Айкидо тренирует человеческий дух и приводит в действие великий дух мира. Держа этот боккен в своих руках, я впитываю энергию Вселенной. Я вбираю это ки в себя и своим боккеном поражаю все зло. Это божественная техника мисоги харай. Вы должны быть в состоянии показать свет любви и мудрости, иначе вы не понимаете истинного духа 6у. Мы должны отражать душу меча и подняться до божественного состояния, когда мы становимся единым целым с вечной пустотой. Такое сознание необходимо для выполнения миссии 6у - установления мира во всем мире. Мы должны находиться в центре Вселенной, будучи свободными от желания соревноваться или необходимости победы. Жить открытым для тайны тройственной природы Вселенной, жить одновременно в физической, астральной и в божественной сферах и сохранять ощущение того, что это все одна реальность - вот высшая тренировка Айкидо.
История меча и обладателей мечей в Японии является моделью дилеммы будо, к которой обращается Айкидо: как может боевое искусство стать средством достижения мира? С одной стороны, история самураев в Японии - это история крови, смерти и жестокости. С другой стороны, из этой кровавой свалки вышли одни из самых миролюбивых и просвещенных людей в Японии. Разрушения и хаос дали жизнь философии причастия к божественным принципам Вселенной и любви к друзьям.
Здесь нет такого большого противоречия, как может показаться на первый взгляд. Кто лучше всех знает истинную ценность жизни, как не тот, кто знает реальность смерти? Кто лучше всех понимает моральную нищету конфликта, кровопролития, злобных круговоротов мести и ответных ударов, как не человек, погруженный во все это? Конечно, было много таких, кто на безопасном расстоянии философствовал о зле войны и признавал всю ее тщетность, но чаще всего их идеи не были наполнены истинным знанием этих зол. Они не знали своих врагов; более того, когда их теории применяли на практике, их враги оказывались сильнее.
Среди духовной нищеты войны мы обнаруживаем самые глубокие постижения пути к миру. Это духовное понимание было куплено ценой огромных потерь и человеческих жизней. Многие из тех, кто шел дорогой меча, были втянуты в конфликты и кровавые поединки. Они не могли освободиться от страха смерти и последствий, которые их собственное насилие обрушивало на них. Тренировкам, которые создавали великого мастера меча и воина, были, однако, присущи концепции, которые содержали в себе способы избежать втягивания в конфликт и кровопролитие.
Чтобы понять, как это могло происходить, мы должны иметь в виду концепцию инь и янь: каждая мысль или действие имеет противоположную себе мысль или действие, и объединение этих противоположностей создает единое целое. Самой лучшей иллюстрацией этого служат жизнь и смерть. Жизнь и смерть -абсолютные противоположности, но одна из них несовершенна без другой. Все живое, в конце концов, должно умереть; смерть - это часть жизни. Мир, в котором нет смерти, это мир, в котором нет жизни; не умирает только то, что не живет.
Обладатель меча, натренированный нести смерть, не убивал просто ради убийства. Он убивал, чтобы защитить что-то дорогое для него - свою собственную жизнь, свою честь, своего господина, свой народ. Таким образом, искусство меча было посвящено выполнению двух абсолютно противоположных идей - сохранению и разрушению жизни.
Чтобы достичь успеха в этой двойной цели, обладателю меча нужно было развивать сознание, которое бы поддерживало другую противоположность. Его цель должна была стать долгом, который был настолько велик, что его собственная жизнь не имела никакой ценности по сравнению с ним. Он мог добровольно пожертвовать своей жизнью ради смерти врага. Это принцип ай учи или "взаимного уничтожения". Но если человек действительно достигал такого состояния ума, такой высокой степени решимости, когда собственная жизнь ему была безразлична, он, как ни странно, получал больше шансов выжить. Сознание ай учи выводило конфронтацию на уровень, где сила и слабость не имели никакого значения. Жизнь и смерть любого человека равны, и жизнь и смерть это лишь ставки, поставленные на карту. И, естественно, обладатель меча, добровольно признающий неизбежность собственной смерти, освобождается от страха смерти. Он свободен от любых сомнений и полон решимости.
Осознание ай учи не может быть Достигнуто путем пренебрежения ценностью жизни. Его можно достичь, только начав осознавать истинную ценность жизни. Человек не может добровольно отдать свою жизнь не зная ее истинной ценности; если он накликал смерть, не ценя свою жизнь, неосознанные сожаления и желания начнут мучить его и ввергнут в панику. Человек не может действительно желать смерти противника, не зная цены того, что он желает. Готовность обладателя меча умереть может быть достигнута только в том случае, когда он становится над привязанностью к жизни, а не за счет пренебрежения к этому прекрасному дару.
Однако обладатель меча в своем стремлении к смерти вынужден примириться со своей жизнью. Защищая жизнь, он вынужден достичь состояния хладнокровного ожидания смерти. В своем принятии смерти он достигает состояния внутреннего спокойствия и решимости, которые помогают ему сохранить жизнь, в то время как освобождение от привязанности к жизни дает ему великое понимание ее значения. Такова концепция ай учи.
Тем не менее, ай учи остается философией, направленной на разрушение и смерть. Некоторые самураи были способны выйти за пределы ограничений ай учи и достичь еще большей мудрости и внутреннего спокойствия. Одним из таких людей был Харигая Секиун - великий мастер меча, который жил в семнадцатом веке. Он пришел к выводу, что сила и мастерство, какими бы большими они ни были, не дают гарантию мира в собственном сознании или физической безопасности. Он писал:
"У тех, кто слабее меня, я выиграю. Те, чьи способности больше, чем мои, победят меня. Если способности моего противника и мои собственные равны, произойдет ай учи. Это - вершина невежества и глупости. Здесь применяются та же тактика и мышление, которые применяют тигры, волки и другие дикие животные в борьбе за выживание. Я . отрекаюсь от этого пути. Это и не путь меча, и не путь следования человеческих существ"
В то время как многие другие рассматривали ай учи как состояние просветленности, Харигая Секиун явно так не считал. Он знал, что ни один человек добровольно не расстанется со своей ценной жизнью, инстинкт к выживанию является слишком глубокой частью его натуры. В качестве доказательства Секиун приводил историю человеческой цивилизации. Сталкиваясь с ситуацией, где решался вопрос жизни и смерти, человек всегда стремился выйти победителем.
Сацу дзин кен: Уничтожение врага
Секиун выдвинул концепцию ай нуке, или взаимного сохранения жизни. Чтобы достичь ай нуке, говорил он, человек должен войти в состояние му, вечной пустоты. Он должен достичь понимания универсального принципа всей жизни и стремиться к любви, которая охватывает всю жизнь. Жажду к жизни и стремление к победе он видел как очень узкое понимание ценности жизни.
Приведем слова самого Секиуна:
"Путь меча укоренен в сознании мудреца. Он находится в подобном (мудром) состоянии ума. Есть только один путь, хотя он может иметь различные формы. В этом мудрецы древности и современности соглашаются. Из-за этого согласия умов мудрый человек не задумывается над тем, кто сильнее и кто слабее. Если сталкиваются два мудреца, результатом неизбежно будет ай нуке."
Кацу дзин кен: Сохранение жизни врагу
Кадзуми Исе но Ками Нобуцена, основатель школы меча Син Каге Рю, высказывал то же мнение:
"Победа над злом или защита от нападения - это естественный вывод из цели боевых искусств. Абсолютная свобода от привязанностей и желаний - это то состояние ума, к которому нужно стремиться. Чтобы приблизиться к этой цели хотя бы на один шаг, нужно стремиться познать божественную цель жизни. Необходимо обладать мечом мудрости и научиться бытье единстве со Вселенной. В этом можно найти истинное значение бу в божественном царстве."
Курай дори: Контролировать дух вашего врага
Самураи, которые достигали такой степени просветления, прежде чем достигали его, участвовали во многих битвах и перенесли множество лишений. Сёгун с мечом в руках участвовал более чем в пятидесяти сражениях и выжил. Тяжелый опыт войны показал этим людям духовную пустоту поединка. Посреди смерти они нашли красоту жизни. Они поняли, что сацу дзин кен, "уничтожение врага", равнозначно духовному самоубийству. Кацу дзин кен, "сохранение жизни врагу", - только это является истинной победой, единственным способом сохранить в неприкосновенности свою собственную жизнь.
Эта концепция будо, любовь ко всему живому, настолько велика, что позволяет вам любить своего врага и дает духовную силу для применения этой любви на практике. Эта концепция лежит в самом сердце философии Айкидо. Принцип иккио является физической и практической демонстрацией этой концепции.
Иккио: Оружие духа
Стать воином, который следует дорогой будо, нелегко. Ай нуке, "взаимное сохранение", и кацу дзин кен, "сохранение жизни вашего врага", дают вам свободу выбора. Если вы полностью зависите от других людей, вы никогда не сможете определить действия того, с кем вы столкнулись. Будучи слабыми, вы никогда не сможете защитить ни свою собственную жизнь, ни жизни тех, кого вы хотите защитить, ни спасти душу вашего врага, освободив ее от тягостной необходимости уничтожать вас. Чтобы применять ай нуке, вы должны обладать большой силой.
Я не говорю о концепции "мира с помощью силы", под прикрытием которой многие современные лидеры оправдывают сумасшедшее распространение ядерного оружия. Я говорю о внутренней силе, которая позволяет человеку сохранить смелость и спокойствие перед лицом опасности и беспорядка. Возможно, вы поймете, что я имею в виду, если я скажу, что такой человек, как Махатма Ганди, воплощал истинный дух будо и служит примером настоящего воина гораздо больше, чем многие из современных военных. Он пользовался не оружием, а непобедимым духом миролюбия и отвагой. Раз за разом он предлагал принести свою жизнь в жертву ради спасения жизней других людей. И все больше и больше его врагов, столкнувшись с его храбростью и своей совестью, не могли позволить ему умереть и поддавались его влиянию. Отсутствие привязанности к своей собственной жизни было у него основано не на пренебрежении к жизни, но на глубоком понимании ее ценности. Он посвятил свою жизнь улучшению жизни других людей. То, чем он пользовался, не было оружием, которое создает воина. Он действовал духом.
Это основной принцип иккио, курай дори - установить контроль над духом противника. Иккио означает "первая техника", а также "первое мгновение". Суть иккио заключается в установлении контроля над противником с первого момента, а не в специфическом движении, которое используется для его выполнения. В многочисленных сериях фотографий, демонстрирующих иккио в этой книге, вы увидите множество вариантов движений, показанных как с оружием, так и без него. Однако все они сходны в том, что защищающийся контролирует центр нападающего с самого начала движения.* Имея контроль, вы имеете свободу выбора: покалечить или защитить нападающего на вас. Выбор Айкидо - защитить. Атакующему также предоставляется выбор. Это ясно видно в демонстрации иккио, известной как ичи но тачи. В ичи но тачи оба партнера вооружены мечами. Эта демонстрация показывает разнообразие приемов, в которых обороняющийся занимает позицию, где он контролирует жизнь нападающего одним движением. В одном из показанных вариантов, когда нападающий поднимает меч для удара, обороняющийся делает движение вперед, направляя меч в горло атакующего. В этой точке у атакующего есть два выбора: отказаться от конфликта или умереть. Обороняющийся предлагает атакующему жизнь, а не импозантную смерть. Если атакующий продолжает бороться в этом положении, он просто совершает самоубийство.
Самый важный элемент иккио - это дух. Ни оружие, ни техническое мастерство не смогут заставить иккио действовать, если они не подкреплены вашей уверенностью и смелостью. Вы должны войти и взять дух вашего противника с бесстрашием, которое воплощает принцип ирими. Ваше бесстрашие должно быть закалено принципом ай нуке. Вы не должны поддаваться желанию одержать верх над вашим противником, вы должны достичь своей цели - окончания конфликта еще до того, как он начнется.
Самая важная цель в изучении иккио -это его применение в повседневной жизни. Мы занимаемся Айкидо не для того, чтобы стать мастером меча или экспертом рукопашного боя. Но развитие сознания мастера меча сослужит вам хорошую службу. Научиться встречать каждого человека в своей жизни смело и искренне, вкладывать себя всего в каждый вызов, как если бы он был последним в вашей жизни, относиться к своим врагам с милосердием и с любовью к их человеческой сущности - сама возможность совершать все это является неоценимым достижением. Если вы постоянно стараетесь применять принцип иккио в вашей жизни, она будет наполнена достижениями и удовлетворением. Тренировка иккио направлена на то, чтобы научить вас смелости и уверенности в себе в стрессовых ситуациях, научить вас быть миролюбивыми перед лицом агрессии. Иккио - это скорее состояние ума, чем техника. Иккио дает вам возможность влиять на Других людей с пользой для них, а не во вред им.
Однажды я спросил О Сенсея, в чем истинный секрет Айкидо. Он ответил: "Это иккио. Я учил тебя этому с самого начала". Долгие годы я тренировался, прежде чем понял правдивость его слов. Сейчас, глядя на своих учеников, я понимаю, почему О Сенсей был расстроен моим нежеланием понять этот важный момент. И еще я понимаю, как трудно людям поверить в то, что что-то, столь явно простое, может быть тем самым шарниром, поворачиваясь на котором, открывается дверь к истине.
Иккио - это одно движение. Это также путь каждого движения в Айкидо. Это первое и последнее движение, начало и конец техники. Если вы контролируете начало техники, почему не контролировать ее конец? Это самое простое движение - просто войти без страха. За этим движением стоят многие столетия битв, труда, практики, умственного и духовного совершенствования. Это принцип, который позволяет вам убить человека одним ударом, и средство, с помощью которого вы можете остановить конфликт и сохранить мир. Это начало ваших занятий Айкидо, хотя для того, чтобы понять его истинное значение, вам, возможно, понадобится вся жизнь.
Использование оружия в Айкидо
Вы можете удивиться: "Зачем тренироваться с мечами или другим древним оружием, если мы изучаем не технику владения мечом, а принцип? Зачем использовать архаичное, старомодное оружие, утратившее свое значение сегодня?" Действительно: сегодня мы уже не сражаемся на мечах, дзё или копьях. И также правда, что подобное оружие бесполезно против самого примитивного, но хорошо нацеленного пистолета, не говоря уже о ядерных ракетах, находящихся сегодня в арсенале мировых держав. И, конечно, мы изучаем принципы и сознание будо, а не просто и не только ката с мечом.
Но я полагаю, что работа с оружием улучшает те качества, которые трудно раскрыть в технике без оружия. Кроме того, оружие увеличивает интенсивность ваших тренировок. Гораздо больнее и опаснее получить удар боккеном или дзё, чем пустой рукой. Практика занятий без оружия может привести к эгоистичному закостенению: вы можете стать более грубыми по отношению к своим партнерам, чем должны быть, и перестанете замечать ту боль, которую вы им причиняете. Если вы тренируетесь с оружием, то очень быстро начинаете понимать, что неосторожное, агрессивное или вызывающее поведение может оказаться гибельным. Вы начинаете больше беспокоиться о возможных травмах - своих и своего партнера. Видеть и чувствовать чужую боль и сострадать вашему партнеру - самый важный шаг на пути достижения ай нуке.
Чтобы избежать травм при работе с оружием, вы должны научиться концентрации, готовности, точности и решительности. Все эти качества необходимы как для роста мастерства в 'ваших занятиях Айкидо, так и для развития ваших человеческих качеств. Ваше чувство времени, равновесия, интуиции и справедливости станут более уверенными при работе с оружием. Вы не сможете тренироваться с той же неряшливостью и невнимательностью, которые вы иногда допускаете в технике без оружия. Вы также ( начнете больше уважать своих партнеров. Если вы относитесь к ним неуважительно или без должного внимания, то они могут нанести вам травму, даже если это будет сделано непреднамеренно.
Оружие - прекрасное средство, которое помогает уравнять возможности. Скажем, вы большой, рослый, сильный мужчина. Крохотная женщина, которую вы вчера с удовольствием бросали на татами, может поставить вас в невыгодное положение, держа в руках боккен. Ваш превосходящий вес, которым вы любите подавлять других в технике без оружия, может замедлить ваши движения, в то время как она быстра и точна в своих движениях. Конечно, ваше самолюбование своей мускульной силой и ее использование, возможно, смогут пойти по пути развития чувства времени, точности и интуиции, однако женщина, не имея возможности зависеть от силы и мощного телосложения, упорно работала и совершенствовала свои возможности во всем. Оружие учит вас смирению и заставляет вас всегда помнить о смертельной цене любой ошибки.
И последнее. Древняя природа оружия, которое мы используем в Айкидо, имеет огромную ценность и дает очень важный урок, который необходимо выучить. Такие типы оружия, как меч или нож, имеют качество, которое утеряно в современном оружии: это оружие - личное. Сегодня вы можете послать крылатую ракету на другой конец планеты и никогда не увидеть тела своих жертв, боль и страдания, которые вы им причинили. Вам никогда не понадобится смотреть в глаза своей жертве. Но с мечом вы должны встретиться со своим врагом лицом к лицу. Невозможно игнорировать реальность боли и существования вашего противника как человеческого существа.
Конечно, в современном додзё мы не убиваем и даже не стремимся к этому. Но использование оружия, если вы имеете хоть немного воображения, заставляет вас серьезно относиться к занятиям и понимать ужасные последствия неконтролируемой агрессии. Тренировки с оружием должны научить вас состраданию и сдержанности. Кроме того, это древнее оружие оставляет вам свободу выбора от начала и до конца столкновения. Если вы выстрелили из пистолета - вы приняли решение, которое невозможно отменить. Вы не сможете остановить пулю в ее смертельном полете. Меч дает вам возможность проявить милосердие. Установив контроль, вы можете пощадить врага и подарить ему жизнь. Если вы будете помнить об этом аспекте меча и дзё во время тренировок с оружием, то это поможет вам научиться контролировать свою агрессию. Вы разовьете более миролюбивое сознание, когда вашим желанием будет не победа, а прекращение борьбы. В целом, оружие - это средство для тренировки вашего духа и очищения вашего сознания. Оружие расширяет ваши физические возможности, его использование расширит ваше физическое понимание и придаст реальность понятиям, которые вы стремитесь постичь, изучая Айкидо.
В заключение, разрешите мне привести слова О Сенсея о символической важности меча, которые он произнес перед выполнением ритуального танца с боккеном. Помните его слова во время своих тренировок с оружием, и, возможно, ваш меч поможет вам соединить ваше сознание со вселенскими истинами.
"Айкидо тренирует человеческий дух и приводит в действие великий дух мира. Держа этот боккен в своих руках, я впитываю энергию Вселенной. Я вбираю это ки в себя и своим боккеном поражаю все зло. Это божественная техника мисоги харай. Вы должны быть в состоянии показать свет любви и мудрости, иначе вы не понимаете истинного духа 6у. Мы должны отражать душу меча и подняться до божественного состояния, когда мы становимся единым целым с вечной пустотой. Такое сознание необходимо для выполнения миссии 6у - установления мира во всем мире. Мы должны находиться в центре Вселенной, будучи свободными от желания соревноваться или необходимости победы. Жить открытым для тайны тройственной природы Вселенной, жить одновременно в физической, астральной и в божественной сферах и сохранять ощущение того, что это все одна реальность - вот высшая тренировка Айкидо. С древних времен три сокровища представляли дух Японии: зеркало, меч и четки. Они означают мудрость, доброжелательность "и смелость; три величайших сокровища - вместе с нашим хара, глубиной нашей сущности и сознания - становятся реальными с помощью реальных тренировок. Этот путь, который проходит через историю и начинается в удивительной эпохе богов, приведет нас к нашему собственному просветлению, если мы уделим должное внимание этому обучению. Пробуждение идет из глубины нас самих. Айкидо дает нам возможность заглянуть в эти глубины и спросить себя, кто мы и каким будет наше предназначение. Если мы правильно зададим эти вопросы, мы обязательно найдем на них ответ. Мы должны знать самих себя. Знание самих себя необходимо, если мы хотим выполнить свою божественную миссию. Человечество участвует в духе Вселенной, и у каждого человека есть своя непременная роль в сохранении божественного плана Вселенной. Яркий и прекрасный мир является манифестацией действия божественной гармонии, и мы принимаем жизнь как ее подарок. Духовное значение меча -воздерживаться от его применения. Под знаком меча мы должны жить в мире. Мы должны очистить самих себя. Мы должны изгнать тьму из наших душ. Мы не должны проводить нашу жизнь в поисках удовольствия или особых милостей. Мы должны очистить себя от злости, зависти и ревности. Мы не должны уклоняться от вызовов судьбы. Мы не должны позволять этим демонам подсознания отражаться в зеркале наших действий в жизни. Со смелостью в сердце мы должны поднять меч справедливости и создать общество гармонии. Такова миссия меча бога Идзанаги - предка человечества. Этот миф дает нам урок, раскрывая секрет 6у.
Айкидо, которое я практикую, это конструктивный путь, путь создания истинно человеческих существ. Этот путь не предназначен для того, чтобы просто бросать людей. У него нет самоиндульгенции. Он не пригоден для того, чтобы брать от жизни что-то. Это путь объединения ума, тела и духа. Все айкидоки должны понимать эти истины со всей серьезностью ума и сердца.
Мицуги Саотомэ.
Связаные материалы:
Последние материалы:
Старые материалы:
|