akidom, айкидом - федерация айкидо ставропольского края. Айкидо Ставрополь

Академия Айкидо Ставропольского края
С Днём физкультурника
Поздравляю коллег, соратников, любителей айкидо с Днём физкультурника! Айкидо в большей степени относится к понятию «Физическая культура». Физическая культура от греческого φύσις — «природа» и латинского cultura — «возделываю, обрабатываю землю» — часть общей культуры человечества представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития, одна из основных частей той социальной деятельности, которая направлена на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Айкидо, как элемент культуры — важнейшее средство формирования гармоничной личности путем физических упражнений, соблюдения правильного режима в быту и труде, усвоение морально-этических норм.
В меньшей степени айкидо относится к спорту. Спорт ¬ —  сокращение от первоначального старофранцузского disport — «развлечение, забава».  Организованная по определённым правилам деятельность спортсменов, состоящая в противопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, представляет собой специфический род физической или интеллектуальной конфронтации, совершаемой с целью превосходства одного человека (команды) над другим человеком (командой).
«В здоровом тле здоровый дух» (Mens sana in corpore sano) — крылатое латинское выражение бытующее в спорте искажает первоначальный смысл автора. Ювенал подразумевал обращение к богам с просьбой ниспослать одновременно и здоровое тело, и здоровый дух. Выражение трактуют ошибочно, будто бы здоровье тела само по себе ведёт к душевному здоровью. Цитата одной из сатир Ювенала: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый (в смысле разумный, сознательный, осознанный) был в теле здоровом»:
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, —
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.

С днём физкультурника

Поздравляю коллег, соратников, любителей айкидо с Днём физкультурника! Айкидо в большей степени относится к понятию «Физическая культура» от греческого φύσις — «природа» и латинского cultura — «возделываю, обрабатываю землю» — часть общей культуры человечества представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития, одна из основных частей той социальной деятельности, которая направлена на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека.

Айкидо, как элемент культуры — важнейшее средство формирования гармоничной личности путем физических упражнений, соблюдения правильного режима в быту и труде, усвоение морально-этических норм. 

В меньшей степени айкидо относится к спорту. Ошибка кроется в определении айкидо как единоборства, что ошибочно. Единоборство — это конфликт один на один в рамках правил. Драка — обмен взаимными ударами, побоями без ограничений. Айкидо необходимо определять через термин "боевое искусство".

Спорт —  сокращение от первоначального старофранцузского disport — «развлечение, забава».  Организованная по определённым правилам деятельность спортсменов, состоящая в противопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, представляет собой специфический род физической или интеллектуальной конфронтации, совершаемой с целью превосходства одного человека (команды) над другим человеком (командой). 

«В здоровом теле здоровый дух» (Mens sana in corpore sano) — крылатое латинское выражение бытующее в спорте искажает первоначальный смысл автора. Ювенал подразумевал обращение к богам с просьбой ниспослать одновременно и здоровое тело, и здоровый дух:

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,

Что почитает за дар природы предел своей жизни,

Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, —

Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,

Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса

Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.

 
Легенда о самбо
«Легенда о самбо» (2023) - рекомендую к просмотру всем и каждому, кто интересуется традиционными боевыми искусствами и спортивными единоборствами. Фильм приглашает к размышлению о назначении самообороны, истоках формирования отечественной системы самозащиты. Кто, каким путём и для чего приходит в спорт. Один из тех фильмов, которые стоит пересматривать для само рефлексии и мотивации.
Трактовка сюжета приближена к реальным событиям. Для практикующих айкидо все приёмы, приносящие победу в соревновательном поединке, узнаваемы: котэ гаэси, ирими нагэ, сихо нагэ, удекимэ нагэ, удэ осаэ, учи кайтэн, коккю нагэ, кайтэн нагэ… Почему они в фильме? Боевая эффективность и эстетическая зрелищность.
Деликатно затронута тема русской духовной культуры, пронизывающей самозащиту без оружия: православный крест, фотография равноапостольного святителя Николая Касаткина – миссионера Православия в Японии.
Листая книги Харлампиева о борьбе САМБО, я и сегодня, словами героя фильма скажу: «Хорошая книга… только ошибок много…»
Поклон уважения режиссёру Андрею Богатырёву, подарившему нам фильмы «Чай», «Иуда Искариот (2013)», «Красный призрак (2020)». Понравились съёмки сцен поединков. Жду новых творческих работ.

Легенда о самбо

Когда ты прекратишь сражаться с самим собой,

а именно этим ты в действительности и занимаешься –

тогда ты перестанешь сражаться и с другими,

занятыми, в свою очередь, тем же...

Чак Хиллинг.

«Легенда о самбо» (2023) трейлер - рекомендую к просмотру всем и каждому, кто интересуется традиционными боевыми искусствами и спортивными единоборствами. Фильм приглашает к размышлению о назначении самообороны, истоках формирования отечественной системы самозащиты. Кто, каким путём и для чего приходит в спорт. Один из тех фильмов, которые стоит пересматривать для само рефлексии и мотивации.

Трактовка сюжета приближена к реальным событиям. Для практикующих айкидо все приёмы, приносящие победу в соревновательном поединке, узнаваемы: иккё, котэ гаэси, ирими нагэ, сихо нагэ, удекимэ нагэ, удэ осаэ, коккю нагэ, кайтэн нагэ… Почему они в фильме? Боевая эффективность и эстетическая зрелищность.

Деликатно затронута тема русской духовной культуры, пронизывающей самозащиту без оружия: православный крест, фотография равноапостольного святителя Николая Касаткина – православного миссионера в Японии.

Листая книги Харлампиева о борьбе САМБО, я и сегодня, словами героя фильма скажу: «Хорошая книга… только ошибок много…» Эго авторства личной системы доминирует над смирением ученика традиционной Школы. Не получив прямой передачи от мастера традиционного боевого искусства, адепту потребуются годы, чтобы подобраться к нюансам техники, тактики, психологии, духовной сути реального поединка. Современные спортсмены побеждают не за счёт врождённой одарённости, но школа - это про то, как из обычного человека создать мастера.

Поклон уважения режиссёру Андрею Богатырёву, подарившему нам фильмы «Чай», «Иуда Искариот (2013)», «Красный призрак (2020)». Понравились сцены поединков. Жду новых творческих работ.

 
в луже облако и червяк
в луже
облако
и червяк
 
Слова Путина о Кавказе — за гранью политики.

 

Особенности национальной политики20 декабря 2011 года на совещании по развитию СКФО в Гудермесе премьер-министр Владимир Путин сделал ряд важных заявлений в связи обострившимся в последнее время вопросом о финансировании Кавказских республик. Напомним, что предложение ограничить "чрезмерное" финансирование Кавказа прозвучало в ходе "прямой линии" Путина по центральным каналам. "Давайте задумаемся, что это значит. Это значит, что не нужно вкладывать деньги в развитие республик, в создание новых рабочих мест? Но тогда молодые люди с Северного Кавказа будут еще в большем количестве переезжать в другие, прежде всего, крупные города, со всеми проблемами, которые это рождает", – сказал Путин.
"Что делать тогда? Гнать их? Но куда им деваться? Они будут пополнять бандформирования", – сказал премьер. В конечном итоге, по мнению Путина, все превратится в боевые столкновения. "Будет продолжаться братоубийственная война", – убежден он.
По словам премьера, "звучат и дикие предложения – отделить Кавказ от России". "Если это произойдет, тут же, в эту же секунду, даже не час, а секунду, найдутся те, кто захотят сделать то же самое с другими территориальными образованиями России", – предостерег глава правительства. По его словам, такой сценарий приведет к развалу страны. "Это будет трагедия, которая затронет каждого без исключения гражданина нашей страны", – убежден Путин.
Прокомментировать высказывание премьера по кавказской проблематике мы попросили профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева:
«Давайте забудем пока о текущей политике и скажем, как называются отношения с некими территориями, если этот народ или территория, или страна требует ежегодной дани с соседней страны и народа и при этом угрожает войной, если дань не будет расти с каждым годом? Это что называется единая общность? Это называется единая страна? Нет, в данном случае, речь идёт о том, что Кавказ с России берёт дань. Метод довольно известный, все эти коррумпированные кавказские верхушки, которые сами же прикармливают самых яростных антирусских националистов и террористов, чтобы потом показать на них пальцем федеральным диакон Андрей Кураеввластям и сказать: «вот видите, мы, конечно, сволочи, мы коррупционеры, но если не мы, то вот эти отморозки придут к власти, поэтому давайте нам ещё денег». Это банальный шантаж. А я думаю, что у русского народа может быть своё чувство национального достоинства. Почему нас всё время шантажируют? И если идёт шантаж, то пусть хотя бы общество знает, сколько и за что мы платим, какие этому есть альтернативы, и является ли предложенный вариант, который реализуется сегодня властями, единственно возможным.
Почему мы сразу мыслим крайностями? Или нынешняя феодально-коррупционная непрозрачная система или гражданская война. Неужели нет промежуточных стадий, нет других вариантов?! В любом случае, для нормального разговора с «кавказскими элитами» необходимо, чтобы в запасе у переговорщиков с нашей стороны был вариант жесткого размежевания по варианту Израиля и Палестины, США и Мексики, когда американцы отделяются от мексиканцев стеной. Потому что, чем больше вариантов, тем легче вести переговоры. А если мы с самого начала заявляем «да нет-нет-нет, мы готовы на любые условия, лишь бы эти бородатые деточки не плакали», то это уже за гранью политики.
Не моё дело предлагать варианты развития ситуации на Кавказе, я не в теме, но вариантов всегда должно быть несколько. Однако что касается кавказской политики, любой другой политики, то нас постоянно пытаются запугать. Или, понимаете ли, признание фальсифицированных выборов или гражданская война. Но почему?! Почему надо бояться любого проявления поисков альтернативных решений? Почему выход на мирный митинг сразу означает гражданскую войну? Почему? Если не расстреливать мирные митинги, не будет гражданской войны, здесь ведь очень простая ситуация.
Дело даже не в том, кормить Кавказ или нет, а в том, что это за странная политика заселения русских областей кавказцами. Как Евросоюз стонет от того, что европейское правительство навязывает каждой стране квоту, сколько африканцев вы должны принять в этом году, шведы, датчане и т.д., точно также российское правительство требует от российских областей принимать кавказцев к себе. Калужская область должнап принять в этом году 100 тысяч мигрантов, полмиллиона Москва. Откуда это? И это делается совершенно сознательно и без спроса местного населения.
Поэтому высказывание Путина абсолютно некорректно. Ни Путин, ни Медведев до сих пор не постарались внятно объяснить нам, что в целом происходит в отношении северокавказских народов в России. Где болевые, проблемные точки. Вот есть программа ликвидации безработицы в горных регионах, и кавказцев переселяют сюда. Но на каких основаниях, простите, им дают все права, дают жильё, дают деньги, ничего не требуя взамен? У них нет никаких обязательств! Сколько раз такое было в прошлые века? Выделяют, скажем, черноземные земли для еврейских поселенцев, дают деньги, дают рабочий скот, дают инструмент, с одним условием – пашите землю. Через 5 лет оказывается – деньги взяли, инструмент продали, начали открывать шинки, а с землей не работают. Точно также и здесь.
При этом кавкацы чувствуют себя в русских городах соверешнно безнаказанными. И это понятно, потому что это клановое общество. Собственно говоря, очень архаичное, и первобытнообщинное, в этом смысле. Где клан, там сильнейшее родство, выше любых других обязательств. И поэтому, этот вопрос должен звучать очень жёстко. Хотите жить в русских городах, примите условия жизни русских городов, забудьте про любые другие свои обязательства – религиозные, племенные, семейные. Лояльность России и в широком, и в узком смысле слова должна стать для них главной чертой. Вплоть до принятия дресс-кода, если он какой-то существует формальный или неформальный.
Я не уверен, что власти всего этого не понимают. У меня нет оснований считать их идиотами. Но почему они отказываются от более жесткой политики в отношении Кавказа – это очень интересный вопрос».

20 декабря 2011 года на совещании по развитию СКФО в Гудермесе премьер-министр Владимир Путин сделал ряд важных заявлений в связи обострившимся в последнее время вопросом о финансировании Кавказских республик.

Напомним, что предложение ограничить "чрезмерное" финансирование Кавказа прозвучало в ходе "прямой линии" Путина по центральным каналам. "Давайте задумаемся, что это значит. Это значит, что не нужно вкладывать деньги в развитие республик, в создание новых рабочих мест? Но тогда молодые люди с Северного Кавказа будут еще в большем количестве переезжать в другие, прежде всего, крупные города, со всеми проблемами, которые это рождает", – сказал Путин.

"Что делать тогда? Гнать их? Но куда им деваться? Они будут пополнять бандформирования", – сказал премьер. В конечном итоге, по мнению Путина, все превратится в боевые столкновения. "Будет продолжаться братоубийственная война", – убежден он.

По словам премьера, "звучат и дикие предложения – отделить Кавказ от России". "Если это произойдет, тут же, в эту же секунду, даже не час, а секунду, найдутся те, кто захотят сделать то же самое с другими территориальными образованиями России", – предостерег глава правительства. По его словам, такой сценарий приведет к развалу страны. "Это будет трагедия, которая затронет каждого без исключения гражданина нашей страны", – убежден Путин.

 
Церковь не видит причин для внедрения системы ювенальной юстиции.
«Церковь не видит причин для внедрения системы ювенальной юстиции»
Ювенальная юстиция
Архиерейский Собор 2013 года / 04.02.2013
Архиерейский Собор принял документ о позиции Русской Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции …
Сегодня Архиерейский Собор принял документ о позиции Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции, сообщает Патриархия.ru.
Отмечая, что Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности и призывает чтить родителей, Архиерейский Собор напоминает, что Бог дал власть родителям над своими детьми. «В Священном Писании читаем: "Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями" (Сир. 3:2). Апостол Павел призывает: "Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3:20-21)», - говорится в документе.
Вместе с тем, подчеркивается далее, «Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства». В частности, Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить детей, «даже если это приводит к лишению родительских прав как к самой крайней мере». Но в случае, «если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в религиозном и культурном отношении», говорится в документе.
Вместе с тем Церковь утверждает, что «государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения». При этом действия государственных органов «должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях». «Именно родители должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка. Это является Богом предначертанным правом и обязанностью родителей. Недопустимо, чтобы вмешательство государства в жизнь отдельных семей, которое видится оправданным лишь в исключительных ситуациях, приводило к подрыву института семьи прямым государственным или поощряемым государством общественным регулированием семейных процессов, к ограничению стремления родителей воспитывать детей в традиционных культурных, религиозных, социальных и иных ценностях», - отмечается в документе.
Лучшим способом предупредить возникновение упомянутых проблем и разрешить большинство из них, считают члены Архиерейского Собора, - это «поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, поддержание крепких связей детей и родителей, а также популяризация положительного образа семьи». «В православной пастырской традиции накоплен опыт помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи, - говорится в документе. – Этот опыт мог бы быть в большей степени востребован в современном обществе. Рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, является результатом нравственной дезориентации общества. Необходима жесткая позиция государства по ограничению пропаганды насилия, греховных развлечений, идеологии потребительства, по активизации воспитательной работы совместно с Церковью, СМИ, институтами гражданского общества среди несовершеннолетних с целью формирования духовно-нравственной и патриотической программы развития молодого поколения. При этом следует развивать практику применения к несовершеннолетним правонарушителям наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также реабилитационного подхода, включая социальную адаптацию несовершеннолетних и их ресоциализацию. Существует необходимость изменения системы исполнения наказаний по отношению к несовершеннолетним преступникам, дабы она не приводила к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем».
Современному же подходу ряда стран к ювенальной юстиции свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит библейским основам семейных отношений, «ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других». «Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи, - говорится далее. - Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение».
Поскольку вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви, причем в ряде этих стран «введение системы ювенальной юстиции противоречит основам национального права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства», Архиерейский Собор отмечает, что «Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран». «Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней», - говорится в документе.
«Важно учитывать сложную по своему существу организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут, в первую очередь, сами дети. Церковь напоминает, что в большинстве стран, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, уже существует исторически сложившаяся система правовых актов и органов власти, при которой, с одной стороны, уголовное наказание несовершеннолетним имеет мягкий характер, а с другой – действуют специализированные социальные органы, в том числе органы опеки и попечительства», - отмечается в постановлении. «Впрочем, - отмечается далее, - и данная система нуждается в гражданском контроле, который бы не допускал чрезмерного и необоснованного вмешательства в жизнь семьи».
Поэтому, убеждены архипастыри, «в законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления. При этом следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоя попыткам их девальвации. Все составляющие системы защиты детей должны быть адаптированы к их национальной культуре и традициям. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни».
«Совершенно неприемлема существующая практика изъятия ребенка из семьи под предлогом "недостаточного уровня материального благосостояния". Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, прежде всего за счет средств государственных или муниципальных бюджетов. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей. Такое изъятие базируется, как правило, на расплывчатых или необъективных критериях "низкого уровня развития ребенка", "ненадлежащего воспитания" или "психологического насилия". Поэтому акты национального законодательства должны содержать конкретные нормы, которые регламентировали бы применение крайней меры – изъятия ребенка из семьи, чтобы исключить свободную и, часто, субъективную интерпретацию закона. Кроме того, реальна угроза возникновения ситуации, при которой у детей появятся стимулы подавать в правоохранительные органы жалобы на собственных родителей, то есть, по сути, возможно создание системы доносительства. Упомянутые варианты развития событий опасны тем, что оставляют поле для коррупции и чиновничьего произвола, особенно в случае использования оценочных понятий в нормативных актах, а также разрушают духовно-нравственную сферу ребенка», - говорится в документе.
Также, убеждены архиереи, должна быть исключена и возможность радикальной передачи властных полномочий в сфере защиты семьи негосударственным организациям, «поскольку они не должны подменять государство в осуществлении его законных полномочий».
«Существуют основанные на обстоятельствах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для насаждения нерелигиозного мировоззрения и для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, соблюдению постов и других религиозных предписаний, - подчеркивается далее. – Церковь категорически заявляет о неприемлемости такого подхода. Примечательно, что согласно статье 5 Конвенции о правах ребенка государство должно уважать права общины, в которой воспитывался ребенок, и, согласно статье 20, соблюдать религиозную преемственность в случае необходимости помещения ребенка в приемную семью. Таким образом, при решении, с кем будет проживать ребенок, органам опеки следовало бы учитывать желание не только ближайших родственников, но и крестных родителей стать опекунами ребенка, поскольку они были избраны родителями для воспитания их детей и восприемниками в соответствии с традициями Русской Православной Церкви».
Церковь полагает, что любые законопроекты и административные меры в сфере семейных отношений должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов. При этом «видится полезным участие духовенства и церковной общественности в дискуссиях по вопросам защиты прав родителей и детей во всех государствах на канонической территории Русской Православной Церкви. В частности, необходимо отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и стиля одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию общения с лицами противоположного пола и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред их духовному, нравственному или телесному здоровью».
В случаях же нарушений прав родителей на воспитание детей и неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, Освященный Архиерейский Собор призывает православных христиан обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения – в Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства. При этом признается необходимым создание региональных церковных комиссий по вопросам семьи и защиты материнства на епархиальном и, где это представляется возможным, – на благочиннических уровнях. «Видится возможной и поддержка Церковью родительских комитетов и других общественных объединений, защищающих права родителей на воспитание детей. Важно в рамках диалога с государством выработать механизм присутствия представителей духовенства от епархий и благочиний на постоянной основе как наблюдателей, консультантов или экспертов в государственных органах опеки на всех региональных уровнях. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед органами государственной власти. Освященный Собор выражает надежду, что успешное разрешение описанных проблем поможет укреплению семьи и в целом достижению лучшей жизни наших сограждан», - говорится в принятом документе.

Ювенальная юстиция. Архиерейский Собор 2013 года  04.02.2013

Сегодня Архиерейский Собор принял документ о позиции Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции.

Отмечая, что Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности и призывает чтить родителей, Архиерейский Собор напоминает, что Бог дал власть родителям над своими детьми. «В Священном Писании читаем:

"Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями" (Сир. 3:2).

Апостол Павел призывает: "Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3:20-21)».

Вместе с тем, подчеркивается далее, «Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства». В частности, Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить детей, «даже если это приводит к лишению родительских прав как к самой крайней мере». Но в случае, «если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в религиозном и культурном отношении», говорится в документе. 

Вместе с тем Церковь утверждает, что «государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения». При этом действия государственных органов «должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях». «Именно родители должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка. Это является Богом предначертанным правом и обязанностью родителей. Недопустимо, чтобы вмешательство государства в жизнь отдельных семей, которое видится оправданным лишь в исключительных ситуациях, приводило к подрыву института семьи прямым государственным или поощряемым государством общественным регулированием семейных процессов, к ограничению стремления родителей воспитывать детей в традиционных культурных, религиозных, социальных и иных ценностях», - отмечается в документе

Лучшим способом предупредить возникновение упомянутых проблем и разрешить большинство из них, считают члены Архиерейского Собора, - это «поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, поддержание крепких связей детей и родителей, а также популяризация положительного образа семьи». «В православной пастырской традиции накоплен опыт помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи, - говорится в документе. – Этот опыт мог бы быть в большей степени востребован в современном обществе. Рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, является результатом нравственной дезориентации общества. Необходима жесткая позиция государства по ограничению пропаганды насилия, греховных развлечений, идеологии потребительства, по активизации воспитательной работы совместно с Церковью, СМИ, институтами гражданского общества среди несовершеннолетних с целью формирования духовно-нравственной и патриотической программы развития молодого поколения. При этом следует развивать практику применения к несовершеннолетним правонарушителям наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также реабилитационного подхода, включая социальную адаптацию несовершеннолетних и их ресоциализацию. Существует необходимость изменения системы исполнения наказаний по отношению к несовершеннолетним преступникам, дабы она не приводила к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем». 

Современному же подходу ряда стран к ювенальной юстиции свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит библейским основам семейных отношений, «ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других».

«Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение»

Поскольку вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви, причем в ряде этих стран «введение системы ювенальной юстиции противоречит основам национального права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства», Архиерейский Собор отмечает, что «Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран».

«Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней». 

«Важно учитывать сложную по своему существу организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут, в первую очередь, сами дети. Церковь напоминает, что в большинстве стран, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, уже существует исторически сложившаяся система правовых актов и органов власти, при которой, с одной стороны, уголовное наказание несовершеннолетним имеет мягкий характер, а с другой – действуют специализированные социальные органы, в том числе органы опеки и попечительства», - отмечается в постановлении. «Впрочем, - отмечается далее, - и данная система нуждается в гражданском контроле, который бы не допускал чрезмерного и необоснованного вмешательства в жизнь семьи». 

Поэтому, убеждены архипастыри, «в законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления. При этом следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоя попыткам их девальвации. Все составляющие системы защиты детей должны быть адаптированы к их национальной культуре и традициям. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни». 

«Совершенно неприемлема существующая практика изъятия ребенка из семьи под предлогом "недостаточного уровня материального благосостояния". Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, прежде всего за счет средств государственных или муниципальных бюджетов. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей. Такое изъятие базируется, как правило, на расплывчатых или необъективных критериях "низкого уровня развития ребенка", "ненадлежащего воспитания" или "психологического насилия". Поэтому акты национального законодательства должны содержать конкретные нормы, которые регламентировали бы применение крайней меры – изъятия ребенка из семьи, чтобы исключить свободную и, часто, субъективную интерпретацию закона. Кроме того, реальна угроза возникновения ситуации, при которой у детей появятся стимулы подавать в правоохранительные органы жалобы на собственных родителей, то есть, по сути, возможно создание системы доносительства. Упомянутые варианты развития событий опасны тем, что оставляют поле для коррупции и чиновничьего произвола, особенно в случае использования оценочных понятий в нормативных актах, а также разрушают духовно-нравственную сферу ребенка». 

Также, убеждены архиереи, должна быть исключена и возможность радикальной передачи властных полномочий в сфере защиты семьи негосударственным организациям, «поскольку они не должны подменять государство в осуществлении его законных полномочий». 

«Существуют основанные на обстоятельствах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для насаждения нерелигиозного мировоззрения и для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, соблюдению постов и других религиозных предписаний, - подчеркивается далее. – Церковь категорически заявляет о неприемлемости такого подхода. Примечательно, что согласно статье 5 Конвенции о правах ребенка государство должно уважать права общины, в которой воспитывался ребенок, и, согласно статье 20, соблюдать религиозную преемственность в случае необходимости помещения ребенка в приемную семью. Таким образом, при решении, с кем будет проживать ребенок, органам опеки следовало бы учитывать желание не только ближайших родственников, но и крестных родителей стать опекунами ребенка, поскольку они были избраны родителями для воспитания их детей и восприемниками в соответствии с традициями Русской Православной Церкви». 

Церковь полагает, что любые законопроекты и административные меры в сфере семейных отношений должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов. При этом «видится полезным участие духовенства и церковной общественности в дискуссиях по вопросам защиты прав родителей и детей во всех государствах на канонической территории Русской Православной Церкви. В частности, необходимо отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и стиля одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию общения с лицами противоположного пола и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред их духовному, нравственному или телесному здоровью». 

В случаях же нарушений прав родителей на воспитание детей и неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, Освященный Архиерейский Собор призывает православных христиан обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения – в Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства. При этом признается необходимым создание региональных церковных комиссий по вопросам семьи и защиты материнства на епархиальном и, где это представляется возможным, – на благочиннических уровнях.

«Видится возможной и поддержка Церковью родительских комитетов и других общественных объединений, защищающих права родителей на воспитание детей. Важно в рамках диалога с государством выработать механизм присутствия представителей духовенства от епархий и благочиний на постоянной основе как наблюдателей, консультантов или экспертов в государственных органах опеки на всех региональных уровнях. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед органами государственной власти. Освященный Собор выражает надежду, что успешное разрешение описанных проблем поможет укреплению семьи и в целом достижению лучшей жизни наших сограждан»/

 
<< Первая < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > Последняя >>

Страница 31 из 269
Рейтинг@Mail.ru