akidom, айкидом - федерация айкидо ставропольского края. Айкидо Ставрополь

Академия Айкидо Ставропольского края
Мастер-класс по айкидо в Ставрополе

День школы айкидо в Ставрополе

 

Посвящается 32-й годовщине образования Ставропольской школы айкидо (1992 год); дню рождения основателя айкидо Морихэя Уэсиба (1883 год). В программе урока:
- входы в атаку;
- установление контакта;
- выведение из равновесия;
- болевое воздействие;
- страховка;
- концентрация
- вариативность.

Посвящается 32-й годовщине образования Ставропольской школы айкидо (1992 год); дню рождения основателя айкидо Морихэя Уэсиба (1883 год). Видео доступно по ссылке для зарегистрированных "Друзей и друзей друзей" социальной сети. В программе урока: входы в атаку; установление контакта; выведение из равновесия; болевое воздействие; страховка; концентрация; вариативность.

 

 
Сейсиро Эндо

Сэйсиро Эндо 8 дан айкидоСейсиро Эндо родился 6 сентября 1943 года в Симохирао, Саку-ши, префектура Нагано. Он закончил школу Назава-кита, затем учился в Токио в университете Гакусин. В 1967 году Сейсиро Эндо начал заниматься айкидо Айкикай в Хомбу Додзё под руководством основателя айкидо Морихея Уэсибы. Во время учёбы в университете Эндо возглавлял университетский клуб айкидо.

Сейсиро Эндо сихан Хомбу Додзё является руководителем Айкидо Саку Додзё, основанного в 1993 году, где документирует своё айкидо с помощью серии обучающих DVD-дисков.

Видео посвящены ключевым принципам айкидо, техническим приёмам самообороны от различных атак, обзор семинаров, проведённых за границей.

Эндо-сихан подчеркивает: «Ученик должен подтверждать свои ощущения во время каждой части упражнения или техники; быть критичным к получаемой информации, которую необходимо проверять на собственном опыте».

В 2001 году Сейсиро Эндо присвоен 8  дан.

 
Мицуги Саотомэ. Укеми - искусство принимать силу.
Мицуги Саотомэ. УКЕМИ
Для занятий Айкидо необходим партнер. Отдельные упражнения можно выполнять одному для развития силы и улучшения техники, однако правильные занятия основаны на взаимодействии uke и nage. Некоторые люди ошибочно упрощают понятия nage и uke, сводя их к определениям "защищающийся" и "нападающий". Такое упрощение ошибочно как для истинной сущности, так и для понимания ролей nage и uke. Более точно nage определяется как "производящий бросок", а uke - как "принимающий силовое воздействие". Если судить с точки зрения только защиты и нападения, то скорее всего основной покажется роль nage, человека, на которого нападают и который выполняет прием, а роль uke - просто предоставить nage своё тело для выполнения техники. Это абсолютно не соответствует истине.
Ukemi - это искусство быть uke, и качество работы nage зависит от того, насколько хорошо uke владеет этим искусством. Ukemi включает в себя создание условий для выполнения данной техники в правильном соответствии с движениями nage и выполнение любых падений, которых эта техника требует. Короче говоря, uke отвечает за создание условий, позволяющих nage учиться. Если uke не имеет представления о действии приема, не реагирует адекватно на движения nage или же боится или не умеет падать, nage не сможет успешно овладеть техникой.
При отработке любой техники партнеры обычно меняются, чередуя роли nage и uke. Вы должны рассматривать время своего пребывания в роли uke не просто как перерыв в вашей работе в качестве nage, но как возможность изучать искусство, по значению равную или даже большую чем дает время, проведенное в роли nage. Фактически, тот, кто успешно овладевает ukemi, скорее всего добьется успеха и в выполнении приемов, поскольку через собственное тело прочувствует правильное выполнение техники помимо того, что поймет его умом. Работа над хорошим выполнением ukemi - это кратчайший путь к овладению искусством Айкидо.
Хороший уровень ukemi складывается из многих компонентов. Первый из них - это musubi. У вас должна быть хорошая связь с nage как на физическом, так и на интуитивном уровне. Если вы не чувствуете движения или намерения партнера, то вы портите ему работу и рискуете получить травму. Хороший uke не противодействует движениям партнера, но доводит свое восприятие до такой степени, когда реакции становятся интуитивными и инстинктивными, а не просто зависящими от физического воздействия.
Изучение ukemi включает изучение путей защиты своего тела от травм; вы должны быть постоянно гибким и расслабленным. Вы должны уметь выполнить страховку из любого положения в самый неожиданный момент. Такое умение - путь к освоению техники высокого уровня. Вы должны научиться также выполнять ukemi держа палку или меч. В некоторых приемах Айкидо один партнер отбирает оружие у другого. Многие из таких приемов предусматривают броски, и uke должен быть готов к этому. Вы должны также отвечать за изучение защиты путем ukemi вашими учениками. При том, что nage должен учитывать возможности uke и воздерживаться от излишней жесткости в работе, ваши партнеры вправе рассчитывать на соответствие вашего уровня техники и уровня выполнения ukemi. Если по мере развития вашей техники ваши возможности ukemi развиваются медленнее, вы будете мешать работе своих партнеров. Возможно, вам придется возложить заботу о своей безопасности на партнеров, особенно при освоении более сложной техники. Пострадает и ваша собственная работа, поскольку вы никогда не сможете выполнить более трудные приемы в полную силу.
Выполнение ukemi не означает, что вы играете роль проигрывающего. Это наука коммуникации, восприятия и самозащиты. Более того, это путь к достижению контроля над собой и над своим окружением. Этот аспект ukemi проявляется на высоком уровне подготовки, когда отдельные атаки и ответные приемы сменяются множественными атаками с контрприемами (kaeshiwaza ). Чувствительность и внимание к действиям nage, делающие Вас хорошим uke, дают Вам также возможность видеть ошибки в работе nage и его слабые места. Хороший uke может успешно использовать это для ухода или контрприема. Если же Вы хорошо не владеете ukemi, то не сможете ни восстановить свое равновесие, ни перейти к контролю партнера.
Достижение хорошего уровня выполнения ukemi, конечно же, требует больших затрат труда и времени. Новичков знакомят с системой ukemi постепенно. После знакомства с движениями irimi и tenkan начинают отработку кувырков и правильного падения. Это делается до начала изучения базовой техники. Изучение базовой техники начинающих основано на ката, которые дают ученикам возможность попробовать, отработать и довести до совершенства отдельные движения. Только после овладения ката Вы сможете более творчески использовать движения Айкидо и увеличить качество ukemi. Jiuwaza, предусматривающая автоматическую реакцию на разные атаки и разные броски, должна предназначаться только для более продвинутых учеников. В процессе повышения своего уровня подготовки всегда помните, что хороший уровень выполнения ukemi - это ключ к овладению свободной техникой.
Когда я был uchi deshi (ближайшим учеником) мне приходилось выполнять очень сложные ukemi. Комментарии ОСенсея, насколько я их помню, могут быть сведены к следующим положениям:
1. Не пробуйте предугадать, что произойдет. Перегруженный планированием разум затруднит движения тела и вызовет их запаздывание. В этом случае Ваши движения при ukemi будут неестественными, что в свою очередь скажется на результатах Ваших занятий, задерживая усовершенствование техники.
2. Следите за движениями партнера и чувствуйте его намерения - это компонент отработки ukemi.
3. Не забывайте про связь отработки ukemi с повседневной жизнью. Все нормальные люди, которые достигли каких-то ценностей повседневной жизни, используют принципы ukemi. Жизненный путь перекрывается многочисленными препятствиями. Успеха достигают те, кто решает свои проблемы, сохраняя гибкость и открытость разума, характерные для ukemi. Те же, у кого ukemi на занятиях основана на силе и неестественна, не получат положительных результатов в жизненных ситуациях.
4. Простая истина состоит в том, что следует избегать травм, идя к цели своего выбора - как в dojo, так и в повседневной жизни.
5. Открытый и подвижный разум, гибкое тело, честность и искренность - все это необходимые для искусства ukemi компоненты. Без них тренировка ukemi не дает результатов. Без ukemi отработка waza никогда не приведет к совершенству.
Обратите внимание на слова О-Сенсея о связи ukemi с повседневной жизнью. Ukemi естественно развивает Вашу способность предчувствовать события, анализировать обстановку и принимать быстрое решение. Тот, кто на тренировках слишком много думает при ukemi часто не может уследить за выполнением приема. Точно также тот, кто слишком много рассчитывает в жизни, часто теряет способность видеть, что происходит вокруг. Такие люди не могут гибко реагировать на трудности жизни, потому что не видят их, пока не сталкиваются с ними вплотную. Хорошая тренировка ukemi даст Вам возможность видеть будущее в истинном свете, поскольку восприятие будет основано на наблюдении и интуиции, а не на решении, принятом до события. В хорошем ukemi заключена та же истина, что и в прогнозе рыбака, способного на основе большого практического опыта предчувствовать изменение погоды.
Тренировка ukemi важна для физического развития. Она увеличивает силу и гибкость тела. Кроме того, чем лучше будет ваша ukemi, тем больше радости Вам будут приносить занятия. Я помню радость, тепло и юмор О-Сенсея на тренировках. Удовольствие от тренировки не нарушит Вашей концентрации, можно расслабиться и одновременно сохранять серьезность. Значение отработки ukemi и ее связи с тренировками и повседневной жизнью трудно переоценить.

Для занятий Айкидо необходим партнер. Отдельные упражнения можно выполнять одному для развития силы и улучшения техники, однако правильные занятия основаны на взаимодействии уке и наге. Некоторые люди ошибочно упрощают понятия наге и уке, сводя их к определениям "защищающийся" и "нападающий". Такое упрощение ошибочно как для истинной сущности, так и для понимания ролей наге и уке. Более точно наге определяется как "производящий бросок", а уке - как "принимающий силовое воздействие". Если судить с точки зрения только защиты и нападения, то скорее всего основной покажется роль наге, человека, на которого нападают и который выполняет прием, а роль уке - просто предоставить наге своё тело для выполнения техники. Это абсолютно не соответствует истине.

Укеми - это искусство быть уке, и качество работы наге зависит от того, насколько хорошо уке владеет этим искусством. Укеми включает в себя создание условий для выполнения данной техники в правильном соответствии с движениями наге и выполнение любых падений, которых эта техника требует. Короче говоря, уке отвечает за создание условий, позволяющих наге учиться. Если уке не имеет представления о действии приема, не реагирует адекватно на движения наге или же боится или не умеет падать, наге не сможет успешно овладеть техникой.

При отработке любой техники партнеры обычно меняются, чередуя роли наге и уке. Вы должны рассматривать время своего пребывания в роли уке не просто как перерыв в вашей работе в качестве наге, но как возможность изучать искусство, по значению равную или даже большую чем дает время, проведенное в роли наге. Фактически, тот, кто успешно овладевает укеми, скорее всего добьется успеха и в выполнении приемов, поскольку через собственное тело прочувствует правильное выполнение техники помимо того, что поймет его умом. Работа над хорошим выполнением укеми - это кратчайший путь к овладению искусством Айкидо.

Хороший уровень укеми складывается из многих компонентов. Первый из них - это мусуби. У вас должна быть хорошая связь с наге как на физическом, так и на интуитивном уровне. Если вы не чувствуете движения или намерения партнера, то вы портите ему работу и рискуете получить травму. Хороший уке не противодействует движениям партнера, но доводит свое восприятие до такой степени, когда реакции становятся интуитивными и инстинктивными, а не просто зависящими от физического воздействия.

Изучение укеми включает изучение путей защиты своего тела от травм; вы должны быть постоянно гибким и расслабленным. Вы должны уметь выполнить страховку из любого положения в самый неожиданный момент. Такое умение - путь к освоению техники высокого уровня. Вы должны научиться также выполнять укеми, держа палку или меч.

В некоторых приемах Айкидо один партнер отбирает оружие у другого. Многие из таких приемов предусматривают броски, и уке должен быть готов к этому. Вы должны также отвечать за изучение защиты путем укеми вашими учениками. При том, что наге должен учитывать возможности уке и воздерживаться от излишней жесткости в работе, ваши партнеры вправе рассчитывать на соответствие вашего уровня техники и уровня выполнения укеми. Если по мере развития вашей техники ваши возможности укеми развиваются медленнее, вы будете мешать работе своих партнеров. Возможно, вам придется возложить заботу о своей безопасности на партнеров, особенно при освоении более сложной техники. Пострадает и ваша собственная работа, поскольку вы никогда не сможете выполнить более трудные приемы в полную силу.

Выполнение укеми не означает, что вы играете роль проигрывающего. Это наука коммуникации, восприятия и самозащиты. Более того, это путь к достижению контроля над собой и над своим окружением. Этот аспект укеми проявляется на высоком уровне подготовки, когда отдельные атаки и ответные приемы сменяются множественными атаками с контрприемами каесиваза. Чувствительность и внимание к действиям наге, делающие Вас хорошим уке, дают Вам также возможность видеть ошибки в работе наге и его слабые места. Хороший уке может успешно использовать это для ухода или контрприема. Если же Вы хорошо не владеете укеми, то не сможете ни восстановить свое равновесие, ни перейти к контролю партнера.

Достижение хорошего уровня выполнения укеми, конечно же, требует больших затрат труда и времени. Новичков знакомят с системой укеми постепенно. После знакомства с движениями ирими и тенкан начинают отработку кувырков и правильного падения. Это делается до начала изучения базовой техники. Изучение базовой техники начинающих основано на ката, которые дают ученикам возможность попробовать, отработать и довести до совершенства отдельные движения. Только после овладения ката Вы сможете более творчески использовать движения Айкидо и увеличить качество укеми. Дзюваза, предусматривающая автоматическую реакцию на разные атаки и разные броски, должна предназначаться только для более продвинутых учеников. В процессе повышения своего уровня подготовки всегда помните, что хороший уровень выполнения укеми - это ключ к овладению свободной техникой.

Когда я был ближайшим учеником Уэсиба, мне приходилось выполнять очень сложные укеми. Комментарии О'Сенсея, насколько я их помню, могут быть сведены к следующим положениям:

1. Не пробуйте предугадать, что произойдет. Перегруженный планированием разум затруднит движения тела и вызовет их запаздывание. В этом случае Ваши движения при укеми будут неестественными, что в свою очередь скажется на результатах Ваших занятий, задерживая усовершенствование техники.

2. Следите за движениями партнера и чувствуйте его намерения - это компонент отработки укеми.

3. Не забывайте про связь отработки укеми с повседневной жизнью. Все нормальные люди, которые достигли каких-то ценностей повседневной жизни, используют принципы укеми. Жизненный путь перекрывается многочисленными препятствиями. Успеха достигают те, кто решает свои проблемы, сохраняя гибкость и открытость разума, характерные для укеми. Те же, у кого укеми на занятиях основана на силе и неестественна, не получат положительных результатов в жизненных ситуациях.

4. Простая истина состоит в том, что следует избегать травм, идя к цели своего выбора - как в додзё, так и в повседневной жизни.

5. Открытый и подвижный разум, гибкое тело, честность и искренность - все это необходимые для искусства укеми компоненты. Без них тренировка укеми не дает результатов. Без укеми отработка техник никогда не приведет к совершенству.

Обратите внимание на слова О-Сенсея о связи укеми с повседневной жизнью. Укеми естественно развивает Вашу способность предчувствовать события, анализировать обстановку и принимать быстрое решение.

Тот, кто на тренировках слишком много думает про укеми часто не может уследить за выполнением приема. Точно также тот, кто слишком много рассчитывает в жизни, часто теряет способность видеть, что происходит вокруг. Такие люди не могут гибко реагировать на трудности жизни, потому что не видят их, пока не сталкиваются с ними вплотную. Хорошая тренировка укеми даст Вам возможность видеть будущее в истинном свете, поскольку восприятие будет основано на наблюдении и интуиции, а не на решении, принятом до события. В хорошем укеми заключена та же истина, что и в прогнозе рыбака, способного на основе большого практического опыта предчувствовать изменение погоды.


Тренировка укеми важна для физического развития. Она увеличивает силу и гибкость тела. Кроме того, чем лучше будет ваша укеми, тем больше радости Вам будут приносить занятия. Я помню радость, тепло и юмор О-Сенсея на тренировках. Удовольствие от тренировки не нарушит Вашей концентрации, можно расслабиться и одновременно сохранять серьезность. Значение отработки укеми и ее связи с тренировками и повседневной жизнью трудно переоценить.

© Мицуги Саотомэ.

 
«Антиконституционная» статья Российской Конституции
Не так давно, выступая в одном телешоу известный деятель российского движения так называемых «секс-меньшинств» угрожал открытым текстом: «Не хотите разрешить  легализовать гей-парады?! Так мы вас через Евросуд ЗАСТАВИМ! И никуда вы не денетесь!» Самое любопытное, что в словах этих нет ни грамма бахвальства. Потому что, если захотят, то непременно заставят - и притом совершенно законно! На основании... нашей собственной Конституции.
Вы не ослышались, читатель: в Конституции РФ действительно существует статья 15, прозванная в народе «колониальной», которая заранее признаёт приоритетность законодательства «международного» над нашим национальным. Пункт 4 этой статьи гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».  На нормальном человеческом языке это означает, что если где-нибудь в Брюсселе, Страсбурге или Нью-Йорке «международное сообщество» (а точнее, заправляющие в ООН  и Евросоюзе «наиболее развитые страны» Запада) решат принять какую-нибудь самую дикую с нашей точки зрения «международную норму», то для нас, России, она тоже будет обязательной. Причём, никого не будет интересовать, отвечает ли эта «норма» нашим национальным интересам, нашей духовности, культуре, традиции, да нашей Конституции, наконец!  Статья 15п.4 однозначно обязывает Россию выполнять всё, что придёт на ум узаконить западным джентльменам из «международных структур», хочет она этого или не хочет.
В последний раз, помнится, подобные подходы применялись к нашей стране во времена недоброй памяти татаро-монгольского ига, когда Русь, строго говоря, считалась одним из улусов Орды, и любой ханский баскак мог требовать от покорного русского князя сделать всё, что угодно,  только потому, что «такова воля хана». Нечто подобное зафиксировано и в ныне действующей российской  Конституции. Только «улусное» мышление более благозвучно именуется там следованием «общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам». А так - всё один к одному: Орда (только не «татаро-монгольская», а «вашингтонско-брюссельская»), «воля хана» - как непреложный закон, плюс - куча надзирающих за исполнением этой воли «евробаскаков» и их доморощенных приспешников. Впрочем, исторической правды ради, надо признать, что господство той, давней Орды, было не в пример более мягким: в вопросы нашей веры и культуры, нравственности и образования, демографии и семейных отношений, наученные Чингисханом  средневековые монголы принципиально не лезли. В отличие от творцов нынешнего «ига», которые не церемонятся.
К примеру, недавно Парламентская Ассоциация Совета Европы (ПАСЕ) потребовала(!) от всех европейских стран срочно узаконить гомосексуализм и «однополые браки», а, кроме того,  внести в школьную программу обучение «толерантному» отношению к извращениям, как к некой «новой моральной норме». Другим  требованием к России является введение в школьную программу «секспросвещения» детей и обучение их «безопасному сексу». То, что, согласно российским законам, всё это является формой растления малолетних и преступлением против общественной нравственности, никого не волнует! Нам предъявляют 15-ю статью и требуют: «Исполнять без рассуждений!»
А для особо «старорежимных» родителей, которые попытаются оградить своих чад от секспросветно-гомосексуальных европейских новшеств, хотят ввести так называемую «ювенальную» (детскую) систему правосудия и «защиты прав детей». Данная система позволит, как это уже сплошь и рядом делается в «цивилизованной Европе», изымать детей у родителей, «нарушающих их право на получение информации» сексуального характера, а то и сажать незадачливых мам и пап за решётку. Разумеется, в «отсталой» России никому и в голову не придёт, что за подобное у него могут отнять родное дитя (а также - за шлепок, повышение голоса или плохое материальное положение), но как раз нашего мнения на сей счёт никто спрашивать не собирается. Вот вам статья 15-я вашей Конституции, вот постановление Евросуда - и извольте исполнять! Противоречит законам? Так примите новые! Противоречит всей остальной Конституции? Но ведь, согласно статье 15-й, вся российская Конституция гроша ломаного не стоит, если противоречит хоть одной запятой какой-нибудь третьеразрядной европейской конвенции...
Да, читатель, Вы не ослышались: статья 15-я принципиально противоречит целому ряду базовых статей той самой Конституции, частью которой является. В том числе - статьям, составляющим так называемые «Основы конституционного строя», которые не могут быть изменены или отменены по определению! Например, статья 3-я гласит, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», и что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации», причём «присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Статья 4-я утверждает, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» и что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.» Даже пункт 1-й той же самой 15-й статьи говорит о том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»! Но ведь статья 15п.4 как раз и  узурпирует право «носителя суверенитета и единственного источника власти» - народа России устанавливать в своей стране те законы, которые ему нужны, если только они будут хоть в чём-нибудь противоречить тому, что изобретут для нас «евробаскаки»! В случае такого противоречия ею фактически отменяется  «верховенство на всей территории Российской Федерации» законов и Конституции РФ - не больше и не меньше! А это значит, что исполнение данной статьи Конституции - не что иное, как «присвоение властных полномочий» и подрыв основ конституционного строя, то есть - преступное деяние, которое «преследуется по федеральному закону»...
Да что там Конституция! Как честно заявлял бывший уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Алексей Головань в присутствии большого количества свидетелей, что  если христианские заповеди противоречат международному законодательству, то, безусловно, приоритет следует отдавать международному законодательству. Это - не оговорка, а принципиальный подход, непосредственно вытекающий из неуклонного выполнения всё той же «колониальной» 15-й статьи нашей Конституции. И пока эта «чёрная дыра», способная засосать в себя любые наши национальные интересы, будет зиять в ныне действующей «ельцинской» Конституции, наспех «на коленке» скомпилированной гайдаровской командой из конституций «передовых демократических стран», говорить о какой-либо политической, государственной или иной самостоятельности России  не приходится. Потому что российская власть постоянно будет находиться перед выбором - что предпочесть: волю собственного народа, её избравшего, или волю евроатлантической «Орды», как то велит...  собственная Конституция.
Решать эту проблему надо, по возможности, скорее. А то, как бы поздно не было! Помните, как совсем недавно   всех возмутило решение Евросуда о признании «палачом» советского ветерана из Латвии, расстрелявшего в войну нескольких латышей-полицаев? Фактически - это был узаконенный Евросудом пересмотр итогов Второй Мировой войны, провозглашение агрессора «жертвой», а борьбу с ним - преступлением. Так вот, теперь в Латвии, что бы там не решили её собственные суды, это решение - закон.  А завтра, если только «евросудьям» придёт в голову объявить «агрессором во Второй Мировой войне» Россию (как правопреемника СССР), и потребовать «компенсацию ущерба» всем и за всё, то ведь и для нас (согласно нашей же собственной Конституции) это тоже будет законом!  Не выполним решения - запросто и абсолютно законно  арестуют все российские активы за рубежом, конфискуют зарубежную собственность граждан и т.д.  Но ведь и это не предел: послезавтра могут, например, потребовать выдачи как «военных преступников» наших ветеранов всех «необъявленных войн» - по Чечню включительно. Или «возврата»  спорных территорий. Или передачи своих ресурсов под «международный контроль». Да чего угодно!..
А, между тем, выход есть, - абсолютно простой и совершенно законный. Всё дело - в одной маленькой конституционной поправке ( кстати, в  Конституцию США за двести лет внесена масса  поправок).  Такую поправку можно внести совершенно законным образом, прописанным в действующей Конституции РФ, просто изменив пункт 4 статьи 15-й на примерно следующее: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации учитываются при выработке российского законодательства и выполняются в той мере, в которой это соответствует национальным интересам, духовной и культурной традиции народа России, а также не противоречит национальному законодательству Российской Федерации». И всё! Дальше можно со спокойной совестью подписывать и ратифицировать любые конвенции. Ибо последнее слово при их выполнении всегда будет оставаться за нашими «князьями», а не за иноземными «баскаками».  Что, как Вы понимаете, даёт стране некоторый шанс.

Не так давно, выступая в одном телешоу известный деятель российского движения так называемых «секс-меньшинств» угрожал открытым текстом: «Не хотите разрешить  легализовать гей-парады?! Так мы вас через Евросуд ЗАСТАВИМ! И никуда вы не денетесь!» Самое любопытное, что в словах этих нет ни грамма бахвальства. Потому что, если захотят, то непременно заставят - и притом совершенно законно! На основании... нашей собственной Конституции.

Вы не ослышались, читатель: в Конституции РФ действительно существует статья 15, прозванная в народе «колониальной», которая заранее признаёт приоритетность законодательства «международного» над нашим национальным. Пункт 4 этой статьи гласит:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

На нормальном человеческом языке это означает, что если где-нибудь в Брюсселе, Страсбурге или Нью-Йорке «международное сообщество» (а точнее, заправляющие в ООН  и Евросоюзе «наиболее развитые страны» Запада) решат принять какую-нибудь самую дикую с нашей точки зрения «международную норму», то для нас, России, она тоже будет обязательной. Причём, никого не будет интересовать, отвечает ли эта «норма» нашим национальным интересам, нашей духовности, культуре, традиции, да нашей Конституции, наконец!  Статья 15п.4 однозначно обязывает Россию выполнять всё, что придёт на ум узаконить западным джентльменам из «международных структур», хочет она этого или не хочет.

В последний раз, помнится, подобные подходы применялись к нашей стране во времена недоброй памяти татаро-монгольского ига, когда Русь, строго говоря, считалась одним из улусов Орды, и любой ханский баскак мог требовать от покорного русского князя сделать всё, что угодно,  только потому, что «такова воля хана». Нечто подобное зафиксировано и в ныне действующей российской  Конституции. Только «улусное» мышление более благозвучно именуется там следованием «общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам». А так - всё один к одному: Орда (только не «татаро-монгольская», а «вашингтонско-брюссельская»), «воля хана» - как непреложный закон, плюс - куча надзирающих за исполнением этой воли «евробаскаков» и их доморощенных приспешников. Впрочем, исторической правды ради, надо признать, что господство той, давней Орды, было не в пример более мягким: в вопросы нашей веры и культуры, нравственности и образования, демографии и семейных отношений, наученные Чингисханом  средневековые монголы принципиально не лезли. В отличие от творцов нынешнего «ига», которые не церемонятся.

К примеру, недавно Парламентская Ассоциация Совета Европы (ПАСЕ) потребовала(!) от всех европейских стран срочно узаконить гомосексуализм и «однополые браки», а, кроме того,  внести в школьную программу обучение «толерантному» отношению к извращениям, как к некой «новой моральной норме». Другим  требованием к России является введение в школьную программу «секспросвещения» детей и обучение их «безопасному сексу». То, что, согласно российским законам, всё это является формой растления малолетних и преступлением против общественной нравственности, никого не волнует! Нам предъявляют 15-ю статью и требуют: «Исполнять без рассуждений!»

А для особо «старорежимных» родителей, которые попытаются оградить своих чад от секспросветно-гомосексуальных европейских новшеств, хотят ввести так называемую «ювенальную» (детскую) систему правосудия и «защиты прав детей». Данная система позволит, как это уже сплошь и рядом делается в «цивилизованной Европе», изымать детей у родителей, «нарушающих их право на получение информации» сексуального характера, а то и сажать незадачливых мам и пап за решётку. Разумеется, в «отсталой» России никому и в голову не придёт, что за подобное у него могут отнять родное дитя (а также - за шлепок, повышение голоса или плохое материальное положение), но как раз нашего мнения на сей счёт никто спрашивать не собирается. Вот вам статья 15-я вашей Конституции, вот постановление Евросуда - и извольте исполнять! Противоречит законам? Так примите новые! Противоречит всей остальной Конституции? Но ведь, согласно статье 15-й, вся российская Конституция гроша ломаного не стоит, если противоречит хоть одной запятой какой-нибудь третьеразрядной европейской конвенции...

Да, читатель, Вы не ослышались: статья 15-я принципиально противоречит целому ряду базовых статей той самой Конституции, частью которой является. В том числе - статьям, составляющим так называемые «Основы конституционного строя», которые не могут быть изменены или отменены по определению! Например, статья 3-я гласит, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», и что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации», причём «присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Статья 4-я утверждает, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» и что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.» Даже пункт 1-й той же самой 15-й статьи говорит о том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»! Но ведь статья 15п.4 как раз и  узурпирует право «носителя суверенитета и единственного источника власти» - народа России устанавливать в своей стране те законы, которые ему нужны, если только они будут хоть в чём-нибудь противоречить тому, что изобретут для нас «евробаскаки»! В случае такого противоречия ею фактически отменяется  «верховенство на всей территории Российской Федерации» законов и Конституции РФ - не больше и не меньше! А это значит, что исполнение данной статьи Конституции - не что иное, как «присвоение властных полномочий» и подрыв основ конституционного строя, то есть - преступное деяние, которое «преследуется по федеральному закону»...

Да что там Конституция! Как честно заявлял бывший уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Алексей Головань в присутствии большого количества свидетелей, что  если христианские заповеди противоречат международному законодательству, то, безусловно, приоритет следует отдавать международному законодательству. Это - не оговорка, а принципиальный подход, непосредственно вытекающий из неуклонного выполнения всё той же «колониальной» 15-й статьи нашей Конституции. И пока эта «чёрная дыра», способная засосать в себя любые наши национальные интересы, будет зиять в ныне действующей «ельцинской» Конституции, наспех «на коленке» скомпилированной гайдаровской командой из конституций «передовых демократических стран», говорить о какой-либо политической, государственной или иной самостоятельности России  не приходится. Потому что российская власть постоянно будет находиться перед выбором - что предпочесть: волю собственного народа, её избравшего, или волю евроатлантической «Орды», как то велит...  собственная Конституция.

Решать эту проблему надо, по возможности, скорее. А то, как бы поздно не было! Помните, как совсем недавно   всех возмутило решение Евросуда о признании «палачом» советского ветерана из Латвии, расстрелявшего в войну нескольких латышей-полицаев? Фактически - это был узаконенный Евросудом пересмотр итогов Второй Мировой войны, провозглашение агрессора «жертвой», а борьбу с ним - преступлением. Так вот, теперь в Латвии, что бы там не решили её собственные суды, это решение - закон.  А завтра, если только «евросудьям» придёт в голову объявить «агрессором во Второй Мировой войне» Россию (как правопреемника СССР), и потребовать «компенсацию ущерба» всем и за всё, то ведь и для нас (согласно нашей же собственной Конституции) это тоже будет законом!  Не выполним решения - запросто и абсолютно законно  арестуют все российские активы за рубежом, конфискуют зарубежную собственность граждан и т.д.  Но ведь и это не предел: послезавтра могут, например, потребовать выдачи как «военных преступников» наших ветеранов всех «необъявленных войн» - по Чечню включительно. Или «возврата»  спорных территорий. Или передачи своих ресурсов под «международный контроль». Да чего угодно!..   

А, между тем, выход есть, - абсолютно простой и совершенно законный. Всё дело - в одной маленькой конституционной поправке ( кстати, в  Конституцию США за двести лет внесена масса  поправок).  Такую поправку можно внести совершенно законным образом, прописанным в действующей Конституции РФ, просто изменив пункт 4 статьи 15-й на примерно следующее:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации учитываются при выработке российского законодательства и выполняются в той мере, в которой это соответствует национальным интересам, духовной и культурной традиции народа России, а также не противоречит национальному законодательству Российской Федерации».

И всё! Дальше можно со спокойной совестью подписывать и ратифицировать любые конвенции. Ибо последнее слово при их выполнении всегда будет оставаться за нашими «князьями», а не за иноземными «баскаками».  Что, как Вы понимаете, даёт стране некоторый шанс.

 

Александр  Разумовский, Народный Собор.

11.06.2010

 

 
Японцы и боги.
Японцы и боги
Хасидзумэ Дайсабуро [Об авторе]Общество
[02.04.2014]Читать на другом языке : ENGLISH | 日本語 | 简体字 | 繁體字 | FRANÇAIS | ESPAÑOL | العربية |
При разговоре о религии большинство японцев вспомнят божеств синтоистского пантеона ками, будд хотокэ и бодхисаттв босацу. Культ божеств ками существовал в Японии ещё до прихода буддизма. Каким же образом менялись представления о божествах в Японии с древних времён до наших дней?
15 Версия для печати
От Бога до ками
Слово «бог» когда-то было переведено на японский как ками, и в этом, возможно, коренится неверное восприятия божеств. Попробуем поговорить о религии, различая понятия «бог», «божество», ками.
«Бог» — понятие, использующееся в монотеистических религиях. В этих религиях оно обозначает единственное в мире божество, и во многих языках это слово традиционно пишут с прописной буквы: «Бог». Этим же словом, написанным со строчной буквы — «бог, богиня» — называют различных божеств политеистических религий.
Иероглиф, обозначающий японских божеств, в китайском языке используется для записи слова шэнь, обозначающего дух, душу человека. Оно может обозначать и божество, но лишь невысокого ранга в пантеоне. Высшие сверхъестественные сущности китайского пантеона называются тянь, «Небо», тянь-ди, «Небесный правитель», шан-ди, «Высший правитель».
Японские божества-ками, если кратко их охарактеризовать, являются силами природы, которых наделили человеческими качествами, антропоморфизировали. Это не только божества, которые упоминаются в первых мифолого-летописных сводах «Кодзики» («Записки о деяниях древности») и «Нихон сёки» («Анналы Японии»), и те, которых почитают в святилищах, но также Солнце и Луна, ветер и дождь, огромные деревья и скалы, растения, животные, люди… Всё, что превосходит пределы обычного, считалось божеством. Подобным образом характеризовал божеств-ками и виднейший исследователь японской культуры Мотоори Норинага (1730-1801). Он говорил, что к ками можно отнести всё, что пробуждает в человеке эстетическое чувство и эмоции.
Японцы, воспринимающие сверхъестественное таким образом, склонны были видеть божеств в самых различных проявлениях богатой и разнообразной природы Японии, она была для них «страной богов». При переводе на иностранные языки это выражение может быть неверно понято как проявление фанатичного национализма, но изначальный смысл этих слов не имеет с национализмом ничего общего.
Синкретический характер синтоизма
Обычно словом «синто» называют комплекс верований, сложившийся в Японии с древнейших времён.
Не существует материалов, которые бы показывали, каким было синто в древние времена, поэтому подробно сказать о нём мы не можем. Неизвестно, существовала ли некая целостная система, которую можно назвать «синто». Если да, то вероятнее всего, что на ее становление повлиял ряд факторов, например:
В основу системы верований легли обычаи, связанные с поклонением силам природы, сложившиеся в период Дзёмон (ок. 12 000-300 до н. э.), на этапе охоты и собирательства;
С появлением рисоводческой культуры периода Яёй (III в. до н. э. — III в. н. э.) люди начали поклоняться глиняным фигуркам-догу, которые символизировали плодородие, одновременно сюда проникает шаманизм с Корейского полуострова;
Бронзовое оружие и зеркала из Китая использовались знатью в качестве священной утвари и объектов поклонения;
Пришедшие из Китая натурфилософия, астрология, вера в бессмертных святых оказали влияние на почитание правителей и погребальные обряды;
Местные общины и знать почитали собственных богов-покровителей удзигами (родовых божеств), строили для них святилища.
Все эти факторы смешались, а в качестве некой особенной религии «синто» этот комплекс верований начинает восприниматься уже после прихода буддизма, когда люди ощущали отличие этих верований от буддизма и противились внедрению новой религии.
Представления о божествах-ками, сложившиеся под влиянием буддизма
Буддизм — религия, основанная в Индии Гаутамой Шакьямуни, родившимся в VI или V веке до н. э., и породившая огромный массив текстов с подробно проработанной мировоззренческой теорией. В Японию через Китай пришли уже китаизированные версии буддийских текстов, записанные китайским иероглифическим письмом, организация религиозной общины и иерархия также подверглись влиянию китайской культуры. Представления японцев о собственных божествах-ками трансформировались с появлением в Японии буддийского пантеона.
Если сравнить будд и ками, то можно отметить следующее.
Будда — это живой человек, достигший просветления. Когда он умирает, то выходит из круговорота смертей и рождений и прекращает существовать. Божества-ками же не являются людьми, они были до них, являются их предками, могут жить, но могут и умирать.
Будды — мужчины, и принимают целибат. Божества-ками бывают мужского и женского пола и могут вступать в брак.
Будд изображают в виде буддийских статуй и помещают в храмах, но сами они в храмах не присутствуют. Божеств-ками до прихода буддизма не изображали и даже сейчас делают это очень редко. Для божеств в святилищах устраивают ёрисиро — место, куда божество приходит, но постоянно они в святилищах не обитают.
Буддизм, правовая система, астрология, медицина, архитектура — все эти достижения китайской цивилизации использовались правящим классом для утверждения власти и авторитета. Как же реагировало общество на появление буддизма в Японии?
Власть в государстве Ямато и обращение аристократии в буддизм
Государственное объединение Ямато, сложившееся в III веке, образовалось из племенного союза, образовавшегося вокруг семейств, поклонявшихся солнечной богине Аматэрасу как верховному божеству. У племён, примкнувших к ним, были свои родовые божества, которым поклонялись как первопредкам (например, божество Оокунинуси в Идзумо). В рамках племенного союза эти божества были введены в общую мифологию.
В VIII веке были написаны первые мифолого-летописные своды «Кодзики» и «Нихон сёки». В них показана Аматэрасу как главное божество пантеона, и утверждается, что императоры являются её потомками, имеющими исключительное потомственное право на проведение обрядов поклонения праматери.
Результатом этого стало устранение прочих влиятельных семейств от возможности поклонения верховному божеству и высшей политической власти. Всё же, в отличие от народа Израиля, который принял единобожие и отбросил веру в иных божеств, власть Ямато не стала избавляться от многобожия, предоставив прочим божествам различные по важности места в пантеоне. Сосуществование разных божеств стало отражением сосуществования разных семейств в государственной системе.
Особенностью же буддизма является то, что он не связан с почитанием божеств и не относится к системе культов, связанных с Аматэрасу. Поэтому в условиях, когда культ Аматэрасу стал основой реорганизованного синтоизма и проведение ритуалов почитания Аматэрасу было исключительным правом верховной власти, влиятельные семейства, которые были исключены из этой системы, смогли свободно исповедовать буддизм. Такие семейства формировались в различных регионах государства Ямато, получали в наследственное владение должности и поместья и превращались в местную аристократию. Такая аристократия, как правило, принимала буддизм, строила буддийские храмы, где молилась о благих перерождениях. Появляется новая концепция посмертия, каковой не было в синтоизме, — после смерти человек становится буддой. В другой стороны, для крестьян, работавших в поместьях, принадлежавших аристократии, храмам и святилищам, ближе были традиционные культы местных божеств.
Буддизм и синто: различия в представлениях о жизни и смерти
Как же представляли древние японцы загробную жизнь?
Были представления о том, что после смерти люди уходят в горы. Было и понятие подземного мира, или страны Жёлтого источника (это последнее, видимо, заимствовано из Китая). Также представлялась страна посмертного существования Токоё, которая находится за морем. Со смертью были связаны понятия кэгарэ, ритуальной нечистоты от соприкосновения с мёртвым, его вещами, домом и т. п. Люди представляли себе, что покойник уходит из общества в какие-то дальние края. Буддийских представлений о перерождении ещё не существовало в Японии. Кроме того, постепенно распространялись пришедшие вместе с буддизмом и даосизмом китайские представления о том, что покойник может становиться злым духом и обитать в аду.
Императоры почитали Аматэрасу, прочих божеств и собственных предков. Ритуалы почитания во многом были скопированы с аналогичных ритуалов, проводившихся правителями в Китае, но почитание покойных предков как божеств является особенностью японской религии. Считалось, что покойный где-то вдалеке может очиститься от ритуальной нечистоты смерти и стать божеством.
В буддизме человек, находящийся в цикле смертей и рождений, является объектом спасения посредством буддийской практики. Умерший человек сразу же перерождается в ином теле и снова живёт в этом мире. Не существует ни мира мёртвых, ни духов. Таким образом, представления о посмертии в буддизме и синтоизме были совершенно разными.
Как же стало возможным распространение буддизма?
Слияние представлений о богах и буддах в XIII-XIX веках
В период Хэйан (794-1192) получила распространение теория хондзи суйдзяку, букв. «исходная земля и проявленный след», согласно которой японские божества являются проявлениями будд и бодхисаттв, которые в этом виде явили себя в Японии. При этом исчезает разница между божествами и буддами. В период Камакура (1192-1333) эта концепция становится общепринятой среди японцев.
Если божества и есть будды, то почитание одних, само собой, является и почитанием других. Исчезает необходимость как-то отделять буддийские храмы от синтоистских святилищ, стирается разница между буддизмом и синтоизмом. До конца периода Эдо (1603-1868) японцы не разграничивают божеств и будд.
Получается, что и человек после смерти может стать как божеством, так и буддой — особой разницы нет. Буддийское направление Чистой земли уходит от проблемы перерождения, и основное внимание уделяет посмертному возрождению в Земле вечного блаженства. Будда Амида, когда практиковал буддийское самосовершенствование, принёс обет, что все живые существа возродятся в его Чистой земле вечного блаженства (гокураку дзёдо). Возродившись там, они приблизятся к обретению нирваны, поэтому верующие стремились к посмертному существованию в Чистой земле. Распространяется представление о том, что человек после смерти возрождается там, после чего становится буддой, поэтому появилось отношение к мёртвым как к буддам.
Вот так сформировались те воззрения населения Японии на жизнь и смерть, которые бытуют и поныне:
После смерти человек становится духом, который ещё некоторое время пребывает поблизости;
Потом он переходит реку Сандзу на пути к загробному миру, после чего становится буддой;
Если у человека сохранилась сильная привязанность к чему-то в этом мире, или он был сильно обижен, разгневан и т. п., он может стать привидением;
За неправедные поступки человек может попасть в ад, где управляет владыка подземного мира Эмма, и там грешника мучают черти;
На праздник О-бон, который празднуется в середине августа, души предков возвращаются в свой дом;
Умершему присваивают посмертное имя, помещают табличку с именем в домашний буддийский алтарь буцудан, молятся за него и возжигают перед алтарём благовония.
В этом комплексе верований и ритуалов смешались синтоистские и буддийские элементы, поэтому, строго говоря, на данный момент его нельзя назвать ни синтоизмом, ни буддизмом в чистом виде.
Национализм и поклонение императору
В период Эдо правительство запретило христианство и обязало всех японцев стать прихожанами буддийских храмов. Конкретно это выразилось в том, что каждую семью обязали определить то буддийское направление, которое они исповедуют, и зарегистрироваться в ближайшем буддийском храме. Буддийское монашество в своей деятельности по сути оказались ограниченными только проведением похоронных служб. Кроме того, правительство поощряло распространение чжусианских воззрений в самурайской среде. Чжусианство — это конфуцианство, реформированное китайским мыслителем Чжу Си (1130-1200).
Чжусианство распространялось и среди горожан, и среди зажиточного крестьянства. В этой политике ограничения буддизма и поощрения чжусианства были заложены противоречия, которые само правительство не замечало.
Чжусианство имеет антибуддийскую направленность. Оно отрицает перерождения и существование души. Кроме того, оно противоречит самой сословной системе японского общества, разделённого на крестьян, военных, ремесленников и торговцев. Чжусианство учит, что любой может пробиться в правящий класс, если будет настойчиво учиться.
При этом в чжусианстве высоко оценивается верность истинному правителю, что позволило зародиться идее почитания императора, которого рассматривали как «истинного», в противовес сёгунам, которых считали узурпаторами. Таким образом, чжусианство скрывало в себе возможность разрушения системы государственного управления, сложившуюся в период Эдо.
В чжусианской среде родились идеи Ито Дзинсая (1627-1705) и Огю Сорая (1666-1728), призывавших к возвращению к идеалам Конфуция и Мо-цзы, а впоследствии появилась и школа «национальной науки» (кокугаку), представители которой проводили фундаментальные исследования древних японских текстов. Виднейший представитель этой школы Мотоори Норинага (1730-1801) написал «Кодзикидэн» — подробное исследование свода «Кодзики», в котором провёл реконструкцию японского общества дописьменного периода и утверждал, что тогда уже существовало правительство, и японцы почитали императора, то есть подчинение императору — не идея, пришедшая из чжусианства, а заложена в естественном менталитете людей. Таким образом всем японцам оказалась открыта дорога к национализму, основанному на почитании императора.
Путь к государственному синтоизму: теоретик синто Хирата Ацутанэ
В конце периода Эдо и после реставрации Мэйдзи представления японцев о божествах сильно изменились под влиянием Хираты Ацутанэ (1776-1843), создавшего теорию, названную по его имени хирата-синто.
Хирата Ацутанэ сам называл себя учеником Мотоори Норинаги, изучал синто и утверждал, что люди после смерти не становятся буддами и к Жёлтому источнику не уходят, а становятся духами. В особенности духи тех, кто погиб за свою страну, не осквернены ритуальной нечистотой кэгарэ и охраняют последующие поколения людей. Такая реформаторская идея о том, что каждый человек имеет душу, которая сохраняет индивидуальность вечно, как говорят, пришла ему в голову после знакомства с китайским переводом запрещённой тогда Библии.
Если любой человек становится духом, то даже если проводить буддийские церемонии по умершим — ведь каждый японец связан системой приписки к буддийским храмам — независимо от этого можно проводить и синтоистские поминальные службы. Можно почитать погибших в войне. Правительственные войска, сражавшиеся за реставрацию Мэйдзи, воспользовались теорией хирата-синто и проводили обряды сёконсай — почитания душ погибших воинов. В 1869 г. в Токио возведено святилище Сёконся, которое впоследствии станет святилищем Ясукуни. Это было религиозное учреждение, находившееся в ведении армейского и флотского руководства; в нём почитали тех, кто принял смерть за восстановление императорской власти в ходе реставрации Мэйдзи. Это святилище, в котором в качестве божеств почитали обычных людей, положивших жизнь за свою страну. Неправильно, что в западных медиа святилище Ясукуни подаётся как «милитаристское святилище». В действительности оно скорее подобно памятникам революции или могилам неизвестных солдат.
Одной из функций хирата-синто и святилища Ясукуни было воспитание нового поколения японцев, способных пожертвовать собой за свою страну. Для этого было необходимо отделить буддизм от синто. Такое разделение началось в конце периода Эдо и было продолжено в Мэйдзи, с движением хайбуцу-кисяку, букв. «избавиться от будд, уничтожить Шакьямуни» и указом 1868 года об отделении буддийских храмов от синтоистских святилищ. Согласно распоряжению правительства, храмы были отделены от святилищ, и никаких компромиссов не позволяли. С реставрацией Мэйдзи появилось и государственное синто, управлявшееся правительством. Это мировоззрение навязывалось всем японцам; как указывало министерство образования, «Синто пронизывает уклад повседневной жизни японцев и не является религией».
Представление о том, что человек после смерти становится божеством, послужило причиной постройки многих новых святилищ. Среди них — святилище Мэйдзи в Токио, где почитается император Мэйдзи; святилище Ноги, посвящённое почитанию генерала армии и военного героя Ноги Марэсукэ (1849-1912), святилище Того, в котором почитают адмирала Того Хэйхатиро (1848-1934) (генерал Ноги и адмирал Того известны своим участием в японско-китайской войне 1894-1895 гг. и русско-японской войне 1904-1905 гг.). Создавались и локальные святилища, где почитали выходцев из этой местности, погибших в войнах. Фотографии императоров в школах служили объектом поклонения, был введён обряд поклонения издали в сторону местопребывания императора. Императора называли «живым божеством» и воспитывали людей в духе почитания императора и преданности ему.
Запрет государственного синто в период оккупации
После окончания Второй мировой войны государственное синто было запрещено распоряжением оккупационных властей. Святилище Ясукуни было отделено от государства и продолжило своё существование в качестве гражданской религиозной организации. В сознании японцев и после войны сохраняется восприятие умерших как божеств и вера в души героев, погибших за свою страну.
Возможно, японцы даже сами не осознают, как они воспринимают богов, и не могут объяснить это другим. Проблема самоосознания, анализа собственного мироощущения и веры в Японии пока не решена.
(Оригинал публикации на японском от 26 февраля 2014 г.)

Синто и Буддизм в Японии.

При разговоре о религии большинство японцев вспомнят божеств синтоистского пантеона ками, будд хотокэ и бодхисаттв босацу. Культ божеств ками существовал в Японии ещё до прихода буддизма. Каким же образом менялись представления о божествах в Японии с древних времён до наших дней?

От Бога до ками.

Слово «бог» когда-то было переведено на японский как ками, и в этом, возможно, коренится неверное восприятия божеств. Попробуем поговорить о религии, различая понятия «бог», «божество», ками.«Бог» — понятие, использующееся в монотеистических религиях. В этих религиях оно обозначает единственное в мире божество, и во многих языках это слово традиционно пишут с прописной буквы: «Бог». Этим же словом, написанным со строчной буквы — «бог, богиня» — называют различных божеств политеистических религий.Иероглиф, обозначающий японских божеств, в китайском языке используется для записи слова шэнь, обозначающего дух, душу человека. Оно может обозначать и божество, но лишь невысокого ранга в пантеоне. Высшие сверхъестественные сущности китайского пантеона называются тянь, «Небо», тянь-ди, «Небесный правитель», шан-ди, «Высший правитель».

Японские божества-ками, если кратко их охарактеризовать, являются силами природы, которых наделили человеческими качествами, антропоморфизировали. Это не только божества, которые упоминаются в первых мифолого-летописных сводах «Кодзики» («Записки о деяниях древности») и «Нихон сёки» («Анналы Японии»), и те, которых почитают в святилищах, но также Солнце и Луна, ветер и дождь, огромные деревья и скалы, растения, животные, люди… Всё, что превосходит пределы обычного, считалось божеством. Подобным образом характеризовал божеств-ками и виднейший исследователь японской культуры Мотоори Норинага (1730-1801). Он говорил, что к ками можно отнести всё, что пробуждает в человеке эстетическое чувство и эмоции.Японцы, воспринимающие сверхъестественное таким образом, склонны были видеть божеств в самых различных проявлениях богатой и разнообразной природы Японии, она была для них «страной богов». При переводе на иностранные языки это выражение может быть неверно понято как проявление фанатичного национализма, но изначальный смысл этих слов не имеет с национализмом ничего общего.

Синкретический характер синтоизма

Обычно словом «синто» называют комплекс верований, сложившийся в Японии с древнейших времён.Не существует материалов, которые бы показывали, каким было синто в древние времена, поэтому подробно сказать о нём мы не можем. Неизвестно, существовала ли некая целостная система, которую можно назвать «синто». Если да, то вероятнее всего, что на ее становление повлиял ряд факторов, например:

В основу системы верований легли обычаи, связанные с поклонением силам природы, сложившиеся в период Дзёмон (ок. 12 000-300 до н. э.), на этапе охоты и собирательства;С появлением рисоводческой культуры периода Яёй (III в. до н. э. — III в. н. э.) люди начали поклоняться глиняным фигуркам-догу, которые символизировали плодородие, одновременно сюда проникает

шаманизм с Корейского полуострова;

бронзовое оружие и зеркала из Китая использовались знатью в качестве священной утвари и объектов поклонения;

пришедшие из Китая натурфилософия, астрология, вера в бессмертных святых оказали влияние на почитание правителей и погребальные обряды;

местные общины и знать почитали собственных богов-покровителей удзигами (родовых божеств), строили для них святилища.

Все эти факторы смешались, а в качестве некой особенной религии «синто» этот комплекс верований начинает восприниматься уже после прихода буддизма, когда люди ощущали отличие этих верований от буддизма и противились внедрению новой религии.

Представления о божествах-ками, сложившиеся под влиянием буддизма

Буддизм — религия, основанная в Индии Гаутамой Шакьямуни, родившимся в VI или V веке до н. э., и породившая огромный массив текстов с подробно проработанной мировоззренческой теорией. В Японию через Китай пришли уже китаизированные версии буддийских текстов, записанные китайским иероглифическим письмом, организация религиозной общины и иерархия также подверглись влиянию китайской культуры. Представления японцев о собственных божествах-ками трансформировались с появлением в Японии буддийского пантеона. Если сравнить будд и ками, то можно отметить следующее. Будда — это живой человек, достигший просветления. Когда он умирает, то выходит из круговорота смертей и рождений и прекращает существовать. Божества-ками же не являются людьми, они были до них, являются их предками, могут жить, но могут и умирать.Будды — мужчины, и принимают целибат. Божества-ками бывают мужского и женского пола и могут вступать в брак. Будд изображают в виде буддийских статуй и помещают в храмах, но сами они в храмах не присутствуют. Божеств-ками до прихода буддизма не изображали и даже сейчас делают это очень редко. Для божеств в святилищах устраивают ёрисиро — место, куда божество приходит, но постоянно они в святилищах не обитают.Буддизм, правовая система, астрология, медицина, архитектура — все эти достижения китайской цивилизации использовались правящим классом для утверждения власти и авторитета. Как же реагировало общество на появление буддизма в Японии?

Власть в государстве Ямато и обращение аристократии в буддизм

Государственное объединение Ямато, сложившееся в III веке, образовалось из племенного союза, образовавшегося вокруг семейств, поклонявшихся солнечной богине Аматэрасу как верховному божеству. У племён, примкнувших к ним, были свои родовые божества, которым поклонялись как первопредкам (например, божество Оокунинуси в Идзумо). В рамках племенного союза эти божества были введены в общую мифологию.

В VIII веке были написаны первые мифолого-летописные своды «Кодзики» и «Нихон сёки». В них показана Аматэрасу как главное божество пантеона, и утверждается, что императоры являются её потомками, имеющими исключительное потомственное право на проведение обрядов поклонения праматери.

Результатом этого стало устранение прочих влиятельных семейств от возможности поклонения верховному божеству и высшей политической власти. Всё же, в отличие от народа Израиля, который принял единобожие и отбросил веру в иных божеств, власть Ямато не стала избавляться от многобожия, предоставив прочим божествам различные по важности места в пантеоне. Сосуществование разных божеств стало отражением сосуществования разных семейств в государственной системе.

Особенностью же буддизма является то, что он не связан с почитанием божеств и не относится к системе культов, связанных с Аматэрасу. Поэтому в условиях, когда культ Аматэрасу стал основой реорганизованного синтоизма и проведение ритуалов почитания Аматэрасу было исключительным правом верховной власти, влиятельные семейства, которые были исключены из этой системы, смогли свободно исповедовать буддизм. Такие семейства формировались в различных регионах государства Ямато, получали в наследственное владение должности и поместья и превращались в местную аристократию. Такая аристократия, как правило, принимала буддизм, строила буддийские храмы, где молилась о благих перерождениях. Появляется новая концепция посмертия, каковой не было в синтоизме, — после смерти человек становится буддой. В другой стороны, для крестьян, работавших в поместьях, принадлежавших аристократии, храмам и святилищам, ближе были традиционные культы местных божеств.

Буддизм и синто: различия в представлениях о жизни и смерти

Как же представляли древние японцы загробную жизнь? 

Были представления о том, что после смерти люди уходят в горы. Было и понятие подземного мира, или страны Жёлтого источника (это последнее, видимо, заимствовано из Китая). Также представлялась страна посмертного существования Токоё, которая находится за морем. Со смертью были связаны понятия кэгарэ, ритуальной нечистоты от соприкосновения с мёртвым, его вещами, домом и т. п. Люди представляли себе, что покойник уходит из общества в какие-то дальние края. Буддийских представлений о перерождении ещё не существовало в Японии. Кроме того, постепенно распространялись пришедшие вместе с буддизмом и даосизмом китайские представления о том, что покойник может становиться злым духом и обитать в аду.

Императоры почитали Аматэрасу, прочих божеств и собственных предков. Ритуалы почитания во многом были скопированы с аналогичных ритуалов, проводившихся правителями в Китае, но почитание покойных предков как божеств является особенностью японской религии. Считалось, что покойный где-то вдалеке может очиститься от ритуальной нечистоты смерти и стать божеством.

В буддизме человек, находящийся в цикле смертей и рождений, является объектом спасения посредством буддийской практики. Умерший человек сразу же перерождается в ином теле и снова живёт в этом мире. Не существует ни мира мёртвых, ни духов. Таким образом, представления о посмертии в буддизме и синтоизме были совершенно разными.Как же стало возможным распространение буддизма?

Слияние представлений о богах и буддах в XIII-XIX веках

В период Хэйан (794-1192) получила распространение теория хондзи суйдзяку, букв. «исходная земля и проявленный след», согласно которой японские божества являются проявлениями будд и бодхисаттв, которые в этом виде явили себя в Японии. При этом исчезает разница между божествами и буддами. В период Камакура (1192-1333) эта концепция становится общепринятой среди японцев.

Если божества и есть будды, то почитание одних, само собой, является и почитанием других. Исчезает необходимость как-то отделять буддийские храмы от синтоистских святилищ, стирается разница между буддизмом и синтоизмом. До конца периода Эдо (1603-1868) японцы не разграничивают божеств и будд.

Получается, что и человек после смерти может стать как божеством, так и буддой — особой разницы нет. Буддийское направление Чистой земли уходит от проблемы перерождения, и основное внимание уделяет посмертному возрождению в Земле вечного блаженства. Будда Амида, когда практиковал буддийское самосовершенствование, принёс обет, что все живые существа возродятся в его Чистой земле вечного блаженства (гокураку дзёдо). Возродившись там, они приблизятся к обретению нирваны, поэтому верующие стремились к посмертному существованию в Чистой земле. Распространяется представление о том, что человек после смерти возрождается там, после чего становится буддой, поэтому появилось отношение к мёртвым как к буддам.

Вот так сформировались те воззрения населения Японии на жизнь и смерть, которые бытуют и поныне:

• После смерти человек становится духом, который ещё некоторое время пребывает поблизости;

• Потом он переходит реку Сандзу на пути к загробному миру, после чего становится буддой;

• Если у человека сохранилась сильная привязанность к чему-то в этом мире, или он был сильно обижен, разгневан и т. п., он может стать привидением;

• За неправедные поступки человек может попасть в ад, где управляет владыка подземного мира Эмма, и там грешника мучают черти;

• На праздник О-бон, который празднуется в середине августа, души предков возвращаются в свой дом;

• Умершему присваивают посмертное имя, помещают табличку с именем в домашний буддийский алтарь буцудан, молятся за него и возжигают перед алтарём благовония.

В этом комплексе верований и ритуалов смешались синтоистские и буддийские элементы, поэтому, строго говоря, на данный момент его нельзя назвать ни синтоизмом, ни буддизмом в чистом виде.

Национализм и поклонение императору

В период Эдо правительство запретило христианство и обязало всех японцев стать прихожанами буддийских храмов. Конкретно это выразилось в том, что каждую семью обязали определить то буддийское направление, которое они исповедуют, и зарегистрироваться в ближайшем буддийском храме. Буддийское монашество в своей деятельности по сути оказались ограниченными только проведением похоронных служб. Кроме того, правительство поощряло распространение чжусианских воззрений в самурайской среде. Чжусианство — это конфуцианство, реформированное китайским мыслителем Чжу Си (1130-1200).

Чжусианство распространялось и среди горожан, и среди зажиточного крестьянства. В этой политике ограничения буддизма и поощрения чжусианства были заложены противоречия, которые само правительство не замечало.

Чжусианство имеет антибуддийскую направленность. Оно отрицает перерождения и существование души. Кроме того, оно противоречит самой сословной системе японского общества, разделённого на крестьян, военных, ремесленников и торговцев. Чжусианство учит, что любой может пробиться в правящий класс, если будет настойчиво учиться.

При этом в чжусианстве высоко оценивается верность истинному правителю, что позволило зародиться идее почитания императора, которого рассматривали как «истинного», в противовес сёгунам, которых считали узурпаторами. Таким образом, чжусианство скрывало в себе возможность разрушения системы государственного управления, сложившуюся в период Эдо.

В чжусианской среде родились идеи Ито Дзинсая (1627-1705) и Огю Сорая (1666-1728), призывавших к возвращению к идеалам Конфуция и Мо-цзы, а впоследствии появилась и школа «национальной науки» (кокугаку), представители которой проводили фундаментальные исследования древних японских текстов.

Виднейший представитель этой школы Мотоори Норинага (1730-1801) написал «Кодзикидэн» — подробное исследование свода «Кодзики», в котором провёл реконструкцию японского общества дописьменного периода и утверждал, что тогда уже существовало правительство, и японцы почитали императора, то есть подчинение императору — не идея, пришедшая из чжусианства, а заложена в естественном менталитете людей. Таким образом всем японцам оказалась открыта дорога к национализму, основанному на почитании императора.

Путь к государственному синтоизму: теоретик синто Хирата Ацутанэ

В конце периода Эдо и после реставрации Мэйдзи представления японцев о божествах сильно изменились под влиянием Хираты Ацутанэ (1776-1843), создавшего теорию, названную по его имени хирата-синто.

Хирата Ацутанэ сам называл себя учеником Мотоори Норинаги, изучал синто и утверждал, что люди после смерти не становятся буддами и к Жёлтому источнику не уходят, а становятся духами. В особенности духи тех, кто погиб за свою страну, не осквернены ритуальной нечистотой кэгарэ и охраняют последующие поколения людей. Такая реформаторская идея о том, что каждый человек имеет душу, которая сохраняет индивидуальность вечно, как говорят, пришла ему в голову после знакомства с китайским переводом запрещённой тогда Библии.

Если любой человек становится духом, то даже если проводить буддийские церемонии по умершим — ведь каждый японец связан системой приписки к буддийским храмам — независимо от этого можно проводить и синтоистские поминальные службы. Можно почитать погибших в войне. Правительственные войска, сражавшиеся за реставрацию Мэйдзи, воспользовались теорией хирата-синто и проводили обряды сёконсай — почитания душ погибших воинов.

В 1869 г. в Токио возведено святилище Сёконся, которое впоследствии станет святилищем Ясукуни. Это было религиозное учреждение, находившееся в ведении армейского и флотского руководства; в нём почитали тех, кто принял смерть за восстановление императорской власти в ходе реставрации Мэйдзи. Это святилище, в котором в качестве божеств почитали обычных людей, положивших жизнь за свою страну. Неправильно, что в западных медиа святилище Ясукуни подаётся как «милитаристское святилище». В действительности оно скорее подобно памятникам революции или могилам неизвестных солдат.

Одной из функций хирата-синто и святилища Ясукуни было воспитание нового поколения японцев, способных пожертвовать собой за свою страну. Для этого было необходимо отделить буддизм от синто. Такое разделение началось в конце периода Эдо и было продолжено в Мэйдзи, с движением хайбуцу-кисяку, букв. «избавиться от будд, уничтожить Шакьямуни» и указом 1868 года об отделении буддийских храмов от синтоистских святилищ.

Согласно распоряжению правительства, храмы были отделены от святилищ, и никаких компромиссов не позволяли. С реставрацией Мэйдзи появилось и государственное синто, управлявшееся правительством. Это мировоззрение навязывалось всем японцам; как указывало министерство образования, «Синто пронизывает уклад повседневной жизни японцев и не является религией».

Представление о том, что человек после смерти становится божеством, послужило причиной постройки многих новых святилищ. Среди них — святилище Мэйдзи в Токио, где почитается император Мэйдзи; святилище Ноги, посвящённое почитанию генерала армии и военного героя Ноги Марэсукэ (1849-1912), святилище Того, в котором почитают адмирала Того Хэйхатиро (1848-1934) (генерал Ноги и адмирал Того известны своим участием в японско-китайской войне 1894-1895 гг. и русско-японской войне 1904-1905 гг.).

Создавались и локальные святилища, где почитали выходцев из этой местности, погибших в войнах. Фотографии императоров в школах служили объектом поклонения, был введён обряд поклонения издали в сторону местопребывания императора. Императора называли «живым божеством» и воспитывали людей в духе почитания императора и преданности ему.

Запрет государственного синто в период оккупации

После окончания Второй мировой войны государственное синто было запрещено распоряжением оккупационных властей. Святилище Ясукуни было отделено от государства и продолжило своё существование в качестве гражданской религиозной организации. В сознании японцев и после войны сохраняется восприятие умерших как божеств и вера в души героев, погибших за свою страну.

Возможно, японцы даже сами не осознают, как они воспринимают богов, и не могут объяснить это другим. Проблема самоосознания, анализа собственного мироощущения и веры в Японии пока не решена.

Автор Хасидзумэ Дайсабуро (Оригинал публикации на японском от 26 февраля 2014 г.)

 
<< Первая < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > Последняя >>

Страница 18 из 269
Рейтинг@Mail.ru