akidom, айкидом - федерация айкидо ставропольского края. Айкидо Ставрополь

Академия Айкидо Ставропольского края
9 известных фраз, которые вырваны из контекста и на самом деле означают совсем другое.
9 известных фраз, которые вырваны из контекста и на самом деле означают совсем другое
02.08.2016
Нравится
Добавить в избранное
Поделиться
Эти фразы все мы хорошо знаем и постоянно употребляем в повседневной речи. Но всегда ли любимые нами цитаты означали то же, что и сейчас? Вот несколько примеров того, как сильно может исказиться смысл высказывания, если вовремя не свериться с первоисточником.
О мёртвых либо хорошо, либо ничего
phrase-1.png
«О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды», — изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты (VI в. до н. э.), приведенное историком Диогеном Лаэртским (III в. н. э.) в его сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов».
Любви все возрасты покорны
Любви все возрасты покорны
Цитата из «Евгения Онегина», которую часто используют, объясняя пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте. Однако стоит прочитать строфу целиком, становится понятно, что Александр Сергеевич имел в виду совсем не то:
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Век живи — век учись
phrase-3.jpg
Очень известная фраза, которую можно услышать буквально от каждого учителя и которую любят приводить как аргумент для обоснования важности изучения того или иного предмета, на самом же деле неполна и часто ошибочно приписывается Ленину.
Автор оригинальной фразы — Луций Анней Сенека, и звучит она так: «Век живи — век учись тому, как следует жить».
Народ безмолвствует
Народ безмолвствует
Знаменитое «народ безмолвствует» принято считать образом молчаливой покорности русского народа, готового принять любое решение власти и вообще любую власть. Однако у Пушкина — ровно наоборот. Поэма заканчивается тем, что после кровавой расправы над Годуновыми народу представляют нового царя.
«МОСАЛЬСКИЙ: Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы.
Народ в ужасе молчит.
МОСАЛЬСКИЙ: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует».
Цель оправдывает средства
phrase-5.jpg
Полный вариант фразы, автором которой является основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».
Истина в вине
Истина – в вине
Знаменитое высказывание Плиния Старшего «Истина в вине». На самом деле, у фразы есть продолжение «а здоровье в воде». В оригинале «In vino veritas, in aqua sanitas».
Жизнь коротка, искусство вечно
phrase-7.jpg
Фраза «Ars longa, vita brevis» в русском языке еще дальше ушла от оригинала, чем в латинском переводе, и понимается теперь как что-то вроде «рукописи не горят». На самом деле изначально это цитата из Гиппократа: «жизнь коротка, путь искусств долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно». То есть, просто-напросто рассуждение о сложности медицины, для изучения которой всей жизни не хватит. В оригинале, вместо слова Ars («искусство») стоит греческое слово τέχνη, которое необязательно «искусство», но с тем же успехом «ремесло» или «умение».
Религия есть опиум для людей
Религия – опиум
Фраза, популярная у атеистов, тоже вырвана из контекста. Карл Маркс писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!» То есть религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе.
Исключение подтверждает правило
phrase-9.jpg
Эту фразу, которая очевидно нелогична, применяют совершенно неверно. Выражение это образовалась как парафраз из речи Цицерона в защиту Луция Корнелия Бальба старшего. Обвиняли его в том, будто бы он получил римское гражданство незаконно. Дело слушалось в 56 г. до н. э.
Бальб был уроженцем Гадеса (совр. название Кадис), служил под началом Помпея, с которым сошелся и был дружен; Помпей и был спонсором его гражданства. Подоплека обвинения была, как и в большинстве тогдашних громких дел, политической. Хоть сам Бальб был активен политически, но удар, безусловно, направлялся на триумвиров Первого триумвирата (Цезаря, Красса и Помпея).
В защиту Бальба выступали не только Цицерон, но и Помпей и Красс. Дело было выиграно. В своей речи Цицерон приводит такой аргумент. В некоторых межгосударственных соглашениях о взаимном признании Рима с соседними странами был пункт, явно исключающий двойное гражданство: жители тех стран не могли стать римскими гражданами, не отказавшись сперва от своего. Гражданство Бальба было двойным; это и была формальная сторона обвинения. Цицерон говорит, что, поскольку в некоторых соглашениях такое исключение есть, то те соглашения, в которых его нет, подчиняются противоположному правилу, а именно позволяют двойное гражданство. Иными словами, если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило явно никогда не формулировалось. Таким образом, существование исключений подтверждает существование правила, из которого эти исключения делаются.
Не исключения подтверждают правило, а существование исключений подтверждает существование правила! 

Эти фразы все мы хорошо знаем и постоянно употребляем в повседневной речи. Но всегда ли любимые нами цитаты означали то же, что и сейчас? Вот несколько примеров того, как сильно может исказиться смысл высказывания, если вовремя не свериться с первоисточником.

О мёртвых либо хорошо, либо ничего

«О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды», — изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты (VI в. до н. э.), приведенное историком Диогеном Лаэртским (III в. н. э.) в его сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов».

Любви все возрасты покорны

Цитата из «Евгения Онегина», которую часто используют, объясняя пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте. Однако стоит прочитать строфу целиком, становится понятно, что Александр Сергеевич имел в виду совсем не то:

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Её порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют

И жизнь могущая дает 

И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет, 

Печален страсти мертвой след: 

Так бури осени холодной

В болото обращают луг 

И обнажают лес вокруг.

Век живи — век учись

Очень известная фраза, которую можно услышать буквально от каждого учителя и которую любят приводить как аргумент для обоснования важности изучения того или иного предмета, на самом же деле неполна и часто ошибочно приписывается Ленину. Автор оригинальной фразы — Луций Анней Сенека, и звучит она так: «Век живи — век учись тому, как следует жить».

Народ безмолвствует

Знаменитое «народ безмолвствует» принято считать образом молчаливой покорности русского народа, готового принять любое решение власти и вообще любую власть. Однако у Пушкина — ровно наоборот. Поэма заканчивается тем, что после кровавой расправы над Годуновыми народу представляют нового царя.
«МОСАЛЬСКИЙ: Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы.
Народ в ужасе молчит.
МОСАЛЬСКИЙ: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует».

Цель оправдывает средства

Полный вариант фразы, автором которой является основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».

Истина в вине

Знаменитое высказывание Плиния Старшего «Истина в вине». На самом деле, у фразы есть продолжение «а здоровье в воде». В оригинале «In vino veritas, in aqua sanitas».

Жизнь коротка, искусство вечно

Фраза «Ars longa, vita brevis» в русском языке еще дальше ушла от оригинала, чем в латинском переводе, и понимается теперь как что-то вроде «рукописи не горят». На самом деле изначально это цитата из Гиппократа: «жизнь коротка, путь искусств долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно». То есть, просто-напросто рассуждение о сложности медицины, для изучения которой всей жизни не хватит. В оригинале, вместо слова Ars («искусство») стоит греческое слово τέχνη, которое необязательно «искусство», но с тем же успехом «ремесло» или «умение».

Религия есть опиум для людей

Фраза, популярная у атеистов, тоже вырвана из контекста. Карл Маркс писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!» То есть религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе.

Исключение подтверждает правило

Эту фразу, которая очевидно нелогична, применяют совершенно неверно. Выражение это образовалась как парафраз из речи Цицерона в защиту Луция Корнелия Бальба старшего. Обвиняли его в том, будто бы он получил римское гражданство незаконно. Дело слушалось в 56 г. до н. э. Бальб был уроженцем Гадеса (совр. название Кадис), служил под началом Помпея, с которым сошелся и был дружен; Помпей и был спонсором его гражданства. Подоплека обвинения была, как и в большинстве тогдашних громких дел, политической. Хоть сам Бальб был активен политически, но удар, безусловно, направлялся на триумвиров Первого триумвирата (Цезаря, Красса и Помпея).

В защиту Бальба выступали не только Цицерон, но и Помпей и Красс. Дело было выиграно. В своей речи Цицерон приводит такой аргумент. В некоторых межгосударственных соглашениях о взаимном признании Рима с соседними странами был пункт, явно исключающий двойное гражданство: жители тех стран не могли стать римскими гражданами, не отказавшись сперва от своего. Гражданство Бальба было двойным; это и была формальная сторона обвинения. Цицерон говорит, что, поскольку в некоторых соглашениях такое исключение есть, то те соглашения, в которых его нет, подчиняются противоположному правилу, а именно позволяют двойное гражданство. Иными словами, если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило явно никогда не формулировалось. Таким образом, существование исключений подтверждает существование правила, из которого эти исключения делаются.
Не исключения подтверждают правило, а существование исключений подтверждает существование правила!

 
Кто тянет всходы, рискует остаться без урожая
Путь к цели важнее самой цели
 
Что такое "рейги"?
Что такое рейги?
Рейги чаще всего переводится как «этикет» или «протокол». Для непосвященного наблюдателя рейги представляется набором действий, часто сопровождаемых словами, не имеющими очевидной связи с первоначальной целью, которую он преследует. Самый простой и очевидный элемент рейги – это омотэ, или то, что лежит на поверхности. Однако настоящее рейги только частично связано с омотэ. Рейги – это переплетение омотэ и ура – того, что недоступно обычному взгляду. Рейги не столько демонстрируют, сколько испытывают. В своей высшей форме оно представляет собой тесное слияние ума, тела и духа. Его сущность лежит в самой глубине нашей души и часто не поддается описанию.
В глазах человека западного типа мышления рейги в будо сначала кажется чем-то забавным, но для того, чтобы понять все его значение, требуется взгляд более глубокий. Многие люди спрашивают: «Какое отношение имеет этот ритуал к обучению сражаться?». Мой ответ таков: «Рейги для этого — все». Главная цель рейги в будо – привести разум в такое состояние, которое позволит учиться более эффективно. Но нужно помнить, что это – лишь начало. Если рейги правильно перенести в знакомую западную среду, оно становится настоящей альфой и омегой обучения. Настоящие японские воинские искусства остаются верными своим корням и неотделимы от рейги. Будо всегда должно начинаться и заканчиваться рейги, потому что без него будо не будет настоящим будо.
Цель рейги.
Во время обучения рейги преследует важные цели, которые по мере продвижения становятся все более глубокими. Рейги – неотъемлемая часть сюгё, или аскетической перестройки разума. Рейги используется для того, чтобы проверить готовность ученика разрушить свое эго. В качестве такового оно становится фундаментом, на котором закаляется душа воина. Но, разумеется, мы не разрушаем эго ученика. Вместо этого мы выплавляем и полируем его эго, подвергая его лишениям, бросая ему вызов и заставляя его размышлять. Через какое-то время, продемонстрировав свое желание принять вызов с открытым сердцем, он официально становится деси, или учеником. В додзё Такамура школы Синдо Ёсин Рю он подтверждает свою готовность, давая официальную «клятву на крови» — кеппон-сё.
Принятие или отказ от должного рейги позволяет выявить преданность ученика или его неверное отношение к учителю. Ученик, который постоянно ставит рейги под сомнение или не полностью следует ему не подходит для продолжения тренировок, потому что он всегда считает собственные мнения и желания более важными, чем цели школы. Ослепленный и поглощенный собой, ученик, не уважающий рейги, не способен принять тот факт, что его ответственность официального деси перед школой и другими людьми гораздо выше, чем перед самим собой.
Следуя рейги официальный деси получает очень важные уроки. Опыт, который накапливает деси, следуя рейги, и освоение техники школы сливаются в нечто единое. Это слияние перестраивает душу. Повышение чувствительности, которое достигается благодаря сюгё, позволяет деси заглянуть в глубину собственного сердца так, как он не умел раньше. Для многих это становится чем-то вроде крещения. Ответственность перед школой, перед старшими учениками и в целом перед человечеством становится для него важнее его собственных желаний. Таким образом, шаг за шагом на первое место выходит благожелательное и мудрое отношение к миру. Абстрактные идеи о жизни и смерти замещаются естественным опытом, через который прошел ученик. Впервые проявляет себя трансцендентальный мир духа. В течение многих лет медленного продвижения ученик становится единым и с этим миром, и с миром, в котором пребывают души наших предшественников. Без такой чувствительности и четкого осознавания своего истинного места в мире специалист в воинских искусствах может сбиться с пути и выработать неверную мораль, которая оправдывает самовосхваление и насилие. Мудрость, полученная через следование должному рейги, становится защитой, данной нам ками, или богами, против зла, с которым человечество бьется на протяжении поколений. Это зло есть насилие — проклятие нашего человеческого существования.
Что такое ложное рейги?
Иногда меня спрашивают, меняется ли рейги. Разумеется, да, но очень незначительно и с большим трудом. Универсальной истиной является то, что все вещи должны занимать свои собственные места. Рейги не существует само по себе или для себя. Оно – выражение цели, ради которой было создано. Если рейги не отвечает этим целям или перестает ясно говорить о них, оно становится ненужным. Но изменение только ради изменения сопряжено с риском. Рейги должно оставаться верным своей цели являть божественный дар ради блага всего человечества.
Я приведу пример изменения рейги, которое считаю правомерным. Это изменение было введено в наших западных организациях, чтобы избежать языкового конфликта. В Японии к учителю всегда обращаются «сенсей». На татами или за его пределами он всегда остается «сенсеем». Но если на Западе мы будем постоянно и прилюдно называть своего учителя «сенсей», это покажется многим наигранным и произведет на тех, кто не знаком с особенностями употребления этого термина в Японии, неверное впечатление. Эту проблему обостряет тенденция многих людей на Западе чрезмерно подчеркивать в рейги часть омотэ. К этому чрезмерному подчеркиванию и неверному пониманию термина приводит постоянное обращение к учителю «сенсей» при посторонних людях. Как следствие неправильного понимания часто возникает ложное рейги. Для того, чтобы такого не происходило, я прошу своих учеников использовать японскую терминологию только в додзё или при личных встречах. В обществе я предпочитаю, чтобы меня называли «сэр». На Западе это является более приемлемой формой рейги, ее легко понимают и в обществе к ней нормально относятся. Это, конечно, является отклонением от строгого рейги, которое практикуется в большинстве видов воинских искусств в Японии, однако это отклонение – не прихоть и не случайность, поскольку имеет достаточно важную причину.
Другой пример неверного или ложного рейги – употребление слова сихан (мастер- инструктор). В некоторых кругах на Западе, связанных с воинскими искусствами, сиханы множатся, как кролики. Значение этого термина понимается совершенно неверно и извращается. Повсюду появляются так называемые «мастера»! Мне даже приходилось видеть, как некто рекламировал себя в качестве «Дай-сихан». Как я смеялся над этой нелепостью! Видимо, в своем невежестве он полагал, что «Дай-сихан» обозначает «Большой Мастер» — во всяком случае, это можно легко предположить. Я ожидаю, что скоро мы увидим «Великих Больших Мастеров», или «Дай Дай Сихан».
В худшем случае рейги не просто неправильно понимают, но намеренно извращают. Извращенного этикета требуют инструктора невысокого уровня, чтобы создать впечатление своей высокой значимости и мастерства, которые на самом деле отсутствуют. Для тех, кто понимает, что такое настоящее будо, нелепость такого самовозвеличивания слишком очевидна. Но для обычных людей, не знакомых с рейги истинного будо, фальшивый этикет способен разрушить правильное представление о подлинном боевом искусстве.
Такие специфические термины будо, как сихан, не могут быть правильно переведены на западные языки из-за отсутствия точного эквивалента. При переводе термина сихан, то передается смысл омотэ без ура; в слове «мастер» западного языка концепция ура отсутствует. Составляющая ура при переводе теряется, а ее отсутствие ведет к возникновению ложного рейги.
Чрезмерное подчеркивание рейги.
Другая ловушка, связанная с рейги, свидетельствует о необходимости соблюдать его в должном виде. Однажды один американский любитель боевых искусств, известный тем, что держал себя «очень по-японски», сказал, что для того, чтобы быть правильным, мое рейги черезчур свободно и неформально. Для меня и нескольких моих друзей это стало источником бесконечного изумления. Я всегда повторяю тем, у кого преподаю, что хотя рейги важно проявлять и внешним образом, на физическом уровне, оно является прежде всего внутренним ощущением. Выраженное правильно, рейги очень естественно и становится как бы выражением второй натуры. Правильное рейги – это всегда медитация в движении. В додзё упомянутого инструктора я наблюдал рейги, которое приняло вид такого высокопарного и всеподавляющего омотэ, что там просто не оставалось места для ура. А там, где нет ура, нет правильного будо. Этот инструктор придал рейги такое значение, которое превратило его додзе не в додзё для будо, а в додзё для рейги. Совсем недавно я видел такое и в Японии, так что это явление не ограничивается пределами только моей страны.
Противоположную картину тоже можно наблюдать – но обычно лишь в Японии. В этом случае рейги становится чем-то вроде механического упражнения, совершенно безразличным и лишенным духовного измерения и смысла, не содержащим ни должного омотэ, ни ура. Оно становится даже не оболочкой – он превращается в ничто.
Несмотря на значение, которое имеет рейги, необходимо еще раз подчеркнуть, что рейги не существует только само для себя. Оно имеет важную и совершенно конкретную функцию, и функция эта заключается в том, чтобы помочь тренировать тело и дух так, как того требует будо. Рейги напоминает нам о нашем божественном происхождении и о нашей ответственности перед теми, кто передает нам будо. Но рейги не является идолом. Недооценка или переоценка рейги калечит душу додзё и, следовательно, души его учеников. Универсальная истина заключается в том, чтобы между всеми вещами был найден баланс. Баланс ума и тела. Баланс статики и движения. Баланс ментального и физического. Баланс – эта та величайшая правда, к которой каждый день стремятся люди, занимающиеся истинным будо. Рейги может стать бесценным средством научиться равновесию и гармонии духа, но его же можно применять неправильно или вообще им пренебрегать. Если в будо нет правильного рейги, оно превращается в корабль, дрейфующий в шторм без руля и цели.

Рейги чаще всего переводится как «этикет» или «протокол». Для непосвященного наблюдателя рейги представляется набором действий, часто сопровождаемых словами, не имеющими очевидной связи с первоначальной целью, которую он преследует.

Самый простой и очевидный элемент рейги – это омотэ, или то, что лежит на поверхности. Однако настоящее рейги только частично связано с омотэ. Рейги – это переплетение омотэ и ура – того, что недоступно обычному взгляду. Рейги не столько демонстрируют, сколько испытывают. В своей высшей форме оно представляет собой тесное слияние ума, тела и духа. Его сущность лежит в самой глубине нашей души и часто не поддается описанию.

В глазах человека западного типа мышления рейги в будо сначала кажется чем-то забавным, но для того, чтобы понять все его значение, требуется взгляд более глубокий. Многие люди спрашивают: «Какое отношение имеет этот ритуал к обучению сражаться?». Мой ответ таков: «Рейги для этого — все». Главная цель рейги в будо – привести разум в такое состояние, которое позволит учиться более эффективно. Но нужно помнить, что это – лишь начало. Если рейги правильно перенести в знакомую западную среду, оно становится настоящей альфой и омегой обучения. Настоящие японские воинские искусства остаются верными своим корням и неотделимы от рейги. Будо всегда должно начинаться и заканчиваться рейги, потому что без него будо не будет настоящим будо.

Цель рейги.

Во время обучения рейги преследует важные цели, которые по мере продвижения становятся все более глубокими. Рейги – неотъемлемая часть сюгё, или аскетической перестройки разума. Рейги используется для того, чтобы проверить готовность ученика разрушить свое эго. В качестве такового оно становится фундаментом, на котором закаляется душа воина. Но, разумеется, мы не разрушаем эго ученика. Вместо этого мы выплавляем и полируем его эго, подвергая его лишениям, бросая ему вызов и заставляя его размышлять. Через какое-то время, продемонстрировав свое желание принять вызов с открытым сердцем, он официально становится деси, или учеником.

Принятие или отказ от должного рейги позволяет выявить преданность ученика или его неверное отношение к учителю. Ученик, который постоянно ставит рейги под сомнение или не полностью следует ему не подходит для продолжения тренировок, потому что он всегда считает собственные мнения и желания более важными, чем цели школы.

Ослепленный и поглощенный собой, ученик, не уважающий рейги, не способен принять тот факт, что его ответственность официального деси перед школой и другими людьми гораздо выше, чем перед самим собой.

Следуя рейги официальный деси получает очень важные уроки. Опыт, который накапливает деси, следуя рейги, и освоение техники школы сливаются в нечто единое. Это слияние перестраивает душу. Повышение чувствительности, которое достигается благодаря сюгё, позволяет деси заглянуть в глубину собственного сердца так, как он не умел раньше. Для многих это становится чем-то вроде крещения. Ответственность перед школой, перед старшими учениками и в целом перед человечеством становится для него важнее его собственных желаний.

Таким образом, шаг за шагом на первое место выходит благожелательное и мудрое отношение к миру. Абстрактные идеи о жизни и смерти замещаются естественным опытом, через который прошел ученик. Впервые проявляет себя трансцендентальный мир духа. В течение многих лет медленного продвижения ученик становится единым и с этим миром, и с миром, в котором пребывают души наших предшественников. Без такой чувствительности и четкого осознавания своего истинного места в мире специалист в воинских искусствах может сбиться с пути и выработать неверную мораль, которая оправдывает самовосхваление и насилие.

Мудрость, полученная через следование должному рейги, становится защитой, данной нам богами, против зла, с которым человечество бьется на протяжении поколений. Это зло есть насилие — проклятие нашего человеческого существования.

Что такое ложное рейги?

Иногда меня спрашивают, меняется ли рейги. Разумеется, да, но очень незначительно и с большим трудом. Универсальной истиной является то, что все вещи должны занимать свои собственные места. Рейги не существует само по себе или для себя. Оно – выражение цели, ради которой было создано. Если рейги не отвечает этим целям или перестает ясно говорить о них, оно становится ненужным. Но изменение только ради изменения сопряжено с риском.

Рейги должно оставаться верным своей цели являть божественный дар ради блага всего человечества.

Я приведу пример изменения рейги, которое считаю правомерным. Это изменение было введено в наших западных организациях, чтобы избежать языкового конфликта. В Японии к учителю всегда обращаются «сенсей». На татами или за его пределами он всегда остается «сенсеем». Но если на Западе мы будем постоянно и прилюдно называть своего учителя «сенсей», это покажется многим наигранным и произведет на тех, кто не знаком с особенностями употребления этого термина в Японии, неверное впечатление. Эту проблему обостряет тенденция многих людей на Западе чрезмерно подчеркивать в рейги часть омотэ. К этому чрезмерному подчеркиванию и неверному пониманию термина приводит постоянное обращение к учителю «сенсей» при посторонних людях. Как следствие неправильного понимания часто возникает ложное рейги. Для того, чтобы такого не происходило, я прошу своих учеников использовать японскую терминологию только в додзё или при личных встречах. В обществе я предпочитаю, чтобы меня называли «сэр». На Западе это является более приемлемой формой рейги, ее легко понимают и в обществе к ней нормально относятся. Это, конечно, является отклонением от строгого рейги, которое практикуется в большинстве видов воинских искусств в Японии, однако это отклонение – не прихоть и не случайность, поскольку имеет достаточно важную причину.

Другой пример неверного или ложного рейги – употребление слова сихан (мастер- инструктор). В некоторых кругах на Западе, связанных с воинскими искусствами, сиханы множатся, как кролики. Значение этого термина понимается совершенно неверно и извращается. Повсюду появляются так называемые «мастера»! Мне даже приходилось видеть, как некто рекламировал себя в качестве «Дай-сихан». Как я смеялся над этой нелепостью! Видимо, в своем невежестве он полагал, что «Дай-сихан» обозначает «Большой Мастер» — во всяком случае, это можно легко предположить. Я ожидаю, что скоро мы увидим «Великих Больших Мастеров», или «Дай Дай Сихан».

В худшем случае рейги не просто неправильно понимают, но намеренно извращают. Извращенного этикета требуют инструктора невысокого уровня, чтобы создать впечатление своей высокой значимости и мастерства, которые на самом деле отсутствуют. Для тех, кто понимает, что такое настоящее будо, нелепость такого самовозвеличивания слишком очевидна. Но для обычных людей, не знакомых с рейги истинного будо, фальшивый этикет способен разрушить правильное представление о подлинном боевом искусстве.

Такие специфические термины будо, как сихан, не могут быть правильно переведены на западные языки из-за отсутствия точного эквивалента. При переводе термина сихан, то передается смысл омотэ без ура; в слове «мастер» западного языка концепция ура отсутствует. Составляющая ура при переводе теряется, а ее отсутствие ведет к возникновению ложного рейги.

Чрезмерное подчеркивание рейги.

Другая ловушка, связанная с рейги, свидетельствует о необходимости соблюдать его в должном виде. Однажды один американский любитель боевых искусств, известный тем, что держал себя «очень по-японски», сказал, что для того, чтобы быть правильным, мое рейги черезчур свободно и неформально. Для меня и нескольких моих друзей это стало источником бесконечного изумления. Я всегда повторяю тем, у кого преподаю, что хотя рейги важно проявлять и внешним образом, на физическом уровне, оно является прежде всего внутренним ощущением. Выраженное правильно, рейги очень естественно и становится как бы выражением второй натуры.

Правильное рейги – это всегда медитация в движении. В додзё упомянутого инструктора я наблюдал рейги, которое приняло вид такого высокопарного и всеподавляющего омотэ, что там просто не оставалось места для ура. А там, где нет ура, нет правильного будо. Этот инструктор придал рейги такое значение, которое превратило его додзе не в додзё для будо, а в додзё для рейги. Совсем недавно я видел такое и в Японии, так что это явление не ограничивается пределами только моей страны.

Противоположную картину тоже можно наблюдать – но обычно лишь в Японии. В этом случае рейги становится чем-то вроде механического упражнения, совершенно безразличным и лишенным духовного измерения и смысла, не содержащим ни должного омотэ, ни ура. Оно становится даже не оболочкой – он превращается в ничто.

Несмотря на значение, которое имеет рейги, необходимо еще раз подчеркнуть, что рейги не существует только само для себя. Оно имеет важную и совершенно конкретную функцию, и функция эта заключается в том, чтобы помочь тренировать тело и дух так, как того требует будо.

Рейги напоминает нам о нашем божественном происхождении и о нашей ответственности перед теми, кто передает нам будо. Но рейги не является идолом. Недооценка или переоценка рейги калечит душу додзё и, следовательно, души его учеников. Универсальная истина заключается в том, чтобы между всеми вещами был найден баланс. Баланс ума и тела. Баланс статики и движения. Баланс ментального и физического. Баланс – эта та величайшая правда, к которой каждый день стремятся люди, занимающиеся истинным будо. Рейги может стать бесценным средством научиться равновесию и гармонии духа, но его же можно применять неправильно или вообще им пренебрегать. Если в будо нет правильного рейги, оно превращается в корабль, дрейфующий в шторм без руля и цели.

http://www.aikidojournal.com

 
Поздравляю мастеров ставропольской краевой федерации айкидо

Мастера ставропольского края по айкидо в Ставрополе

Поздравляю мастеров ставропольской краевой федерации айкидо, достойно сдавших квалификационный экзамен с 1-го по 4-й дан!

На пределе физических и моральных сил вы показали хороший уровень физической, технической, психологической подготовки, доказав утверждение: «Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — придумывает оправдания».

Ваш успех – результат ежедневного выполнения простых и правильных действий.

Всем, кто ушёл – желаю счастливого пути. Соратникам, кто остаётся рядом со мной и продолжается трудиться – уважаю, ценю, благодарю!

Видео дайджест тренировок по айкидо в Ставрополе с оружием.

 
Ритуальные хороводы.

Ритуальные хороводы с пением возникли в древности как попытка людей магически воздействовать на природу, полную опасностей и увлекательных тайн.

Это с одной стороны, а с другой… Вместе с развитием искусства движений (танцевальных, ритуальных, церемониальных) и голоса (пение, молитвы, заклинания, риторика) гармонично развивались интеллект и душа.

В телевизионных передачах из Чечни во время первой чеченской войны (1994-1996 гг.) зрители нередко видели странные мужские хороводы. Усатые люди в папахах бегут друг за другом, что-то гортанно поют. За кругом - толпа.

Хороводы у всех народов, и у чеченцев - это ритуальные действия для психической и физической зарядки или, наоборот, для разрядки, для отдыха.

У некоторых чеченских родов боевой общинный хоровод стал исламским молитвенным обрядом - зикром.

История Зикра

Среди мусульман России чеченцы и ингуши последними приняли ислам, в XVI-XVII веках. Это на 800 лет позднее волжских татар, на 600 лет позднее башкир. И даже соседи чеченцев на Северном Кавказе кабардинцы, балкарцы, черкесы приняли мусульманство на 300 лет раньше чеченцев и ингушей. Почему?

Есть разные мнения. Известный исследователь народов Кавказа Леонтович писал, что малочисленные (до XVI-го века) вайнахи (сейчас это чеченцы и ингуши) жили в недоступных горах и мало привлекали исламских проповедников. Есть иное мнение: чеченцы и ингуши с их особым стремлением к самостоятельности упорно сохраняли свое христианство. И сейчас в горах Чечни с великим почтением относятся к могилам древних предков, отмеченных каменными крестами.

Многие историки полагают, что война с Россией способствовала укоренению мусульманства в Чечне. Ислам сплачивал разрозненные роды, его воинственные проповедники превращали этническое свободолюбие чеченцев в религиозную борьбу за свободу - джихад. «Джихад» - это «священные усилия» не только на войне, но и при строительстве храма, написании книги с назиданиями для достойных учеников и т.п.

Важным психологическим элементом мусульманства является религиозная экзальтация. У разных народов она проявляется по-разному. Первоначально у арабов она усилила их склонность кочевать, покорять пространства и завоевывать страны.

Затем у поэтически чувственных персов мусульманство способствовало пробуждению, буквально взрыву поэтических дарований.

А стихийно воинственных горцев Северного Кавказа ислам привел к военной организации. У них просыпались боевые таланты. Вспомним знаменитого Шамиля и его мюридов - касту религиозных воинов-чиновников.

Распространению ислама способствовали ордена дервишей, странствующих по свету, наверное, уже тысячи лет. Они подхватили учение Пророка Мухаммеда. Таких орденов, - суфийских общин, - множество. «Суфий» - значит благочестивый, любящий истину мусульманин. У каждого ордена свой молитвенный обряд - зикр.

"Зикр" - значит "память", "напоминание". Во время зикра сначала - покаяние, поминание себя, своих прегрешений и добрых дел. Затем, молитвенное поминание имен Божьих. Их 99. Все они - перечень достоинств и добродетелей, должных быть у людей. И все эти имена – добродетели Бога используются как личные имена мусульман.

Древность обрядов суфийского зикра (то, что они были до Пророка Мухаммеда) признают мусульманские ученые: "Семена суфизма посеяны во времена Адама; они дали зародыши во время Ноя; стали распускаться при Аврааме; плод их появился при Моисее; созрел он при Христе; а при Пророке Мухаммеде произвел чистое вино".

Ортодоксальные мусульмане утверждают, что с тайнами суфизма и обрядом зикра Пророк Мухаммед познакомил Архангел Гавриил по велению Бога. Пророк Мухаммед обучил им своих учеников.

"Что ни город, то свой норов"

Время течет, меняя многое. Неодинаковые изменения жизни, даже в близких одна от другой общинах создают различия образа мыслей и … потребности в неодинаковых ритуалах. Общая религия сдерживает слишком быстрое расхождение единоверцев, но конфессиональные несходства накапливаются.

Христианство непримиримо разделилось на католицизм, православие, многие формы протестантизма. Между разными христианскими конфессиями вспыхивали религиозные войны.

Хотя мусульманство разделилось на шиизм и суннизм, непримиримые друг с другом, но, благодаря Исламу, возникли многие духовные пути - суфийские тарикаты, как правило благополучно взаимодействующие.

Основы суфизма существовали в глубокой доисламской древности. Были два типа арабских общин: мешаюны (подвижные, гуляющие) и ширахаюны (созерцающие).

Психологи знают, что в ответственных, экстремальных условиях многочисленные различия людей могут быть сведены к двум: одних стресс делает активными, подвижными, бурно-эмоциональными, других - пассивными, созерцательно переживающими горе и радость.

Не с этими ли особенностями людей, проявляющимися при стрессе, связаны бурный молитвенный хоровод чеченцев-кадыритов и тихое моление чеченцев-накшбандийцев? Если это так, то различие суфийских молитвенных обрядов создает приоритетные возможности для эмоциональных проявлений и духовного развития разным психологическим типам людей: суфийский орден - община накшбандия - склонным при стрессе к пассивности, орден кадырия - склонным к активности. Пусть эта гипотеза не кажется читателю фантастичной. У мусульман есть и другие особенности, которые могут представляться нам маловероятными.

Суфизм стал религиозно-философским учением, способствующим адаптации исламского мира к многообразию меняющейся действительности. Более того, вполне можно предположить, что разные суфийские общины дают полноту самореализации людям с разным образом жизни и с психологическими различиями.

Однако не все мусульмане принадлежат к суфийским орденам. В сталинские времена эти исламские объединения жестоко притеснялись. Сейчас многие российские мусульмане имеют лишь смутное представление о суфийских орденах.

Зикр на Северном Кавказе

Северного Кавказа достигли два ордена, исповедующие каждый свой путь человека к Богу. Священный путь ордена-общины называется «тарикат». Один из них - тарикат накшбандия. Его исповедовал Имам Шамиль. Главное в ритуале накшбандия - тайная молитва, то есть зикр Хуфия. Поминание сердцем имен Бога. Воспитание сердца благодатными (медитативными) "ударами" по нему - таков суфийский психотренинг. В основе этого культа: "Я один на один с Богом. Мой удел - творение ценностей и красоты".

Основатель ордена - шейх Баххауддин Накшбанд был художником-чеканщиком. Он жил в Бухаре в начале XIV-го века. Свое учение и биографию Накшбанд изложил в книге стихов: "Капли от источника жизни".

Внешний признак служителей этого культа - белая шапочка. Многие, кто отдыхал на побережье Черного моря, покупали белые войлочные шляпы. У них с краев широких полей свисали длинные волоски - опушка. Кто бы мог догадаться, что это шляпа дервишей накшбандия. Опушка мешает смотреть, чтобы мусульманин не заглядывался на прелести внешние и думал лишь о Боге, совершенствуясь в душе.

Я видел в чеченских селах мужчин в мусульманских шапочках разной формы, разного цвета, привезенных из исламских стран. Чеченцы и не подозревали, что носят на головах отличительные знаки не тех тарикатов, к которым принадлежат их тейпы (фамильные кланы).

Второй священный путь, утвердившийся на Кавказе, тарикат - кадырия. Его основатель Эль-Сагид Абдул-Кадыр-Гиляни жил в Багдаде в XII-м веке. Он завещал своим последователям громкую коллективную молитву-зикр Джагрия во время энергичного хоровода.

Я наблюдал, как такой зикр в Чечне во время первой войны использовался для боевого сплочения народа. Это была мощная психологическая процедура, ритуально-обрядовый хороводный танец.

Есть в Чечне тейпы, в которых во время зикра молящиеся не сидят и не бегают по кругу, а подпрыгивают на одном месте. Этот молитвенный ритуал основал Бамат-Гирей Митаев, - чеченец из селения Автуры. После смерти его признали устазом (святым учителем Ислама). Над его могилой стоит изящно украшенный зият (домик-склеп). Проезжая мимо, чеченцы, не останавливая автомобиля, привстают в нем в знак уважения к святому.

В Чечне чтят могилы не только устазов, но и эвлиев (волхвов-предсказателей), признанных после смерти святыми. Вероятно в этом отголоски недавнего чеченского язычества, уживающиеся с чеченскими представлениями об Исламе.

Зикр на Первой Чеченской войне

В апреле 95-го, беседуя с префектом горного Шатойского района Даудом Дабаевичем Ахмадовым (до войны он заведовал кафедрой физики в Грозненском университете, к концу войны стал командиром шатойского отряда боевиков), я спросил:

- Что дает смелость и стойкость чеченцам в этой войне?

Префект ответил:

- Только зикр! Если мы устали, нам помогает зикр. В несчастьях и в радостях у нас есть зикр.

Опытный педагог, расчетливый профессор-математик точно оценил мощь психотехники суфийского обряда.

Может казаться, что зикр на площади возникает стихийно. Однако им управляет шейх. Он знает, когда и где начать ритуальное моление. Его можно узнать в кругу молящихся по головному убору.

Разные шапки - главные отличия разных мусульманских тарикатов. Вокруг шапок навертываются куски материи, показывающие степень духовного совершенства мусульманина. Получается - тюрбан. Чем духовность значительнее, тем больше оборотов вокруг шапки разрешено сделать. Больше других у шейха.

Горцы Кавказа навертывают тюрбан на папаху. Цвет их тюрбанов установлен еще знаменитым Шамилем - белый. Это символ "совершенного подчинения" шейху.

Мусульманская шапка часто сшита из нескольких клиньев, и вот почему: в конце жизни Пророк Мухаммед созвал помощников, разорвал свою шапку, - символ чести и власти, - на куски и молча раздал их. Помощники поняли, что как разорванная шапка бесполезна, так власть, которую она символизирует, должна быть единой. Помощники отдали свои куски достойнейшему - Али (двоюродному брату и зятю Пророка), признав в нем приемника Мухаммеда.

Мусульмане Северного Кавказа знают, что рядом с отходящим в мир иной находились семеро сподвижников Пророка. Потому мусульманская шапочка-капа - из семи клиньев.

В Центральной Азии мусульмане уверены, что у смертного одра Мухаммеда находились четверо. Центральноазиатская тюбетейка - четырехугольная. Есть и другие варианты легенды и, соответственно, шапки-капы.

Тогда в 1995-м году рядом с шейхом в толпе перед шатойской префектурой раздаются выкрики, усиливается толкотня, закручивается кольцо, расширяясь и втягивая в себя людей.

Чеченцы, вприпрыжку, быстро бегут по кругу. Движения ритмичны. Хлопают ладонями, отбивая ритм танца. Он мог длиться часами. Громко, нараспев повторяют, призывая Господа: "Ля илляха илля-ллах!"

Чувство священной причастности к вечности, к Аллаху, которого восхваляют чеченцы на непонятном для них арабском, благозвучном языке, сплачивает поющих. Вращающееся в зикре на площади посреди толпы кольцо из воспаленных тел, как глаз, обращенный к небу. Каждый, неустанно несущийся в круговом танце, чувствует себя ресничкой этого глаза, глаза народа, обретающего всевышнего Покровителя. Волны эмоций расходятся от кольца зикра по толпящимся на площади людям. Временами кажется: танцующие устают, но их голоса снова взмывают над толпой. По ней ширясь, плывет новая волна возбуждения, оживляются глаза, громче становится говор толпы, обсуждавшей свои дела под звуки зикра.

Стоя в толпе, я не мог не поддаться, в груди ощутил чувство единения с чем-то непонятным и сильным.

Психофизиология Зикра

Дрожание голоса молящихся входит у всех одинаково в голову и грудь. А ведь это должно создавать синхронизацию электрофизиологических ритмов в организмах танцующих. И, в результате, - единение чувств у несущихся круговым хороводом. Глубокое дыхание в ритме пения вызывает коллективные вспышки экстаза (этот феномен используется в йоге и других психотехниках).

Глядя на летящие поющие рты и блеск глаз над ними, я вспомнил громадную центрифугу. Когда-то, много лет назад, мы исследовали стресс предстоящих межпланетных полетов, подвергая на ней мучительным испытаниям добровольцев и прежде - себя, вращаясь непрерывно по много недель.

Стремительное вращение, влияя на тело, изменяет психику, настрой души. Когда люди несутся часами по кругу, то для них пространство за кругом смазано, отчуждено. Но друг друга летящие в танце видят все на тех же местах. В каждом укореняется установка: "Только мы, поющие, летящие - стабильны, реальны. Мир вокруг нас зыбок".

У чеченцев в зикре (и когда-то у нас на центрифуге) вращение и восторг от своей избранности создавали удивительный сплав экстремальности бытия, редкую форму стресса… с пробуждением сил, восторга и воли.

Молчаливый и громогласный зикры - лишь элементы целостных молитвенных ритуалов, исполняемых в других исламских тарикатах вдали от Кавказа. Вот, например, "громкий" зикр мусульманской общины Руфаи после коллективного пения и неистового хоровода заканчивается молчаливым экстазом участников. Имам позволяет особенно вошедшим в раж наносить себе ожоги раскаленным железом, резать себя до крови. Психологи знают, что у охваченного радостью человека "малая боль" оттеняет, усиливает, делает изощреннее "большое удовольствие".

Особенно интересен зикр шейха Джималь Эддина-Эр-Руми, выдающегося поэта средневековья (его стихи сейчас пользуются большим спросом в Америке и в Европе), основавшего суфийский орден крутящихся дервишей Мевлеви. Этот зикр содержит и громкие, и молчаливые моления. Сначала бешеное вращение на левой ноге. Толкаясь правой. До исступления. Но вдруг по сигналу шейха все останавливаются, каменеют в позе, в которой застала команда. Потом снова вращения, остановки… Много раз. Зачем?

Все это сложное управление психикой, а если изо дня в день, то и воспитание ее. Не только на Востоке суфийский шейх - поэт Руми, но и в Европе христианский святой Франциск Ассизский использовал вращения с остановками по команде для обретения Истинного Пути его учениками.

Если Вы попробуете так вращаться и через 15-20 минут не упадете и вас не стошнит, то начальное ваше настроение превратится в довольно сильное чувство. Были грустны? - накатит печаль. А если начали с воодушевления - вас охватит веселье.

Мы проводили такие психофизиологические эксперименты. Эта почти магическая процедура подкачивает эмоциональные, образные и логические центры в полушариях головного мозга за счет напряжения разных мышц и органов равновесия.

Зачем молящийся в зикре тариката Мевлеви вращается, стоя на левой ноге?

Это не случайно.

 

Левая - связана нервными путями с правым полушарием головного мозга. Там отражение непрерывных образов мира, бытия, эмоций. А правая нога, толкаясь, шлет сигналы в левое полушарие. В нем - анализ дробных, "толчковых" событий.

Так в каждое полушарие головного мозга приходит и бьет как в цель информация, которая специфична, понятна именно ему. Одно наполняется "знанием", что опора, Земля, Мир непрерывно стабильны. Другое - что: "Нет! Все не так! Мир под правой ногой, несомненно, дробен, прерывист". Возникает конфликт между двумя, казалось бы, истинными сигналами об опоре нашего тела.

Многолетние наши исследования, сотни разных экспериментов показали, что чувственные конфликты приводят многих к состоянию так называемого "измененного сознания". Происходит прорыв из подсознания мечтаний, видений, годами таящихся в нем. Как сон наяву. Экстаз и озарение, способные радовать человека или пугать.

Духовные учителя Востока предупреждали, что заниматься зикром без подготовки и без имама-наставника опасно.

Из исторических хроник известно, что имам Шамиль не раз в темном подвале мечети, в полном одиночестве, без сна и еды вращался в молчаливом зикре и, замирая на земляном полу, молил у Пророка совета. И Мухаммед давал прозрение.

Мгновенное окаменение во время быстрого танца, когда кто-то даже падает, как скульптура, без подставки, использовал для обучения магии Гурджиев. Его называли великим магом 20-го века. Есть свидетельства, что он был духовным наставником двух диктаторов: как старший товарищ юного Сталина в кутаисской семинарии, потом в Европе, преподавая оккультизм Гитлеру. Гурджиев считал, что при остановке в танце эмоционально-двигательная энергия превращается в интеллектуально творческую, в энергию "безмолвного крика", "стоящего бега".

Дрожание голоса молящихся входит у всех одинаково в голову и грудь. А ведь это должно создавать синхронизацию электрофизиологических ритмов в организмах танцующих. И, в результате - единение чувств у несущихся круговым хороводом. Глубокое дыхание в ритме пения вызывает коллективные вспышки экстаза (этот феномен используется в йоге и других психотехниках)...

Еще об одной особенности зикра чеченцев-кадыритов. Почему их хоровод вращается против часовой стрелки? Так же вращаются суфии-мевлевиты.

Это восходит к древним ритуальным пляскам солнцепоклонников. Так, мы жители северного полушария с каждым поворотом встречаемся с солнцем. Новый поворот - новое утро. А "утро вечера мудренее".

Ритуальные вращения есть и в других религиях. Так у буддистов тысяча поворотов тела молящегося равноценна на пути духовного совершенства одному посещению дацана (буддистского монастыря). Тысяча посещений дацана, в котором надо проходить по кругу, вращая множество священных барабанов, равноценна одному посещению тибетского центра буддизма - Лхасы.

Разные уровни посвящения в Ислам

Среди горцев, танцевавших зикр, не все знали, что это обряд мусульман, находящихся лишь на первой, начальной стадии духовного совершенствования. Это стадия сознательного, значит, в определенном смысле, вынужденного соблюдения Шариата («Шариат» - по-арабски «Закон»). Человек следит за собой, заставляет себя соблюдать религиозные правила. Значит - может, иной раз, нарушить их, вольно или невольно согрешить.

Чтобы подняться на вторую стадию (она называется "Тарикат" - "Путь") приближения к Божественной благодати, мусульманин должен быть постоянно благочестивым и добродетельным. Эти свойства закрепляются переживаниями экстаза во время духовных и физических упражнений, в частности, во время зикра.

Для правоверного мусульманина, достигшего второй стадии, жизнь по правилам Шариата - естественна. Он раздает милостыню не потому, что это предписал Коран, а потому, что мусульманин, если он правоверен, страдает, видя бедствия других. Он регулярно, пять раз в день совершает омовения не потому, что Шариат повелевает делать это, а потому, что чистота стала естественной. Чистая душа может быть только в чистом теле.

Для дальнейшего подъема во второй стадии духовного совершенства, зикр не обязателен. Даже не нужен.

Есть и более высшие стадии приближения к Божьей милости - третья ("Марифат" - "Постижение"). И четвертая ("Хакикат" - "Истина").

Они для немногих. Особо достойных.

Тогда во время первой чеченской войны в горах можно было видеть снисходительные взгляды молодых чеченцев, закаленных войной, на стариков, затевающих хоровод зикра.

Это что? Обычное противостояние поколений?

Вряд ли.

Знаменитый суфий Хаким Санаи в книге: "Окруженный стеной Сад Истины" писал: "Зикром занимаются только на пути борьбы. Зикр не следует повторять в собрании опытных".

Много чеченцев в боях стали тогда опытными бойцами. Были ожесточенные войной. Но немало тех, кто, прикоснувшись к смерти, приобрел опыт духовной жизни. Возможно, они оказались на второй стадии - им зикр стал не нужен? Но стала ли им понятна мусульманская заповедь о том, что любовь ко всему живому, сотворенному Богом, есть мост, по которому должны пройти те, кто ищут блаженства Божьей любви? Наверно, нет. Не стала. Хотя это высшая цель правоверных.

Известно, что большинство ваххабитов находится на низшей ступени духовного совершенства, на стадии подхода к Шариату. Возможно, из-за этого они еще не постигли мудрость суфийских тарикатов и у них нет уважения к зикру.

Зикр во время Второй Чеченской войны

Во время второй чеченской войны зикр стал как бы невидим для постороннего взгляда. Одна из особенностей этой войны, - "зачистки", - тотальные милицейские проверки документов, поиск отрядами ОМОНа (отрядами милиции особого назначения) боевиков, засевших в селах и городах под видом мирных местных жителей. Боясь "зачисток" все мужчины-чеченцы старались не показываться на глаза проверяющим. Потому не рисковали прилюдно участвовать в зикре, который своей экзотичностью настораживал, эмоционально напрягал российских омоновцев и милиционеров.

Зикр происходил только в домах или во дворах за глухими заборами. И лишь при необходимости.

Молитвенный зикр обязательный элемент похоронного обряда. Во время второй чеченской войны погибали многие. Зикр стал частым, но незаметным. Даже молитвенное пение при зикре стало вполголоса, без экстаза.

В лагерях чеченских беженцев в Ингушетии зикр кружился только во время обязательных пятничных богослужений. Кружились в зикре немногие и недолго.

Однако, зикр не мог удержаться в домах, во дворах. Он вырвался на площадь, вернее на зеленое поле. В июне 2001 года тридцать семь чеченцев, живших в лагерях беженцев в Ингушетии, протестуя против чеченской войны, объявили голодовку. Они легли на траве около лагерей "Спутник" и "Сацита", прикрывшись брезентовыми палатками от дождей. Вокруг голодающих ежедневно собиралась толпа. В толпе начинался зикр как религиозно-ритуальная поддержка голодающих. По нескольку часов кружился с гортанным пением мужской хоровод. Уставших сменяли отдохнувшие.

Этот зикр был не только культовым, но и политическим действием. Он стал обращением через СМИ (журналисты туда слетелись) к международному общественному мнению. Во время двух последних войн чеченцы обрели представление о себе как о "гражданах мира" и стремление к тому, чтобы быть увиденными на телевизионных экранах в разных странах. Чеченцы гордятся своим зикром, проникшим на TV-экраны жителей планеты.

До войны приверженцев разных тарикатов можно было отличить, глядя на них даже издали. Накжбандийцы - полноватые, нередко с животиком (у них зикр неподвижный). Кадыриты - сухопары, со впалыми щеками (их зикр с физической нагрузкой). Теперь этих различий у людей не стало. Потому что у всех невоюющих чеченцев - депрессия безнадежности. Она (а не зикр) постоянным нервным напряжением одних иссушает, других делает одутловатыми.

Ваххабиты (во второй чеченской войне основная военная сила боевиков), провозглашая ортодоксальный Ислам (его низшую стадию - обучение Шариату), заставляли чеченцев отказаться от вращения в зикре, якобы, как от языческого ритуала. Однако, напомню, что во время ежегодных поклонений Каабе тысячи правоверных мусульманских паломников, совершенствуясь духовно, семикратно ходят по кругу (против часовой стрелки) вокруг святыни.

Неприятие ваххабитами зикра стало одной из многих причин (далеко не главной), вызывающих у чеченцев неприязнь к ваххабитам.

Непризнание ими чеченских устазов (святых учителей), учредивших ритуал зикра, и тем более призывы разрушить их зияды (склепы) нередко пробуждают у чеченцев ненависть к ваххабитам. Али Закаев, брат чеченского убитого (как оказалось позже - тяжело раненого) "генерала" Ахмеда Закаева, говорил мне в 2001 году, когда мы оба были задержаны и сидели в «зиндане»: «Сейчас мы против русских воюем совместно с ваххабистами. Но как бы война ни кончилась, мы вырежем ваххабистов».

Подобие Зикра у христиан Кавказа

Ритуальный хоровод есть не только у мусульман, я видел подобие зикра на празднике в высокогорном кавказском селе, у сванов-христиан. 12 мужчин, образуя танцующий круг, держат каждый впереди идущего за пояс. Им на плечи вскакивают еще 12. А на плечи тех - третий ярус хоровода. И весь он, трехярусный, кружится, поет. Каждый ярус поет и выкрикивает что-то свое, очень воинственное.

- Что они изображают? - спрашиваю у старого свана.

- Ты был в нашей церкви? - это он мне, - видел иконостас в несколько ярусов? Там 12 апостолов. Здесь танцуют они. Верхние за апостолов стоят.

- Зачем такое говорить? - вмешивается другой старик, - верхний ряд - это горные орлы, духи неба. Средний - горные козлы, духи гор. Нижний - это наши быки, те, что пашут поля.

Вот такое смешение христианства и язычества. Еще одно объяснение трехъярусного хоровода - в осетинском эпосе о героях-нартах. Они жили в горах на разной высоте. Наверху жил род Ахсартаггата. Они отличались храбростью и охотились среди опасных круч. Средний уровень занимал род Алагата. Они были сильны умом. Ниже всех располагался род Барата, отличавшийся богатством, - у них было много скота на высокогорных лугах.

Трехярусный хоровод мог быть живой картиной родовых и социальных различий.

Христианские богослужебные круги

Хождение по кругу играет настолько важную роль в христианских богослужениях, что стало одним из поводов разделения конфессий. Богослужебный круг (крестный ход вокруг церкви, обход вокруг аналоя при венчании) по канонам московской патриаршей церкви делается против часовой стрелки. У старообрядцев и в катакомбной православной церкви, напротив, - по часовой.

Католики более терпимы при выборе направления богослужебного вращения: западные ходят по часовой стрелке, восточные (униаты) против.

Надо заметить, что хождение с изгнанием из церкви бесов и болезней молитвой и дымом ладана, тлеющего в кадиле, которым размахивает священник, проводится в храме по часовой стрелке. Так во всех православных храмах.

При этом все христиане признают, что ориентир в круговом Богослужении - солнце. Движение по часовой стрелке называют "посолонь" (значит по солнцу), против - "противусолонь".

В заключении надо сказать, что сложнейшее переплетение самых разных ритуально-магических действий, движений, в том числе круговых, есть в хороводах славян. На древнеславянских языках "хоро" - это "круг", это и "солнце", это "солнечный круг", круговой обряд, обращенный к солнцу.

У болгар и теперь "хоро" чрезычайно сложный круговой танец. Ему трудно обучиться. Научившись, и танцуя машинально, быстро выписывая ногами и руками немыслимые кренделя, люди входят в транс, заряжающий на многие дни и месяцы радостью жизни и … - сексуальной потенцией.

У русинов, у донских казаков и других славян молодежный хоровод в предсвадебную пору пляшет против часовой стрелки - навстречу солнцу и дню. Потом общее кольцо распадается на пары: "парень - девушка". И они кружатся по часовой - вслед за солнцем, навстречу ночи, ночи любви, но это предмет особого разговора…

Автор: Китаев-Смык Л. А.

 
<< Первая < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > Последняя >>

Страница 40 из 269
Рейтинг@Mail.ru