14 декабря 1992 года состоялась первая тренировка по айкидо в Ставрополе. С тех пор на Ставрополье количество мастеров международного уровня приумножается из года в год.
членство во Всемирном центре Айкикай Хомбу Додзё с 1995 года;
• подготовил более 50 мастеров, аттестованных на черный пояс айкидо от 1-го до 5-го данов;
• организовал 54 семинара Ставропольского края по айкидо;
• участник 60 международных семинаров по айкидо под руководством: Моритеру Уэсиба досю, Мицутеру Уэсиба вака-сенсей, Абэ Сейсеки 10 дан, Коичи Бериш 10 дан, Нобуюки Ватанабэ 8 дан, Сейсиро Эндо 8 дан, Хироси Изояма 8 дан, Минору Канецука 7 дан, Секи Седзи 7 дан, Коичи Ториуми 7 дан, Тецутака Сугавара 7 дан, Сугино Сугавара 7 дан, Цурудзо Миямото 7 дан, Такекши Каназава 7 дан, Энтони Смиберт 7 дан, Тэрри Эзра 7 дан, Джорджио Венери 7 дан, Стефан Бенедетти 7 дан, Хироси Фудзимаки 6 дан, Таканори Курибаяси 6 дан, Хироси Онно 6 дан, Хаято Осава 6 дан, Мартин Грубер 6 дан, Михаэль Иберс 6 дан, Андреас Хендрик 6 дан, Стефан Стеннад 6 дан, Такаши Куроки 6 дан, Харуо Мацуока 5 дан, Ульрих Шюманн 5 дан, Любомир Врачаревич 1 дан.
 14 декабря 1992 года состоялась первая тренировка по айкидо в Ставрополе. С тех пор на Ставрополье количество мастеров международного уровня приумножается из года в год:
• 1995 год - членство во Всемирном центре Айкикай Хомбу Додзё;
• 2000 - Диплом Посольства Японии в России;
• 2014 - Почётная грамота губернатора Ставропольского края;
• 2015 - Архиерейская грамота митрополта Ставропольского и Невинномысского;
• более 50 мастеров аттестованны на черный пояс айкидо от 1-го до 5-го данов;
• проведено 54 семинара Ставропольского края по айкидо;
• студенты участвовали в 60 международных семинарах по айкидо под руководством: Моритеру Уэсиба досю, Мицутеру Уэсиба вака-сенсей, Абэ Сейсеки 10 дан, Коичи Бериш 10 дан, Нобуюки Ватанабэ 8 дан, Сейсиро Эндо 8 дан, Хироси Изояма 8 дан, Минору Канецука 7 дан, Секи Седзи 7 дан, Коичи Ториуми 7 дан, Тецутака Сугавара 7 дан, Сугино Сугавара 7 дан, Цурудзо Миямото 7 дан, Такекши Каназава 7 дан, Энтони Смиберт 7 дан, Тэрри Эзра 7 дан, Джорджио Венери 7 дан, Стефан Бенедетти 7 дан, Хироси Фудзимаки 6 дан, Таканори Курибаяси 6 дан, Хироси Онно 6 дан, Хаято Осава 6 дан, Мартин Грубер 6 дан, Михаэль Иберс 6 дан, Андреас Хендрик 6 дан, Стефан Стеннад 6 дан, Такаши Куроки 6 дан, Харуо Мацуока 5 дан, Ульрих Шюманн 5 дан, Любомир Врачаревич 1 дан.Венери 7 дан, Стефан Бенедетти 7 дан, Хироси Фудзимаки 6 дан, Таканори Курибаяси 6 дан, Хироси Онно 6 дан, Хаято Осава 6 дан, Мартин Грубер 6 дан, Михаэль Иберс 6 дан, Андреас Хендрик 6 дан, Стефан Стеннад 6 дан, Такаши Куроки 6 дан, Харуо Мацуока 5 дан, Ульрих Шюманн 5 дан, Любомир Врачаревич 1 дан.
14 декабря 2024 года в Ставрополе проведен мастер-класс по айкидо для детей и подростков на тему "Техника Котэ гаэси". Детально разобрали принцип синхронизации партнёров в айкидо на разминке, в подводящих упражнениях, на примере отбора оружия огнестрельного и клинкового, захватов, ударов. Видео доступно по ссылке для зарегистрированных "Друзей" социальной сети.
|
Тайко — семейство барабанов, используемых в Японии.
太鼓 обозначает «большой барабан». За пределами Японии часто используется для обозначения любого японского барабана wa-daiko, 和太鼓 в целом. Групповая игра на барабане выражает дух самураев: дисциплину, высокую физическую и нравственную подготовку, координацию группы и перфекционизм.
Перфекционизм — убеждённость в том, что совершенствование, как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек. Предполагается, что искомое совершенство включает, прежде всего, добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований.
Сторонники перфекционизма иногда считают, что совершенствование человека является не только его нравственной задачей, но и смыслом всей человеческой истории.
В искусстве под перфекционизмом понимается стремление к предельному совершенству художественного творчества.
В отличие от западных практик, визуальная часть представления тайко не менее важна, чем акустическое воздействие. Движения ката составляют неотделимую часть игры на тайко и исходят из обычаев придворных представлений. Ката связывает барабан и барабанщика, создаёт родство между исполнителем и инструментом.

Оригинальное видео игры на барабане в стиле дуновение ветра. Тайко — семейство барабанов, используемых в Японии. 太鼓 обозначает «большой барабан». За пределами Японии часто используется для обозначения любого японского барабана wa-daiko, 和太鼓 в целом. Групповая игра на барабане выражает дух самураев: дисциплину, высокую физическую и нравственную подготовку, координацию группы и перфекционизм.

Перфекционизм — убеждённость в том, что совершенствование, как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек. Предполагается, что искомое совершенство включает, прежде всего, добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований. Сторонники перфекционизма иногда считают, что совершенствование человека является не только его нравственной задачей, но и смыслом всей человеческой истории. В искусстве под перфекционизмом понимается стремление к предельному совершенству художественного творчества.

В отличие от западных практик, визуальная часть представления тайко не менее важна, чем акустическое воздействие. Движения ката составляют неотделимую часть игры на тайко и исходят из обычаев придворных представлений. Ката связывает барабан и барабанщика, создаёт родство между исполнителем и инструментом.

Одним из главных элементом любого ансамбля-тайко является большой барабан – о-дайко, который является крупнейшим видом тайко во всей Японии, если не во всём мире. Некоторые барабаны настолько велики, что их нельзя перенести с места на место – такие барабаны, как правило, «живут» внутри храмов и монастырей. Сделанные из одного куска дерева, некоторые о-дайко могут быть изготовлены из деревьев, которым уже сотни лет. |
|
Фасция — «секретный» орган вашего тела.
Фасция. Гвинет Пэлтроу в конце прошлого года отзывалась о ней, как о «секретном органе», и хотя она (фасция) широко известна в мире мануальной терапии, в некотором смысле Гвинет была права.
Многие годы, т.к фасция находится везде, она считалась ненужной. Анатомы старались полностью удалить ее для того, чтобы получить лучший обзор «важных» вещей (мышц, органов, артерий, нервов и др.), и в результате трупы больше напоминали аккуратные и четкие картинки из анатомических текстов.
Даже в довольно современных учебниках по анатомии фасция упоминается минимально, а изображения преимущественно показывают скелетно-мышечную систему, состоящую из отдельных «частей», каждая из которых имеет свои собственные точки крепления и свое действие.
Итак, хотя я не утверждаю, что это так, (бицепс, например, во время сокращения действительно сгибает локоть (среди прочего)), все тело и его движения далеко не так просты. Вы - не машина, не сумма отдельных частей, Вы – динамический движущийся организм, который нужно рассматривать и лечить, как целое.
В прошлом году я присутствовала на дне препарирования Кэролайн Барроу (Колледж Науки Тела), и что больше всего меня поразило, так это то, насколько целиком и полностью переплетены наши мышцы.
Идея определенных и разделенных мышц, с отдельными точками крепления, которую мы изучали в школе, оказалась полным фарсом. Томас Маер (Анатомические Поезда) описывал скелетно-мышечную систему, как одну «мышцу» прикрепленную в разных местах с помощью фасции, и из того, что я видела, я сужу, что он вполне мог быть прав.
ЧТО ТАКОЕ ФАСЦИЯ?
По существу фасция – это соединительная ткань, она состоит из коллагена, эластичной и «слизеподобной» субстанции (содержание воды в ней 70%). Фасция имеет различную плотность, в спектре от фасции мягкой, как сладкая вата, до фасции плотной и волокнистой, как оптоволокно.
Сухожилия, связки, надкостница (она окружает костную ткань), эпимизиум (окружает всю мышцу), перимизиум (окружает группы мышечных волокон, объединяя их в пучки), эндомизиум (окружает отдельные мышечные волокна), капсулы суставов и мембраны, окружающие органы, нервы, спинной и головной мозг – все это система фасции. Она описывается как трехмерный чулок, окружающий каждую структуру тела. Джон Апледжер объясняет, что фасция – «это лабиринт, который позволяет путешествовать от одного места в теле к любому другому, никогда не покидая фасцию».
Индивидуальные имена, которые мы даем этим структурам, предполагают, что они различны, но на самом деле они – часть единой системы, которую Томас Маер называет системой биомеханической регуляции. натяжение ткани.
Поэтому ограничение в одной части фасциальной системы будет влиять на все остальные части системы в большей или меньшей степени. Простой способ продемонстрировать это: натянуть и скрутить небольшой кусочек ткани, например Вашей футболки, и посмотреть, как от скручивания расходятся линии (боль) в разных направлениях от первичного ограничения.
ФАСЦИАЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ
Почему важна фасция?
Фасция – это ткань, которая держит нас вместе и позволяет передавать силы по всему телу в целом. Идея, называемая Тенсегрити (или биотенсегрити), название происходит от англ. «tention integrity», объясняет, как легковесные материалы могут создавать выраженную стабильность, если они тесно интегрированы.
Мы выросли с мыслью, что нас держат наши кости, и это вроде как имеет смысл: они плотные, несколько жесткие; но попробуйте поставить друг на друга несколько костей, и они просто упадут. Хорошая визуализация Тенсегрити - это воображение палатки: если растяжки палатки (соединительная ткань) не создает достаточного натяжения – жерди палатки (кости), да и вся палатка в целом завалится.
Так натяжение распространяется по системе, но если в каком-то месте возникает избыточное напряжение, структура нарушается в своей самой слабой точке. При неспецифической боли поясницы, например, по одной из теорий проблема не обязательно связана со структурами, составляющими спину, эта просто самая слабая точка системы, поэтому боль ощущается именно здесь.
В Вашей фасции в 10 раз больше чувствительных нервных окончаний, нежели в мышцах, поэтому она играет главную роль проприоцепции (понятие о том как мы узнаем, где и как расположено наше тело не глядя на него), предполагается, что большинство травм мягких тканей на самом деле – это травмы соединительной ткани, а не мышечные повреждения.
Также как Ваши мышцы будут изменяться и расти, если Вы их тренируете, Ваша фасция тоже отвечает на действие механических сил:
Постуральных паттернов (осанка и поза);
Паттернов эмоционального удерживания;
Физическую травму.
В своем «нормальном», влажном здоровом состоянии, фасция может двигаться и скользить без ограничений. Однако, в своем «несчастливом» состоянии ограничения в движении фасции могут привести к возникновению боли и потере диапазона движения. Тело очень адаптивно, и один из путей адаптации тела – это использовать больше фасции.
Сядьте, ссутулившись, вытяните голову вперед и достаточно долго глядите в монитор компьютера, и Ваше тело станет «помогать» Вам, используя больше фасции для поддержания этой позиции. Больше фасции = больше жесткости, больше жесткости = меньше движения, меньше движения = больше фасции. Я думаю, Вы догадались куда я клоню. Современные диагностические технологии показали, что у людей с неспецифической поясничной болью есть утолщение тораколюмбальной фасции (фасции поясницы), что возможно вызывает их боль.
ЛЮБИТЕ СВОЮ ФАСЦИЮ
Двигайтесь чаще
Я не говорю об ударной тренировке в тренажерном зале или «разработке», но просто о как можно большем перемещении тела. У нас всех есть своя жизнь/работа/обязательства, т.ч. двигайтесь там, где можете. Прогуляйтесь во время обеденного перерыва, встаньте и пройдитесь, пока говорите по телефону, сделайте повседневные веще немного менее удобными для себя – выйдете на одну остановку раньше из автобуса/припаркуйтесь подальше от выхода, даже простое ерзанье во время сидения помогает.
Двигайтесь функционально
Вы – человеческое существо, которое развивалось в течение тысяч лет, чтобы стоять, ходить, бегать, прыгать, скакать, лазить, висеть и носить вещи. Свяжитесь со своим внутренним ребенком, играйте с движением и весело катайтесь.
Получите массаж
Есть несколько теорий относительного того, как мануальная терапия позволяет освободить ограничения в фасции. Лично моя любимая высказана Робертом Шлипом, которые фокусируется на механорецепторах, найденных в фасции, и на том, как тесно связаны фасциальная система и автономная нервная система, что ведет к изменениям фасциального тонуса и вязкости основного вещества. Если ограничения в фасции приводят к возникновению боли и дисфункции, значит освобождение ограничения должно вести к возвращению функции.
Растяжение фасции
Медленное скольжение во время растяжения, удержание позиции в течение несколько минут, и вновь медленное скольжение – это фасциальное растяжение.
«Движение, гармоничная активность, беспрепятственное движение жидкостей тела, свободная передача нервных импульсов, и полный диапазон движений мышц и суставов – все объединено для здоровья и жизни. Когда движение прекращается – прекращается жизнь».опубликовано econet.ru
Перевод статьи Jemma Fordham «Fascia – we’re better connected», 2015 .
Фасция. Гвинет Пэлтроу в конце прошлого года отзывалась о ней, как о «секретном органе», и хотя она (фасция) широко известна в мире мануальной терапии, в некотором смысле Гвинет была права.
Многие годы, т.к фасция находится везде, она считалась ненужной. Анатомы старались полностью удалить ее для того, чтобы получить лучший обзор «важных» вещей (мышц, органов, артерий, нервов и др.), и в результате трупы больше напоминали аккуратные и четкие картинки из анатомических текстов.
Даже в довольно современных учебниках по анатомии фасция упоминается минимально, а изображения преимущественно показывают скелетно-мышечную систему, состоящую из отдельных «частей», каждая из которых имеет свои собственные точки крепления и свое действие.
Итак, хотя я не утверждаю, что это так, (бицепс, например, во время сокращения действительно сгибает локоть (среди прочего)), все тело и его движения далеко не так просты. Вы - не машина, не сумма отдельных частей, Вы – динамический движущийся организм, который нужно рассматривать и лечить, как целое. В прошлом году я присутствовала на дне препарирования Кэролайн Барроу (Колледж Науки Тела), и что больше всего меня поразило, так это то, насколько целиком и полностью переплетены наши мышцы. Идея определенных и разделенных мышц, с отдельными точками крепления, которую мы изучали в школе, оказалась полным фарсом. Томас Маер (Анатомические Поезда) описывал скелетно-мышечную систему, как одну «мышцу» прикрепленную в разных местах с помощью фасции, и из того, что я видела, я сужу, что он вполне мог быть прав.
ЧТО ТАКОЕ ФАСЦИЯ?
По существу фасция – это соединительная ткань, она состоит из коллагена, эластичной и «слизеподобной» субстанции (содержание воды в ней 70%). Фасция имеет различную плотность, в спектре от фасции мягкой, как сладкая вата, до фасции плотной и волокнистой, как оптоволокно.
Сухожилия, связки, надкостница (она окружает костную ткань), эпимизиум (окружает всю мышцу), перимизиум (окружает группы мышечных волокон, объединяя их в пучки), эндомизиум (окружает отдельные мышечные волокна), капсулы суставов и мембраны, окружающие органы, нервы, спинной и головной мозг – все это система фасции. Она описывается как трехмерный чулок, окружающий каждую структуру тела. Джон Апледжер объясняет, что фасция – «это лабиринт, который позволяет путешествовать от одного места в теле к любому другому, никогда не покидая фасцию».
Индивидуальные имена, которые мы даем этим структурам, предполагают, что они различны, но на самом деле они – часть единой системы, которую Томас Маер называет системой биомеханической регуляции. натяжение ткани.
Поэтому ограничение в одной части фасциальной системы будет влиять на все остальные части системы в большей или меньшей степени. Простой способ продемонстрировать это: натянуть и скрутить небольшой кусочек ткани, например Вашей футболки, и посмотреть, как от скручивания расходятся линии (боль) в разных направлениях от первичного ограничения.
ФАСЦИАЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ.
Почему важна фасция?
Фасция – это ткань, которая держит нас вместе и позволяет передавать силы по всему телу в целом. Идея, называемая Тенсегрити (или биотенсегрити), название происходит от англ. «tention integrity», объясняет, как легковесные материалы могут создавать выраженную стабильность, если они тесно интегрированы.
Мы выросли с мыслью, что нас держат наши кости, и это вроде как имеет смысл: они плотные, несколько жесткие; но попробуйте поставить друг на друга несколько костей, и они просто упадут. Хорошая визуализация Тенсегрити - это воображение палатки: если растяжки палатки (соединительная ткань) не создает достаточного натяжения – жерди палатки (кости), да и вся палатка в целом завалится.
Так натяжение распространяется по системе, но если в каком-то месте возникает избыточное напряжение, структура нарушается в своей самой слабой точке. При неспецифической боли поясницы, например, по одной из теорий проблема не обязательно связана со структурами, составляющими спину, эта просто самая слабая точка системы, поэтому боль ощущается именно здесь.
В Вашей фасции в 10 раз больше чувствительных нервных окончаний, нежели в мышцах, поэтому она играет главную роль проприоцепции (понятие о том как мы узнаем, где и как расположено наше тело не глядя на него), предполагается, что большинство травм мягких тканей на самом деле – это травмы соединительной ткани, а не мышечные повреждения.
Также как Ваши мышцы будут изменяться и расти, если Вы их тренируете, Ваша фасция тоже отвечает на действие механических сил:
Постуральных паттернов (осанка и поза);
Паттернов эмоционального удерживания;
Физическую травму.
В своем «нормальном», влажном здоровом состоянии, фасция может двигаться и скользить без ограничений. Однако, в своем «несчастливом» состоянии ограничения в движении фасции могут привести к возникновению боли и потере диапазона движения. Тело очень адаптивно, и один из путей адаптации тела – это использовать больше фасции.
Сядьте, ссутулившись, вытяните голову вперед и достаточно долго глядите в монитор компьютера, и Ваше тело станет «помогать» Вам, используя больше фасции для поддержания этой позиции. Больше фасции = больше жесткости, больше жесткости = меньше движения, меньше движения = больше фасции. Я думаю, Вы догадались куда я клоню. Современные диагностические технологии показали, что у людей с неспецифической поясничной болью есть утолщение тораколюмбальной фасции (фасции поясницы), что возможно вызывает их боль.
ЛЮБИТЕ СВОЮ ФАСЦИЮ.
Двигайтесь чаще. Я не говорю об ударной тренировке в тренажерном зале или «разработке», но просто о как можно большем перемещении тела. У нас всех есть своя жизнь/работа/обязательства, т.ч. двигайтесь там, где можете. Прогуляйтесь во время обеденного перерыва, встаньте и пройдитесь, пока говорите по телефону, сделайте повседневные веще немного менее удобными для себя – выйдете на одну остановку раньше из автобуса/припаркуйтесь подальше от выхода, даже простое ерзанье во время сидения помогает.
Двигайтесь функционально. Вы – человеческое существо, которое развивалось в течение тысяч лет, чтобы стоять, ходить, бегать, прыгать, скакать, лазить, висеть и носить вещи. Свяжитесь со своим внутренним ребенком, играйте с движением и весело катайтесь.
Получите массаж. Есть несколько теорий относительного того, как мануальная терапия позволяет освободить ограничения в фасции. Лично моя любимая высказана Робертом Шлипом, которые фокусируется на механорецепторах, найденных в фасции, и на том, как тесно связаны фасциальная система и автономная нервная система, что ведет к изменениям фасциального тонуса и вязкости основного вещества. Если ограничения в фасции приводят к возникновению боли и дисфункции, значит освобождение ограничения должно вести к возвращению функции.
Растяжение фасции. Медленное скольжение во время растяжения, удержание позиции в течение несколько минут, и вновь медленное скольжение – это фасциальное растяжение.
«Движение, гармоничная активность, беспрепятственное движение жидкостей тела, свободная передача нервных импульсов, и полный диапазон движений мышц и суставов – все объединено для здоровья и жизни. Когда движение прекращается – прекращается жизнь».
Перевод статьи Jemma Fordham «Fascia – we’re better connected», 2015.
|

Когда я был учеником О Сенсея, на тренировках все, начиная с самого первого входа на татами, должны были носить хакаму. Тогда не было ограничений, касающихся типа хакамы, поэтому додзё выглядело очень живописно. Можно было видеть хакамы всех сортов и цветов, разного качества, от хакамы для кендо до полосатой хакамы, используемой для японских танцев и дорогостоящей шелковой хакамы. Я представляю себе как могло достаться новичку, одолжившему дорогую хакаму своего дедушки, предназначенную исключительно для особых случаев и торжественных церемоний, и протирающему ее коленки занимаясь сувариваза.
Я очень хорошо помню тот день, когда я забыл свою хакаму. Я собирался зайти на мат для тренировки в одном dogi, когда О-Сенсей остановил меня. "Где твоя хакама?" - строго спросил он. "Как ты можешь думать, что можешь получать инструкции учителя одетый в одно нижнее белье? Почему у тебя нет чувства приличия? У тебя явно отсутствуют воспитанность и этикет, необходимые каждому занимающемуся будо. Иди сядь сбоку и смотри на тренировку!"
Это был только первый из многих выговоров, которые мне предстояло получить от О-Сенсея. Однако, в данном случае мое невежество заставило О-Сенсея после тренировки прочитать своим uchi deshi лекцию о значении хакамы. Он сказал нам, что хакама - это традиционная одежда для тех, кто изучает кобудо и спросил знает ли кто-нибудь из нас почему у хакамы семь складок?
"Они символизируют семь компонентов будо",- сказал О-Сенсей:
"jin (щедрость)
gi (честь или справеливость)
rei (вежливость и этикет)
сhi (ум, интеллект)
shin (искренность)
chu (преданность)
koh (благочестие)
Этими качествами в прошлом обладали лучшие самураи. Хакама связывает нас с природой истинного bushido. Она символизирует дошедшие до нас традиции, передавашиеся из поколения в поколение.
Айкидо родилось из японского духа bushido и на занятиях мы должны стараться развивать семь его традиционных компонентов".
Сейчас большинство dojo по Айкидо не придерживаются четких указаний О Сенсея, касающихся хакамы. Ее значение понижено от символа духовных ценностей до знака уровня yudansha. Я посещал разные dojo во многих странах. Во многих местах, где хакаму носят только yudansha, yudansha утрачивают скромность. Они считают хакаму знаком отличия и символом своего превосходства. Такое умственное состояние превращает церемонию приветствия О Сенсея в начале и в конце каждой тренировки в посмешище над его памятью и его искусством. Еще хуже этого то, что в некоторых dojo хакаму обязаны носить женщины, имеющие уровень kyu - только женщины. Вероятно, этим хотят подчеркнуть их женские качества. По моему мнению, это обида и дискриминация для женщин aikidoka. Это обижает и aikidoka - мужчин, поскольку предполагает их умственную слабость, которой не место на татами при занятиях Айкидо.
Меня огорчает столь ограниченное использование хакамы. Некоторым людям это может казаться несущественным, но я помню насколько большое значение придавал ношению хакамы О-Сенсей. Я не могу отрицать значение этого предмета одежды и никто, я думаю, не возразит, что духовные ценности, которые она символизирует, имеют огромное значение.
В моем dojo и школах филиалах я одобряю ношение хакамы всеми учениками, независимо от их степени и уровня подготовки. (Я не требую этого в обязательном порядке до получения ими первой степени, поскольку у новичков в Соединенных Штатах обычно не бывает японских дедушек, у которых можно одолжить хакаму).
По моим представлениям, если ученики носят хакаму и знают ее значение, то это помогает им лучше чувствовать дух О-Сенсея и его восприятие.
Если мы допустим потерю хакамой своего значения, вероятно, это будет означать и начало утраты важных компонентов духа Айкидо. С другой стороны, если мы выполним пожелания О Сенсея, касающиеся нашей формы для занятий, то нам будет легче даваться духовное восприятие мечты, которой он посвятил свою жизнь."Когда я был учеником О Сенсея, на тренировках все, начиная с самого первого входа на татами, должны были носить хакаму. Тогда не было ограничений, касающихся типа хакамы, поэтому додзё выглядело очень живописно. Можно было видеть хакамы всех сортов и цветов, разного качества, от хакамы для кендо до полосатой хакамы, используемой для японских танцев и дорогостоящей шелковой хакамы. Я представляю себе как могло достаться новичку, одолжившему дорогую хакаму своего дедушки, предназначенную исключительно для особых случаев и торжественных церемоний, и протирающему ее коленки занимаясь на коленях.
Я очень хорошо помню тот день, когда я забыл свою хакаму. Я собирался зайти на мат для тренировки в одном доги, когда О-Сенсей остановил меня. "Где твоя хакама?" - строго спросил он. "Как ты можешь думать, что можешь получать инструкции учителя одетый в одно нижнее белье? Почему у тебя нет чувства приличия? У тебя явно отсутствуют воспитанность и этикет, необходимые каждому занимающемуся будо. Иди сядь сбоку и смотри на тренировку!"
Это был только первый из многих выговоров, которые мне предстояло получить от О-Сенсея. Однако, в данном случае мое невежество заставило О-Сенсея после тренировки прочитать своим студентам лекцию о значении хакамы. Он сказал нам, что хакама - это традиционная одежда для тех, кто изучает кобудо и спросил знает ли кто-нибудь из нас почему у хакамы семь складок?
"Они символизируют семь компонентов будо",- сказал О-Сенсей:
• щедрость;
• честь или справеливость;
• вежливость и этикет;
• ум, интеллект;
• искренность;
• преданность;
• благочестие.
Этими качествами в прошлом обладали лучшие самураи. Хакама связывает нас с природой истинного пути воина. Она символизирует дошедшие до нас традиции, передавашиеся из поколения в поколение. Айкидо родилось из японского духа бусидо и на занятиях мы должны стараться развивать семь его традиционных компонентов".
Сейчас большинство додзё по Айкидо не придерживаются четких указаний О Сенсея, касающихся хакамы. Ее значение понижено от символа духовных ценностей до знака уровня мастерства с первого дана и выше. Я посещал разные додзё во многих странах. Во многих местах, где хакаму носят только мастера юданся, он утрачивают скромность. Они считают хакаму знаком отличия и символом своего превосходства. Такое умственное состояние превращает церемонию приветствия О Сенсея в начале и в конце каждой тренировки в посмешище над его памятью и его искусством.
Еще хуже этого то, что в некоторых додзё хакаму обязаны носить женщины, имеющие уровень кю - только женщины. Вероятно, этим хотят подчеркнуть их женские качества. По моему мнению, это обида и дискриминация для женщин. Это обижает и мужчин, поскольку предполагает их умственную слабость, которой не место на татами при занятиях Айкидо.
Меня огорчает столь ограниченное использование хакама. Некоторым людям это может казаться несущественным, но я помню насколько большое значение придавал ношению хакамы О-Сенсей. Я не могу отрицать значение этого предмета одежды и никто, я думаю, не возразит, что духовные ценности, которые она символизирует, имеют огромное значение.
В моем додзё и школах филиалах я одобряю ношение хакамы всеми учениками, независимо от их степени и уровня подготовки. Я не требую этого в обязательном порядке до получения ими первой степени, поскольку у новичков в Соединенных Штатах обычно не бывает японских дедушек, у которых можно одолжить хакаму.
По моим представлениям, если ученики носят хакама и знают ее значение, то это помогает им лучше чувствовать дух О-Сенсея и его восприятие. Если мы допустим потерю хакамой своего значения, вероятно, это будет означать и начало утраты важных компонентов духа Айкидо. С другой стороны, если мы выполним пожелания О Сенсея, касающиеся нашей формы для занятий, то нам будет легче даваться духовное восприятие мечты, которой он посвятил свою жизнь.
Комментарий. В додзё Академии Айкидо Ставропольского края - ношение хакама разрешается по рекомендации тренера.
Первое. Начинающий призван показать серьёзность своего отношения к регулярным занятиям и пройти начальную аттестацию.
Второе. На предварительном этапе обучения тренер исправляет положение ног и передвижения. Позже студент сам способен критически отслеживать свои движения и корректировать их.
Третье. Участвовать в публичных показательных выступлениях.
Четвёртое. Демонстрировать пример уважительного отношения к начинающим, показывая достойный пример для подражания.
Пятое. Выполнять домашние задания и активно участвовать в групповом обсуждении.
Неразумно носить хакама всем без разбора, обесценивая мастерство в айкидо. Однако, делать из хакама признак превосходства над другими - вредно. Необходимо следовать срединным путём. |
|