кю (дыхание)?
Нобуюки Ватанабе: Он никогда не говорил ничего особенного о дыхании, но мне говорилось о том, что «в будо вдыхай и выдыхай по кругу». (Примечание переводчика: Некоторые студенты Морихея Уесибы выражали мнение о том, что это относится к тренировке брюшного дыхания)
Q: По кругу?
Нобуюки Ватанабе: Поэтому я и наполнял оба лёгких и потом двигался, в то время как одно лёгкое наполнялось, а другое освобождалось. Конечно, оппонент приближается с той стороны, которая делает вдох.
Q: А это сложно вдыхать и одновременно выдыхать?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: На самом деле вовсе нет. Если произносить звук во время движения – то это происходит естественным образом, поэтому я и учу своих учеников произносить звук «Ва» во время движения.
Q: Вы сами придумали такой способ объяснения?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, потому что лекции О-сенсея были в основном о Богах, и задать какие-то другие вопросы, было не возможно. (Смеётся). Однако во время частных занятий кое-какие объяснения всё же были. Основатель иногда проводил частные занятия один на один с учеником и тогда я принимал участие в них в качестве уке. И на таких занятиях люди уже могли относительно свободно задавать вопросы. А обычные ученики задавать вопросы не могли. (Смеётся).
Q: Неужели? (Смеётся) А что вы помните с того времени?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Основатель часто двигал руками, когда они лежали у него на коленях в позе сейза. Один ученик спросил у него: «Сенсей, почему ваши руки двигаются?» – и получил такой ответ: «Потому что я делаю вдох этой рукой (правой) и выдыхаю этой (левой)». В то время я просто слушал, не обращая особого внимания, но теперь то я думаю: «Ах, ну конечно…» Но в любом случае, больше всего разговоров было о Богах. (Смеётся).
Айкидо – это работа по узнаванию себя
Q: Вы часто указываете на важную роль рук …
Нобуюки Ватанабе: Они обеспечивают наибольшие подсказки! Большинство людей используют свои руки только для того, чтобы хватать и отпускать, в то время как они ещё и важны для передачи ощущений оппоненту.
Q: Ощущений?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: После того как руки широко раскрываются, они постепенно слегка трепещут, не так ли? Это втягивание. В это время человек может почувствовать ощущение воздуха в руках и двигаться с намерением выбросить этот воздух в лицо оппоненту. И если человек продолжает держать это ощущение, тогда он сможет обойтись и без толчков. Именно руки создают такой тип чувствительности.
Q: И каким образом нужно тренироваться, чтобы развить это чувство?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Много есть способов. Например, нанесение ударов по стене мячиком из воздуха и визуализировать, как он растворяется в разных направлениях. Когда вы будете это делать, вы найдёте такое место, куда удар будет направляться с наибольшим чувством. Вы тогда поймете, где именно мяч воздуха врывается с громким хлопком. Когда вы встаёте и садитесь, при этом если вы присаживаетесь слегка и слегка приподнимаетесь, то также вы будете приподниматься очень быстро и твердо. Это тоже очень тонкое чувство.
Q: Почему вы стали задумываться о подобных вещах?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Хммм… полагаю тогда, когда сам начал обучать. Когда начинаешь работать с учениками, то через два или три года их движения становятся такими же как твои. Сначала я был счастлив по этому поводу, но когда я об этом задумался, то понял, что это не хорошо. Я понял, что это означает, что я не меняюсь, и я подумал «Это не хорошо!». Если я не буду постоянно себя улучшать, то и они не смогут прогрессировать.
Q: Это так на самом деле?
Нобуюки Ватанабе: Затем я обучал айкидо в Маори, Новой Зеландии, но когда я пытался начать свои объяснения словами «О-сенсей…», они мне сказали: «Мы не знаем О-сенсея. Нас обучаете вы, вот и учите нас своему айкидо». «Ах, вот оно как», –подумал я. На самом деле О-сенсей и я – разные люди, поэтому я не могу сказать: «О-сенсей делал так». Поэтому с того времени я начал задумываться о собственном айкидо.
Q: Изменился ли ваш способ преподавания?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Изменился. «Я делаю так, но вы можете делать так, как хотите», – говорю я. «Тело и разум у каждого человека разные, поэтому мы не можем делать одинаковые вещи».
Q: Как насчёт Основателя? Вы замечали в нем какие- то изменения?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Из того, что я видел – я на самом деле даже не знаю, что ответить. Однажды во время утренней тренировки он сказал: «Извините, то чему я вас вчера учил было неправильно. Боги меня ругали за это во сне».
Q: Основатель?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, и тогда он начал нам объяснять, но мы так и не смогли понять, в чём была разница. (Смеётся). Возможно, дело было в том, что форма и была одинаковой, но изменилось что-то внутри.
Q: Я слышал, что Основатель не любил, когда его просили повторить ещё раз то, что он показывал.
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это правда. Он был против практик ката, которые учат «Сделай так, потом сделай так».
Q: То есть было нормально, что каждый раз практика была другой.
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, было. Ичиго ичи (раз в жизни) – каждую секунду во время техники тело управляется разумом, так что никто не может повторить одно и то же дважды. В тот момент, когда О-сенсей входил в додзё, его тело расширялось вспышкой и вибрации от его присутствия распространялись на всю комнату. Он не обучал, это просто были его персональные занятия, так что он просто расширял свои чувства очень чётко во все направления. Если ты пытаешься обучать, то всё происходит уже иначе. И по этой причине я и не пытаюсь обучать. Это просто тренировки. И, когда ты пытаешься тренировать, то уровень собственной подготовки снижается.
Q: Вашей личной тренировки?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Но вы же не можете тренироваться самостоятельно. Много времени назад я тренировался в Хомбу и мне все говорили, что я тяжёлый. Даже О-сенсей говорил «Ты тяжёлый. Ты практикуешься сам по себе. Поэтому, это не хорошо. Сначала стань железным мячом (ну или шаром не знаю как лучше). Потом стань золотым шаром. Золотые металлы мягкие и легко плавятся. Поэтому с ними приятно работать». Поэтому и нужно постоянно расширять свои чувства и думать о том, что ты делаешь.
Q: То есть вы имеет ввиду, что О-сенсей не делал ничего по привычке, а каждый раз следовал своим ощущениям?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Где сегодня найти людей, которые могут в себе развить такой уровень чувствительности? Все слишком фиксированы на ката. Любимой поговоркой Основателя было «Бросай тысячу как одного и одного как тысячу». Как в фильмах про самураев. Он очень это любил (Смеётся).
Q: Разве техники айкидо, это не ката?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это техники для поддержания хорошей физической формы вашего тела и для развития чувств. Так что если вы спрашиваете себя: «Что такое айкидо?», – то, в конце концов, находите, что это познание себя и проживание собственной жизни.

Нобуюки Ватанабе родился в Префектуре Миязаки 25 июля 1930 года. Заниматься айкидо начал в 1952 году, в возрасте 22 лет, и является старшим инструктором в Айкикай Хомбу Додзе. Ватанабе-сенсей знаменит своими демонстрациями «техник без контакта» на ежегодных показательных выступлениях по айкидо в Японии.

Его демонстрации без контактного айкидо, воспринимаются людmми весьма противоречиво, но всегда вызывают повышенный интерес у зрителей. Покойный Садатеру Арикава каждый год смотрел эти выступления нахмурившись!

Первоначально это интервью было опубликовано в августе 2007 года в известном японском журнале о боевых искусствах «Секретные Учения» и затем, в 2009 году, размещено в подборке интервью с другими учениками Основателя айкидо. Перевод на английский Кристофер Ли.

Я способен продолжать Путь Айки, потому что я это люблю.

Q: Сколько вам было лет, когда вы стали учеником?

 Нобуюки Ватанабе-сенсей: Формально меня зарегистрировали, когда я стал шоданом, но тренировался я и до этого! Я начал заниматься, когда открылся клуб айкидо в офисе премьер-министра, где я тогда работал. Мне было 22 года.Q: Занимались ли вы до этого дзюдо?Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, первоначально я занимался сумо, потом с 12 лет я начал заниматься дзюдо. Это было военное время и мне приходилось строить своё тело, я также занимался дзю-кендзюцу и тогда я был довольно крупным и меня часто использовали как тренировочную мишень (смеётся)

Q: Это должно быть было очень тяжело (смёется). Как насчёт послевоенноговремени?

Нобуюки Ватанабе-сенсей: Я думаю, мне было тогда 16 лет, в Миязаки….Q: Тогда там было много баз Токкотай (примечание переводчика: специальные атакующие силы, известные на Западе как «Камикадзе»).Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это правда. Поблизости располагалась база Кайтен (примечание переводчика: «Возвращение в небеса» – это пилотируемые торпеды и команда самоубийц, которые использовались Императорскими военно-морскими силами). С пятнадцати лет я жил рядом с членами Токкотай. Поэтому я с тех пор курил подарочные императорские сигареты (смеётся) (Примечание переводчика: Императорские сигареты с гербом были личным подарком от императора команде пилотов – самоубийц и их курили перед вылетом). Я понимал, что я умру в любом случае. Мы постоянно находились под пулемётным огнем. Я выжил, но человек, который шёл передо мной был снесён ударной волной и на самом деле удивительно, что я вообще остался жив, потому что все остальные умерли.

 Q: После того как вы пережили такой опыт, что вы думаете о своей встрече с айкидо?

Нобуюки Ватанабе-сенсей: Ммм, в самом начале знакомства заставило меня удивиться (смеётся) потому что до этого времени я считал что «дзюдо – лучшее!». Я заинтересовался тем, чтобы посетить Хомбу Додзё после того, как кто-то пригласил меня зайти туда и потом бросил техникой шихо-наге. Я подумал «Что это такое?». И с того момента интерес к айкидо стал для меня действительно чем-то серьёзным – я приходил в офис утром и отправлялся оттуда на утреннюю тренировку. После работы в офисе я, с 9 утра до полудня, тренировался в айкидо-клубе и потом вечером отправлялся на тренировку в Хомбу. Спустя какое-то время после утренних тренировок я начал пить кофе и болтать с сенсеем Осава Кисабуро, потом отправляться в офис в клуб айкидо и потом вечером на тренировку в Хомбу Додзё.
Q: Вы тогда совсем не работали? (Смеется).
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Ну, каким-то образом, это срабатывало. Наверное, мой руководитель просто сдался. В то время было всего несколько Учи–деши и я принимал укеми на показательных выступлениях Сил Самообороны и тогда мой начальник сказал «Мы все части одной администрации, так что продолжай» (смеется). Но на самом деле я, конечно, работал, потому что несколько раз меня повышали и я, конечно, следил за тем, чтобы работать достаточное количество рабочих часов. Однако наступил день, когда моё руководство сменилось, и мой новый начальник требовал, чтобы каждый находился за рабочим столом в свои рабочие часы, поэтому я сказал «Я увольняюсь». Я ушел и никогда больше не возвращался, потому что нельзя оглядываться в прошлое.
Q: Но не было ли вам сложно выживать в то время?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Ну, меня кормила жена (смеется).
Q: То есть вы по-настоящему уволились.
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Мне по-настоящему нравилось айкидо (смеётся). Но я никогда не думал, что смогу на этом как-то зарабатывать. Мне просто нравилось, и чем больше я занимался, тем большее я начал видеть. И я просто увяз в глубине этого (смеется).
Q: Вы помните своё впечатление от первой встречи с Основателем?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Я подумал «Ах, это самурай. Такого я раньше никогда не видел. Вокруг него даже воздух казался другим»!
Q: Кто были учи-деши в то время?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Тохей Коичи сенсей (Tohei Koichi sensei), Тада Хироши сенсей (Tada Hiroshi sensei), Арикава Садатеру сенсей (Arikawa Sadateru sensei), Тамура Нобуёши сенсей (Tamura Nobuyoshi sensei), Куроива Йошио сенсей (Kuroiwa Yoshio) sensei).
Q: Вы помните своё впечатление от первого прикосновения к руке Основателя?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Ну, я помню, что никак не мог ухватить её. (Смеётся). Я уже был втянут и брошен. Он ускользал и, в момент, когда наши глаза встречались, моё тело начинало двигаться, и я уже был брошен.
Q: Как железный песок притягивается к магниту?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Эта реакция – будо реакция. Она возникает именно в момент движения. Сегодня у людей нет такой чувствительности. Основатель неожиданно заглядывал нам в глаза и люди, чья реакция была медленной, на какое-то время не были задействованы. Поэтому всегда было ощущение напряжения, и мы всегда внимательно следили за руками и ногами Основателя. Основатель мастерски использовал энергию смотрящих на него людей.
Q: А сейчас это как-то иначе?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, сейчас это по-другому. С некоторого времени в айкидо начался приток учеников из широкой публики, и атмосфера постепенно изменилась. Первоначально айкидо занимались люди, которое до этого уже были знакомы с другими видами будо и которые хотели улучшить свои навыки. Когда в фокусе внимания оказались люди без достаточной физической подготовки – многое изменилось. И когда ты говорил: «Ухвати меня за запястье», – человек спрашивал: «А зачем это?». (Смеётся). И по этой причине со временем укеми не преподавалось и это принималось естественно.
Q: Из ваших сэмпаев, кто повлиял на вас сильнее всего?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Конечно же, Осава-сенсей (Osawa sensei).
Q: Осава-сенсей – это имя часто упоминается в этой серии интервью, каким учителем он был?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Он был как дзен буддистский монах (смеётся). Наверное его можно было бы назвать главным клерком, потому что в то время он управлял делами додзё. Его айкидо было мягким, но требовательным. Он обучал Кенпей Тай (Полицейские военные подразделения) во время войны, так что в его добром сердце было место и жестокости. Я принимал укеми от него во время показательных выступлений в Hibiya Kokkaido, но после того, как демонстрация закончилась, он привёл меня в Хомбу Додзё и заставил меня делать укеми ещё в течение часа. «То, что ты делаешь, это не укеми. Укеми – это не просто быть брошенным», – так он говорил.
Q: Что он имел в виду?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Он имел в виду, что если кого-то бросают, то это не значит, что это – укеми. Просто лететь – это не значит делать укеми. «Укеми – это чувствовать технику своего партнёра и определять, куда пытаются тебя сбросить», – говорил он.
Q: Не обозначает ли это, что укеми это попытки ухватить чувство своего партнёра?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Если задуматься, то да. Быть брошенным это тип тренировки, и сейчас тренировки айкидо и проводятся именно таким образом. Однако не хорошо, если тебя кидают или ты кидаешь кого-то как объект. Айкидо – это тренировка в чувствовании и, в тоже время, в определении чувства партнёра. Сейчас мы тренируемся в бросании и в том, чтобы быть брошенными. В тренировке айкидо обе стороны должны работать над своей чувствительностью, но они просто это отрезают и делают броски. Я этого не понимал в то время. Поэтому меня и бросали в течение часа и ругали: «Не хорошо! Не хорошо!», – но в конце мне уже сказали «Окей»! И, с тех пор, меня больше за это не ругали, и это был очень ценный опыт.
Q: Он был очень интересным учителем, не так ли?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, это так. Это были не просто физические тренировки, но ещё и тренировки в понимании (видении) вещей. Например, когда мы вместе заходили в кофейню, он, бывало, показывал на одного из посетителей и говорил: «Эй, как ты думаешь, кто сильнее – ты или я?». И когда человек отвечал: «Хм?», – и выглядел сбитым с толку, то он говорил: «Это не хорошо, если ты не сразу это понимаешь. Тренируйся, пока не поймёшь сразу!» (смеётся). Или он мог сказать: «Если ты думаешь, что я сильнее – тогда тренируйся ещё!» (смеётся).
Q: Это конечно похоже на Дзен Мондо (примечание переводчика? Вопрос и ответ из дзен диалога). А какие слова основателя вы больше всего запомнили?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Он чаще всего говорил о Богах. Что я особенно запомнил, это его слова о центре, хотя тогда я их и не понял. Очень многие вещи я понял только после изучения строения костей, скелета. Центр расположен в середине, когда идёшь или сидишь. Вместе с тем, центр – это история, она соединяет тебя с твоими родственниками и предками.
Q: В своих объяснениях вы часто говорите: «Как мяч вокруг своего центра» и «Подними плечи и дыши твёрдо».
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это так. Это потому что кто-то слегка поднимает свои плечи во время вдоха и тогда их легко сдвинуть. Если кто-то дышит твёрдо, то он тогда может и стоять твёрдо. Если ты думаешь о том, чтобы просто стоять, то тогда ты стоишь на поверхности как палка. Но если ты думаешь о центре, то это задействуется линия таза и всё, что выше таза тянется вверх, а то, что ниже – тянется вниз. Вот так и нужно стоять. Поэтому мы и можем двигаться в форме «Х».
Q: Вы имеете в виду, что нужно стоять активно, а не просто как объект, который поставили стоять?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Правильно. Человек может двигаться потому, что его спина наполнена воздухом. Если этого нет, то колени не начнут двигаться. Место, где вы стоите, называется «Плавающий мост небес» и я верю, что это место – живое. По этой причине важно, прежде всего, стать как мяч и стоять твёрдо.
Q: Основатель часто говорил о Кодзики (Kojiki), что это священное писание японской религии синто, повествующей о создании Японии и всего мира.
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это так. Однажды Основатель принес схему анатомии человека и объяснял её, держа писание Kojiki в одной руке. Он говорил такие вещи как «Правильный разум находится здесь» – указывая на мышцы и кости – и объяснял это очень чётко. Однако тогда я просто думал: «Что же это такое?». Это было всего один раз, поэтому я не помню деталей.
Q: Возможно для Основателя структура Kojiki и структура человеческого тела были одинаковы?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Лучше чем какие-либо слова, я запомнил ки-ай Основателя.
Q: Его ки-ай?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Я помню это очень хорошо. Это был не обычный «Ай». Сначала был вдох воздуха, напоминающий тяговое усилие, затем был звук «Иай-ай», который, казалось бы, просто выдыхается на тебя. Его голос не был прямым, он был спиралевидным. Его живот вращался и оттуда и выходил его голос. Я очень хорошо это запомнил.


Дыхание в айкидо осуществляется по кругу.

Q: Основатель вас когда-нибудь ругал?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Однажды когда я тренировался с молодой женщиной, он крикнул мне: «Ты, просто делай укеми! Обращайся с молодой женщиной бережно». (Смеётся). Закончилось это тем, что она целый час делала укеми. Это была хорошая тренировка. Так как молодая женщина не была особо сильной, если бы я резко остановился в шихо-наге, то её руки бы оторвались. Поскольку это происходило как раз в середине техники, это было очень опасно, и поэтому я присоединялся к ней до самого конца, слегка ведя её своим движением.
Q: Так чувство соединения силы становится правилом?
Нобуюки Ватанабе: Сейчас люди этого не могут делать. Они заканчивают попыткой просто бросить. Очень важно использовать своё тело для ощущения силы. Также, хотя этого и не случалось со мной лично, Основатель ругался на людей в Хомбу Додзе, когда они шли перед ним. Он говорил: «Извинись, и пройди вперёд!». Будока не любит когда перед ним кто-то есть, но поначалу этого никто не понимал. А он был очень строг в таких вещах.
Q: Насколько я понимаю, вы много подсказок обнаруживаете в фотографиях Основателя?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это правда. Я не часто видел Основателя прямо перед собой, поэтому я часто смотрел на его фотографии и удивлялся: «Почему он так держит руки?». Я просто продолжал удивляться «Почему? Почему?».
Q: А на фотографиях в анфас вы обращали на что-то внимание?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Когда вы внимательно смотрите на фотографии Основателя, то увидите, что его подбородок слегка вздёрнут вверх. Какое-то время назад меня это озадачивало, так как обычно в будо говорят о том, что нужно наоборот втянуть свой подбородок. Однако если попробовать, то можно убедиться, что с вздёрнутым подбородком дыхание становится более комфортным. Основатель часто говорил: «Выдыхай, вдыхая, и вдыхай – выдыхая», но я смог это понять только позже и благодаря фотографиям. И, возможно, что на фотографиях можно обнаружить ещё много таких подсказок.
Q: Говорил ли Основатель что-либо более подробное про ко-кю (дыхание)?
Нобуюки Ватанабе: Он никогда не говорил ничего особенного о дыхании, но мне говорилось о том, что «в будо вдыхай и выдыхай по кругу». (Примечание переводчика: Некоторые студенты Морихея Уесибы выражали мнение о том, что это относится к тренировке брюшного дыхания)
Q: По кругу?
Нобуюки Ватанабе: Поэтому я и наполнял оба лёгких и потом двигался, в то время как одно лёгкое наполнялось, а другое освобождалось. Конечно, оппонент приближается с той стороны, которая делает вдох.
Q: А это сложно вдыхать и одновременно выдыхать?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: На самом деле вовсе нет. Если произносить звук во время движения – то это происходит естественным образом, поэтому я и учу своих учеников произносить звук «Ва» во время движения.
Q: Вы сами придумали такой способ объяснения?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, потому что лекции О-сенсея были в основном о Богах, и задать какие-то другие вопросы, было не возможно. (Смеётся). Однако во время частных занятий кое-какие объяснения всё же были. Основатель иногда проводил частные занятия один на один с учеником и тогда я принимал участие в них в качестве уке. И на таких занятиях люди уже могли относительно свободно задавать вопросы. А обычные ученики задавать вопросы не могли. (Смеётся).
Q: Неужели? (Смеётся) А что вы помните с того времени?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Основатель часто двигал руками, когда они лежали у него на коленях в позе сейза. Один ученик спросил у него: «Сенсей, почему ваши руки двигаются?» – и получил такой ответ: «Потому что я делаю вдох этой рукой (правой) и выдыхаю этой (левой)». В то время я просто слушал, не обращая особого внимания, но теперь то я думаю: «Ах, ну конечно…» Но в любом случае, больше всего разговоров было о Богах. (Смеётся).


Айкидо – это работа по узнаванию себя.

Q: Вы часто указываете на важную роль рук …
Нобуюки Ватанабе: Они обеспечивают наибольшие подсказки! Большинство людей используют свои руки только для того, чтобы хватать и отпускать, в то время как они ещё и важны для передачи ощущений оппоненту.
Q: Ощущений?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: После того как руки широко раскрываются, они постепенно слегка трепещут, не так ли? Это втягивание. В это время человек может почувствовать ощущение воздуха в руках и двигаться с намерением выбросить этот воздух в лицо оппоненту. И если человек продолжает держать это ощущение, тогда он сможет обойтись и без толчков. Именно руки создают такой тип чувствительности.
Q: И каким образом нужно тренироваться, чтобы развить это чувство?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Много есть способов. Например, нанесение ударов по стене мячиком из воздуха и визуализировать, как он растворяется в разных направлениях. Когда вы будете это делать, вы найдёте такое место, куда удар будет направляться с наибольшим чувством. Вы тогда поймете, где именно мяч воздуха врывается с громким хлопком. Когда вы встаёте и садитесь, при этом если вы присаживаетесь слегка и слегка приподнимаетесь, то также вы будете приподниматься очень быстро и твердо. Это тоже очень тонкое чувство.
Q: Почему вы стали задумываться о подобных вещах?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Хммм… полагаю тогда, когда сам начал обучать. Когда начинаешь работать с учениками, то через два или три года их движения становятся такими же как твои. Сначала я был счастлив по этому поводу, но когда я об этом задумался, то понял, что это не хорошо. Я понял, что это означает, что я не меняюсь, и я подумал «Это не хорошо!». Если я не буду постоянно себя улучшать, то и они не смогут прогрессировать.
Q: Это так на самом деле?
Нобуюки Ватанабе: Затем я обучал айкидо в Маори, Новой Зеландии, но когда я пытался начать свои объяснения словами «О-сенсей…», они мне сказали: «Мы не знаем О-сенсея. Нас обучаете вы, вот и учите нас своему айкидо». «Ах, вот оно как», –подумал я. На самом деле О-сенсей и я – разные люди, поэтому я не могу сказать: «О-сенсей делал так». Поэтому с того времени я начал задумываться о собственном айкидо.
Q: Изменился ли ваш способ преподавания?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Изменился. «Я делаю так, но вы можете делать так, как хотите», – говорю я. «Тело и разум у каждого человека разные, поэтому мы не можем делать одинаковые вещи».
Q: Как насчёт Основателя? Вы замечали в нем какие- то изменения?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Из того, что я видел – я на самом деле даже не знаю, что ответить. Однажды во время утренней тренировки он сказал: «Извините, то чему я вас вчера учил было неправильно. Боги меня ругали за это во сне».
Q: Основатель?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, и тогда он начал нам объяснять, но мы так и не смогли понять, в чём была разница. (Смеётся). Возможно, дело было в том, что форма и была одинаковой, но изменилось что-то внутри.
Q: Я слышал, что Основатель не любил, когда его просили повторить ещё раз то, что он показывал.
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это правда. Он был против практик ката, которые учат «Сделай так, потом сделай так».
Q: То есть было нормально, что каждый раз практика была другой.
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Да, было. Ичиго ичи (раз в жизни) – каждую секунду во время техники тело управляется разумом, так что никто не может повторить одно и то же дважды. В тот момент, когда О-сенсей входил в додзё, его тело расширялось вспышкой и вибрации от его присутствия распространялись на всю комнату. Он не обучал, это просто были его персональные занятия, так что он просто расширял свои чувства очень чётко во все направления. Если ты пытаешься обучать, то всё происходит уже иначе. И по этой причине я и не пытаюсь обучать. Это просто тренировки. И, когда ты пытаешься тренировать, то уровень собственной подготовки снижается.
Q: Вашей личной тренировки?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Но вы же не можете тренироваться самостоятельно. Много времени назад я тренировался в Хомбу и мне все говорили, что я тяжёлый. Даже О-сенсей говорил «Ты тяжёлый. Ты практикуешься сам по себе. Поэтому, это не хорошо. Сначала стань железным мячом (ну или шаром не знаю как лучше). Потом стань золотым шаром. Золотые металлы мягкие и легко плавятся. Поэтому с ними приятно работать». Поэтому и нужно постоянно расширять свои чувства и думать о том, что ты делаешь.
Q: То есть вы имеет ввиду, что О-сенсей не делал ничего по привычке, а каждый раз следовал своим ощущениям?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Где сегодня найти людей, которые могут в себе развить такой уровень чувствительности? Все слишком фиксированы на ката. Любимой поговоркой Основателя было «Бросай тысячу как одного и одного как тысячу». Как в фильмах про самураев. Он очень это любил (Смеётся).
Q: Разве техники айкидо, это не ката?
Нобуюки Ватанабе-сенсей: Это техники для поддержания хорошей физической формы вашего тела и для развития чувств. Так что если вы спрашиваете себя: «Что такое айкидо?», – то, в конце концов, находите, что это познание себя и проживание собственной жизни.

(Материалы с сайта Сибирского центра айкидо г. Новокузнецк, перевод с английского Силкиной Ирины)



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Рейтинг@Mail.ru