akidom, айкидом - федерация айкидо ставропольского края. Айкидо Ставрополь

Академия Айкидо Ставропольского края
«Харагэй»: общение без слов.
«Харагэй»: общение без слов
«Харагэй» - японское искусство общения без слов, своего рода настоящее «чтение мыслей» собеседника.
Человечество издревле привыкло называть и объяснять всё непонятное чудесами, однако с развитием науки и техники чудес в современном мире почти не осталось. Одним из таких «развенчанных» чудес можно назвать телепатию или чтение мыслей. Казалось бы, угадать помыслы незнакомого человека очень сложно, но можно попробовать, а с близкими людьми ситуация складывается получше – мы знаем их привычки, стиль общения и поведение и, следовательно, можем спрогнозировать всё это как ответ на определённое воздействие, запрограммировать их на какой-либо нам нужный результат. Злоупотреблять такой разновидностью «телепатии», как Вы понимаете, не стоит, однако «в мирных целях» плоды будут весьма приятственными.
Несколько пространное вступление должно было послужить тому, что в настоящее время можно утверждать, что японцы уверенно читают мысли друг друга (с известными оговорками) и практикуют «телепатию». Такое явление получило название «харагэй», где «хара» - «живот» и «гэй» - «искусство», а толкуется этот термин следующим образом:
1. ведение дел с людьми или разрешение сложных ситуаций с помощью обычных приемов и накопленного опыта;
2. словесное или физическое действие, предпринимаемое кем-либо, чтобы оказать влияние на других силой богатого воображения и инициативы.
Японцы используют «харагэй», когда хотят повлиять на чувства и намерения партнёра и повернуть их в нужное для себя русло. В русском языке такое явление могло бы трактоваться как «скрытая игра», что придаёт слову несколько негативный оттенок. Собственно, в Японии «харагэй» также используется, как с позитивным, так и с негативным оттенком. С одной стороны, искусство такого рода помогает избегать лишних аргументов в общении, а с другой стороны, что является негативным проявлением «харагэй», люди скрывают свои истинные намерения и чувства.
С харагэй связаны такие понятия, как «амаэ» и «хоннэ то татэмаэ», которые мы рассматривали ранее. В частности, «амаэ» является одной из составляющих «харагэй», например, рассмотрим ситуацию, когда один из коллег на перерыве хочет перекусить в суши-баре и зовёт с собой второго, а тот не очень хочет куда-то идти, т.к. ему просто лень или он взял с собой бэнто. Второй коллега будет увиливать и неохотно соглашаться в надежде, что первый в силу дружбы и знания друг друга заметит, что ему не хочется идти и пойдёт один. Таким образом, второй коллега полагается на восприимчивость первого и его чувствительность к невысказанным, но действительным желаниям друга.
Что касается «хоннэ» и «татэмаэ», то японцы с детства приучаются манипулировать этими двумя понятиями, а человек, не способный эффективно манипулировать «хоннэ» и «татэмаэ», никогда не будет считаться в Японии хорошим собеседником – если у такого человека не хватит такта не раскрывать свои истинные намерения, то чувства других, более «галантных» собеседников, могут быть глубоко задеты. Особенно часто такие ситуации случаются с представителями других культур, а сами японцы стараются очень тщательно исследовать ситуации и используют «хоннэ» только тогда, когда это действительно нужно. Можно утверждать, что человек, который овладел методикой использования «хоннэ» и «татэмаэ» в разных случаях, хорошо овладел и искусством «харагэй».
Искусству «харагэй» близко ещё такое явление как «исин-дэнсин», или «понимание без слов и знаков», которое основано на интуиции и вырабатывается в результате близких отношений и связей. Отличие между «харагэй» и «исин-дэнсин» состоит как раз в интуиции, т.е. «исин-дэнсин» японцы используют неосознанно и на уровне подсознания, а вот «харагэй» приходится овладевать уже сознательно и использовать с применением воли, т.е. по желанию.
Причины, по которым представители других культур иногда не в состоянии овладеть искусством «харагэй», лежат в коренных различиях между культурой японской и культурой, в частности, западной. Культура Японии называется высококонтекстной, т.е. основная информация, предназначенная для собеседника, лежит в окружающей среде, поведении человека, а вслух высказывается очень малая часть того, что необходимо передать. Западная культура, наоборот, называется низкоконтекстной, т.к. все необходимые для передачи вещи проговариваются, мало что оставляя «за кадром». Европейцы стараются выяснить непонятные для них моменты до конца, задавая вопросы до тех пор, пока не получат все необходимые ответы, а японцы в этом случае предпочитают неопределённость и молчание, т.к. их и это устраивает. Именно в этой разнице культур лежит некий камень преткновения и люди Запада и люди Востока зачастую испытывают сложности в общении.
Японцы же подобных сложностей не испытывают и используют «харагэй» как ещё один инструмент общения. Например, если в разговоре возникает длительная пауза, то японцы не испытывают неудобства, как это случилось бы с европейцами, напротив, каждый собеседник истолковывает возникшее молчание, исходя из собственного опыта общения и ощущения атмосферы момента, и в итоге приходит к тому или иному выводу.
Ещё один весьма распространённый пример использования «харагэй» это процесс вручения подарков, когда даритель, вручая презент, как бы смущённо бормочет: «Это всего лишь пустяк…». Причём эта фраза является ритуальной и никак не связана с действительной ценностью подарка, но одариваемый в этом случае проникается скромностью дарителя и понимает его чувства, хотя те и не были высказаны вслух. С этой точки зрения искусство «харагэй» можно действительно назвать искусством «чтения мыслей».
По материалам издания «Япония. Как её понять: очерки современной японской культуры» / ред. Роджер Дж. Дэвис, Осаму Икэно; пер. с англ. Ю.Е. Бугаева. - М.: АСТ: Астрель, 2006. ISBN 5-17-034730-8 или ISBN 5-271-10505-9.

Харагэй - чтение мыслей

«Харагэй» - японское искусство общения без слов, своего рода настоящее «чтение мыслей» собеседника.

Человечество издревле привыкло называть и объяснять всё непонятное чудесами, однако с развитием науки и техники чудес в современном мире почти не осталось. Одним из таких «развенчанных» чудес можно назвать телепатию или чтение мыслей. Казалось бы, угадать помыслы незнакомого человека очень сложно, но можно попробовать, а с близкими людьми ситуация складывается получше – мы знаем их привычки, стиль общения и поведение и, следовательно, можем спрогнозировать всё это как ответ на определённое воздействие, запрограммировать их на какой-либо нам нужный результат. Злоупотреблять такой разновидностью «телепатии», как Вы понимаете, не стоит, однако «в мирных целях» плоды будут весьма приятственными.

Несколько пространное вступление должно было послужить тому, что в настоящее время можно утверждать, что японцы уверенно читают мысли друг друга (с известными оговорками) и практикуют «телепатию». Такое явление получило название «харагэй», где «хара» - «живот» и «гэй» - «искусство», а толкуется этот термин следующим образом:

1. ведение дел с людьми или разрешение сложных ситуаций с помощью обычных приемов и накопленного опыта;

2. словесное или физическое действие, предпринимаемое кем-либо, чтобы оказать влияние на других силой богатого воображения и инициативы.

Японцы используют «харагэй», когда хотят повлиять на чувства и намерения партнёра и повернуть их в нужное для себя русло. В русском языке такое явление могло бы трактоваться как «скрытая игра», что придаёт слову несколько негативный оттенок. Собственно, в Японии «харагэй» также используется, как с позитивным, так и с негативным оттенком. С одной стороны, искусство такого рода помогает избегать лишних аргументов в общении, а с другой стороны, что является негативным проявлением «харагэй», люди скрывают свои истинные намерения и чувства.

С харагэй связаны такие понятия, как «амаэ» и «хоннэ то татэмаэ», которые мы рассматривали ранее. В частности, «амаэ» является одной из составляющих «харагэй», например, рассмотрим ситуацию, когда один из коллег на перерыве хочет перекусить в суши-баре и зовёт с собой второго, а тот не очень хочет куда-то идти, т.к. ему просто лень или он взял с собой бэнто. Второй коллега будет увиливать и неохотно соглашаться в надежде, что первый в силу дружбы и знания друг друга заметит, что ему не хочется идти и пойдёт один. Таким образом, второй коллега полагается на восприимчивость первого и его чувствительность к невысказанным, но действительным желаниям друга.

Что касается «хоннэ» и «татэмаэ», то японцы с детства приучаются манипулировать этими двумя понятиями, а человек, не способный эффективно манипулировать «хоннэ» и «татэмаэ», никогда не будет считаться в Японии хорошим собеседником – если у такого человека не хватит такта не раскрывать свои истинные намерения, то чувства других, более «галантных» собеседников, могут быть глубоко задеты. Особенно часто такие ситуации случаются с представителями других культур, а сами японцы стараются очень тщательно исследовать ситуации и используют «хоннэ» только тогда, когда это действительно нужно. Можно утверждать, что человек, который овладел методикой использования «хоннэ» и «татэмаэ» в разных случаях, хорошо овладел и искусством «харагэй».

Искусству «харагэй» близко ещё такое явление как «исин-дэнсин», или «понимание без слов и знаков», которое основано на интуиции и вырабатывается в результате близких отношений и связей. Отличие между «харагэй» и «исин-дэнсин» состоит как раз в интуиции, т.е. «исин-дэнсин» японцы используют неосознанно и на уровне подсознания, а вот «харагэй» приходится овладевать уже сознательно и использовать с применением воли, т.е. по желанию.

Причины, по которым представители других культур иногда не в состоянии овладеть искусством «харагэй», лежат в коренных различиях между культурой японской и культурой, в частности, западной. Культура Японии называется высококонтекстной, т.е. основная информация, предназначенная для собеседника, лежит в окружающей среде, поведении человека, а вслух высказывается очень малая часть того, что необходимо передать. Западная культура, наоборот, называется низкоконтекстной, т.к. все необходимые для передачи вещи проговариваются, мало что оставляя «за кадром».

Европейцы стараются выяснить непонятные для них моменты до конца, задавая вопросы до тех пор, пока не получат все необходимые ответы, а японцы в этом случае предпочитают неопределённость и молчание, т.к. их и это устраивает. Именно в этой разнице культур лежит некий камень преткновения и люди Запада и люди Востока зачастую испытывают сложности в общении.


Японцы же подобных сложностей не испытывают и используют «харагэй» как ещё один инструмент общения. Например, если в разговоре возникает длительная пауза, то японцы не испытывают неудобства, как это случилось бы с европейцами, напротив, каждый собеседник истолковывает возникшее молчание, исходя из собственного опыта общения и ощущения атмосферы момента, и в итоге приходит к тому или иному выводу.
Ещё один весьма распространённый пример использования «харагэй» это процесс вручения подарков, когда даритель, вручая презент, как бы смущённо бормочет: «Это всего лишь пустяк…». Причём эта фраза является ритуальной и никак не связана с действительной ценностью подарка, но одариваемый в этом случае проникается скромностью дарителя и понимает его чувства, хотя те и не были высказаны вслух. С этой точки зрения искусство «харагэй» можно действительно назвать искусством «чтения мыслей».

По материалам издания «Япония. Как её понять: очерки современной японской культуры» / ред. Роджер Дж. Дэвис, Осаму Икэно; пер. с англ. Ю.Е. Бугаева. - М.: АСТ: Астрель, 2006. ISBN 5-17-034730-8 или ISBN 5-271-10505-9.

 
Харуо Мацуока.
Харуо Мацуока сенсей айкидо имеет тридцатилетний опыт практики айкидо. Более двадцати лет, он был приближенным учеником Стивена Сигала (7-й Дан).
С 1989 по 1997 год, Мацуока сэнсэй - главный инструктор школы Стивена Сигала в Лос-Анджелесе Тэнсин Додзе.
В конце 1997 года Мацуока сэнсэй продолжил свое исследование айкидо, вернувшись в Японию, чтобы учиться непосредственно под руководством сихана Сейсеки Абэ 10-й дан. Абэ Сейсеки присвоил Харуо Мацуоке 5-й дан.
В ноябре 1999 года Мацуока сенсей вернулся в Лос-Анджелес, чтобы продолжить свою миссию по развитию японской культуры, айкидо и макробиотики.
В настоящее время Мацуока сэнсэй - главный инструктор в трех учреждениях айкидо в Южной Калифорнии: «Doshinokai Dojo» в Калвер-Сити, Калифорния; «Ikazuchi Dojo» в Ирвине, штат Калифорния, и учебной программы айкидо Университета Калифорнии в Ирвине.
Мацуока Сэнсэй также преподает в ежегодных семинаров в странах по всему миру, в том числе Бельгии, Бразилии, Франции, Испании.
Студенты Академии Айкидо Ставропольского края принимали участие в семинарах Харуо Мацуока, который он провел в России. Первый семинар по айкидо в России он провел в 1999 году.
В 2000 году он ассистировал Абэ Сейсеки на семинаре в Москве, где провел мастер-класс по ударной технике айкидо
В 2012 Мацуока Сэнсэй получил 6 дан непосредственно от Досю Моритэру Уэсиба.

Харуо Мацуока 7 дан айкидоХаруо Мацуока сенсей имеет тридцатилетний опыт практики айкидо. Более двадцати лет, он был приближенным учеником Стивена Сигала.

С 1989 по 1997 год Мацуока сэнсэй - главный инструктор школы Стивена Сигала в Лос-Анджелесе Тэнсин Додзе. 

В конце 1997 года Мацуока сэнсэй продолжил свое исследование айкидо, вернувшись в Японию, чтобы учиться непосредственно под руководством сихана Сейсеки Абэ 10-й дан. Абэ Сейсеки присвоил Харуо Мацуоке 5-й дан.

В ноябре 1999 года Мацуока сенсей вернулся в Лос-Анджелес, чтобы продолжить свою миссию по развитию японской культуры, айкидо и макробиотики.

В настоящее время Мацуока сэнсэй - главный инструктор в трех учреждениях айкидо в Южной Калифорнии: «Doshinokai Dojo» в Калвер-Сити, Калифорния; «Ikazuchi Dojo» в Ирвине, штат Калифорния, и учебной программы айкидо Университета Калифорнии в Ирвине.

Мацуока сэнсэй ежегодно проводит семинары в Бельгии, Бразилии, Франции, Испании.

Студенты Академии Айкидо Ставропольского края принимали участие в семинарах Харуо Мацуока, который он провел в России. Первый семинар по айкидо в России в 1999 году. В 2000 году он ассистировал Абэ Сейсеки на семинаре в Москве, где провел мастер-класс по ударной технике айкидо.

В 2012 году Моритэру Уэсиба присвоил Мацуока сэнсэю  6 дан айкидо Айкикай.

 
Ответы на вопросы о реальности айкидо в Ставрополе .
Коррида
Добрый день!
Пишу Вам из Петербурга, буду очень рад, если Вы найдете время и возможность ответить мне на несколько вопросов, касающихся айкидо, ответов на которые я не могу найти уже долгое время.
Я много наслышан о мирном духе и исключительно оборонительном характере айкидо, но нет ли здесь своеобразной "толстовщины", которая оборачивается изъятием из арсенала атакующих техник и изначальной утратой стратегической инициативы?
Если основатели айкидо говорят про 80-90% ударных техник в бою, почему в айкидо нет работы с ударными техниками, постановки удара и тд?
Насколько адекватна подготовка к реальным ситуациям, если на тренировках айкидо не практикуются спарринги?
Насколько понятие "энергии ки" и работы с ней вписывается в мировоззрение православного человека и соответствует церковным канонам?
Заранее прошу прощения, если мои вопросы наивны, банальны или Вам уже приходилось множество раз на них
отвечать. Много лет назад, еще в школе, я некоторое время занимался карате, и это наложило некоторый отпечаток на мое видение ситуации.
Заранее спасибо.
С уважением.
Добрый день! 

Пишу Вам из Петербурга, буду очень рад, если Вы найдете время и возможность ответить мне на несколько вопросов, касающихся айкидо, ответов на которые я не могу найти уже долгое время. 

Я много наслышан о мирном духе и исключительно оборонительном характере айкидо, но нет ли здесь своеобразной "толстовщины", которая оборачивается изъятием из арсенала атакующих техник и изначальной утратой стратегической инициативы? 

Если основатели айкидо говорят про 80-90% ударных техник в бою, почему в айкидо нет работы с ударными техниками, постановки удара и т.д.? 

Насколько адекватна подготовка к реальным ситуациям, если на тренировках айкидо не практикуются спарринги? 

Насколько понятие "энергии ки" и работы с ней вписывается в мировоззрение православного человека и соответствует церковным канонам? 

Заранее прошу прощения, если мои вопросы наивны, банальны или Вам уже приходилось множество раз на них отвечать. Много лет назад, еще в школе, я некоторое время занимался карате, и это наложило некоторый отпечаток на мое видение ситуации. 

Заранее спасибо. С уважением, Андрей Алексеевич.

 Андрей Алексеевич, добрый день!
 
Мои ответы -  частное мнение на основе личного опыта преподавания айкидо в Ставрополе и оно может не совпадать с мнением иных тренеров айкидо. 
О мирном духе и исключительно оборонительном характере айкидо. Главная стратегия айкидо: "Атакуй атаку". Для реализации этой стратегии изучаются и отрабатываются принципы: мусуби, маай, суки, ирими иссоку, иккё, кузуси, вадза, дзансин. 
"Восток дело тонкое" - говорить можно одно, подразумевать другое, а делать третье. Уровни подачи информации и освоения материала зависят от того кому, когда, зачем. Для профанов одно, начинающим другое, носителям школы третье. 
В действующей армии или в бизнесе существует инсайдерская информация для внутреннего пользования под грифом "Секретно": доступное для публичного просмотра вовсе не то же самое, что открывается на тренировках. Как пример в упражнении видения и ведания. Для чего в каратэ используется реверсивный возврат локтя назад, за линию корпуса тела? В боксе, ММА, рукопашном бое такое не практикуется...
Об ударной технике. Изначально Морихей Уэсиба и студенты, приходившие к нему, ударную технику знали. Однако, удар - один из арсеналов в будо. Недостаток современного айкидо - отсутствие методики постановки ударов компенсируется парой месяцев отработки ударной техники в частном порядке - для обычных бытовых конфликтов этого достаточно, для соревновательного поединка нет. 
О реальной ситуации. Спортивный поединок - один из способов ведения условного поединка по заранее принятым правилам, заранее оговоренными техниками. Кроме реальности спортивного поединка, есть реальность боевых действий, реальность творчества, реальность рутинной работы... 
Реальность может потребовать хорошо плавать, скакать на коне, ездить на автомобиле, летать с парашютом, писать красиво, говорить мотивирующе, читать карты, готовить еду, стрелять из рогатки... По всем указанным дисциплинам существует специализация и соревнования. 
Целью айкидо не является подготовка к условному поединку по неким ограничениям. 
Неразумно от генерала армии требовать зачёт по бегу на 100 метров в противогазе, с автоматом; умение стрелять точно из гранатомёта по танку... С таким же успехом можно задать вопрос: почему спортсмены не участвуют в корриде - здесь реальность непредсказуемости и опасность гораздо выше нежели на ринге. 
Мои студенты применяли айкидо в реальных жизненных ситуациях для самозащиты и успешно. Есть положительные, благодарные отзывы от детей, подростков, мужчин и женщин, офицеров армии. Мне этого достаточно - быть полезным людям в их желании изменить качество повседневной жизни. 
Об "энергии ки" и Православных канонах. Это зависит от того, как Вы для себя лично обозначаете эти понятия: "энергию ки" и каноны Православия. Для меня конфликта не существует, поскольку "ки" - один из способов описания переживаний, затрагивающих телесную практику боевого искусства так же, как это делает анатомия, психология, медицина. 
Айкидо - язык тела. Каноны Православия описывают духовную практику и взаимодействие человека с Богом. В додзё айкидо Ваше "ки" нацелено на сотворчество через самозащиту. На молитве Ваше "ки" устремлено к Троице, где "ки" - синоним влечения, концентрации, сосредоточения, намерения, направления... 

Ангела Хранителя!

Андрей Ханин.
14.03.2017 
 
Уровень дофамина: как вернуть себе настоящее удовольствие.
Уровень дофамина: как вернуть себе настоящее удовольствие
Очень полезная и своевременная статья о том, почему современные люди так часто чувствуют неудовлетворенность.
Давайте представим двух людей одинакового веса и роста. У обоих в мозге 40.000 дофаминовых рецепторов (условных), но чувствительность их разная. У одного человека в чувствительность рецепторов снижена в 10 раз, а у другого – нормальная. Оба человека видят одно и тоже приятное зрелище, скажем милого котика. Это событие вызывает выработку, скажем, одной 10.000 молекул дофамина, т.е. уровень дофамина у обоих одинаковый. Но какое восприятие этого события? В этом случае у первого человека удовлетворение на 25%, а у другого — на 2,5%.
Первый человек сфокусируется на том, какой котик милый. А второй подумает: котик милый. но у него токсоплазмоз и вообще он умирает на улице голодной смертью. И с каждым таким событием, первый человек будет считать, что его день удался, а второй? Второй будет, конечно, недоволен днем. Сниженный уровень дофамина снижает нашу возможность замечать «награждения» -что-то положительное и повышает чувствительность к тревожному, к «угрожающему».
На протяжении своей жизни первый человек почти никогда не будет страдать от неудовлетворенности собой, но и у него будет мало стимулов к личному развитию. Он будет доволен, если просто сыт, одет по погоде и т.д. Ему почти никогда не захочется что-то изменять к лучшему в себе или в жизни. Но этот человек для общества потребления не выгоден: его очень трудно заставить покупать что-то и менять что-то.
Второй человек обязательно будет чем-то недоволен. Он всегда может стремиться к тому, чтобы что-то исправить к лучшему, но это не будет приносить ему удовольствия. И вероятно, что такой человек будет искать сильные стимуляторы, чтобы выработать 40.000 молекул дофамина, и у него высокий риск наркомании.
Второй важный момент связан не с приятными моментами, а с проблемами. Если первый человек облажается и у него упадет выработка дофамина (скажем на 20.000 молекул), то он почувствует себя хуже на 50%. И это заставит его избегать неприятной ситуации в будущем, т.е. учится на ошибках. А вот у второго человека самочувствие снизится всего на 5%. Т.е. такого снижения явно недостаточно, чтобы он сделал выводы.
Германские нейробиологи предположили, что, возможно, недостаток дофаминовых рецепторов снижает способность людей учиться на собственных ошибках, то есть делать правильные выводы из негативного опыта и не повторять поступков, которые привели к дурным последствиям (Klein et al., 2007). В целом полученные результаты говорят о том, что нормальная работа дофаминовых систем головного мозга необходима для того, чтобы человек мог эффективно учиться на своих ошибках. Нарушение работы дофаминовых нейронов (например, из-за недостатка дофаминовых рецепторов, как у носителей аллеля A1) может приводить к игнорированию негативного опыта. Человек попросту перестает реагировать на отрицательные последствия своих поступков и поэтому может раз за разом наступать на те же грабли.»
Есть несколько мутаций в генах рецепторов к дофамину. В случае зависимостей можно сдать анализ, для того, чтобы правильно выбрать тактику терапии для таких пациетов.
Мутация C2137T (Glu713Lys) в гене дофаминового рецептора 2-го типа, DRD2
Эта мутация связана с алкоголизмом, наркоманией, никотиновой зависимостью, игроманией. А1А1 генотип может привести к относительному сокращению числа DRD2 рецепторов, тем самым дополнительно ослабляя ответ на уже сниженные количества уровня дофамина. Сокращение D2 рецепторов дофамина, снижает чувствительность к последствиям негативного действия, этим можно объяснить повышенный риск развития аддиктивного поведения у носителей А1 аллельного варианта.
Проводились исследования, связанные с изучением связи генотипа по маркеру C2137T и обучения на основе обработки стимулов обратной связи – оценивалась способность людей учиться избегать действий с отрицательными последствиями. В группе носителей минорного (более редкого) аллеля А1 оно проходило менее эффективно, чем в группе носителей основного аллеля.
Есть еще и ген DRD4, ассоциированный со стремлением к новым впечатлениям. Длинный аллель этого гена с повышенной частотой встречается в семьях больных с наследственной формой алкоголизма, и он ассоциирован с «модным» детским диагнозом – синдром гиперактивности с нарушением внимания. Дети с таким диагнозом в школах не могут усидеть за партами. Любопытно, что это заболевание эффективно лечится без всяких таблеток на тренажерах с обратной связью. Детям показывают мультфильм на экране компьютера, и мультфильм выглядит резко, когда они внимательны. Внимательность фиксируется с помощью энцефалограмм, и в зависимости от внимательности детей изменяется резкость мультфильма.
У ученых, изучающих «синдром недостатка вознаграждения» (состояние, при котором «вознаграждающий центр мозга» активируется медленно), возникла интересная гипотеза о возможном значении низкой плотности рецепторов дофамина. Хорошо известно, что в нормальных условиях дофамин выделяется в синапс, связывается с рецепторами дофамина, вызывает эйфорию и снимает стресс. Синдром недостатка вознаграждения характеризуется снижением базального уровня дофамина из-за недостаточной мощности рецепторов, и это приводит к необходимости поиска человеком факторов, способных вызвать повышение уровня дофамина.
Если такое поведение длительно (наркомания), то оно перестараивает мозг и ухудшает ситуацию. Например, опыты с кокаином (который вызывает сильное выделение дофамина).
Действие кокаина было изучено на крысах. У крысы с сформированной кокаиновой зависимостью нейроны, опосредующие действие кокаина, имеют больше синапсов, чем у нормальных крыс. То есть, кокаин оказал на крыс такое же действие, как обучение. То есть, человек или крыса, которая пользовалась наркотиком, прошел «обучение», чтобы реагировать на наркотик, и у него сформировались патологические нервные связи, которые делают для него полученный опыт легко восстановимым, потому что нервные связи уже есть. А другие нервные связи, которые бы в норме обеспечивали ему приятные ощущения от полезных для здоровья переживаний, из-за конкурентного формирования оказываются ослабленными. То есть использование наркотиков, особенно в раннем возрасте, меняет морфологию и анатомию нейронов, структуру коры головного мозга, и уклоняет развитие с нормального пути.
Таким образом, внешнее повышение дофамина помогает кратковременно улучшить состояние, но притупит чувствительность дофаминовых рецепторов. Чем острее будет подъем дофамина, тем сильнее будет его падение после. При постоянных колебаниях дофамина, чувствительность к дофамину будет падать.
Вот поэтому у многих людей, часто облеченным властью или деньгами, развиваются шизоидное и садистское поведение. Для того, чтобы получить удовольствие, они вынуждены прибегать к гиперстимулам. Для людей с нормальными рецепторами эти гиперстимулы выглядят дико и отвратительно. В принципе, в основе шизофрении и лежит гиперстимуляция дофаминовых рецепторов.
Многие аспекты нашей жизни связаны с уровнем дофамина. Например, повышение социального статуса связано с плотностью рецепторов дофамина D2/D3 в полосатом теле – области мозга, отвечающей за вознаграждение, мотивацию и другие поведенческие процессы, в управлении которыми решающую роль играет именно дофамин. Результаты исследования показывают, что люди, достигшие более высокого социального статуса, придают большее значение вознаграждению и стимулированию, поскольку в их полосатом теле больше объектов, на которые воздействует дофамин. Обнаружено, что низкая плотность рецепторов дофамина была связана с низким социальным статусом, а высокая – соответственно, с более высоким социальным статусом. Похожая связь была выявлена, когда наши добровольцы рассказывали о поддержке, которую им оказывают друзья, родственники или кто-то, значимый для них.
Эти данные интересно освещают стремление к повышению социального статуса как основной социальный процесс. Звучит правдоподобно, что люди с более высоким уровнем рецепторов D2, то есть с более высокой мотивацией и вовлеченностью в общественные отношения, будут достигать больших успехов и более высокого уровня социальной поддержки.
Низкий уровень рецепторов D2/D3 может способствовать риску развития алкоголизма среди людей, чьи родственники уже злоупотребляют алкоголем. Люди с низкой плотностью рецепторов D2/D3 склонны иметь более низкий социальный статус и меньшую поддержку, а эти социальные факторы повышают риск того, что человек станет алкоголиком либо наркоманом.
Возможность самореализации тоже связана с дофаминовыми рецепторами. При отсутствии востребованности и возможности реализации индивидуальных возможностей сознания человек перестаёт получать удовлетворение, дофаминовые нейроны остаются «голодными», и у человека снижается настроение и уровень самооценки. Получается, что большое количество дофаминовых рецепторов может приводить к заниженной самооценке человека в силу нехватки дофамина за счёт возможности реализации индивидуальных возможностей сознания. При наличии большого количества дофаминовых рецепторов человек должен больше стремиться к познанию, развитию и возможности индивидуальной реализации, что будет всё более отражать разумность поведения. Поэтому для людей с высоким количеством дофаминовых нейронов скука и отсутствие возможности просто губительны.
Несколько советов, как восстановить чувствительность дофаминовых рецепторов и уровень дофамина. Заранее скажу, что это лишь общие советы, гарантии стопроцентного восстановления никто не даст. Советую сделать генетический тест, чтобы правильно оценить объем работы.
Дофаминовый протокол.
1. Дофаминовый детокс.
Убрать все внешние источники дофамина: лотереи, курение, наркотики, мастурбацию, кофе, шопинг. Убрать все «ложные» удовольствия, оставить только естественные потребности.Требуется время и терпение. Не отказывайтесь от всего сразу, делайте это постепенно.
От зависимостей сложно избавится, но это первый шаг в возвращению вкуса жизни. Вы ведь знаете, что среди курильщиков на 40% больше депрессий. Вероятность депрессии у бывших курильщиков резко падает уже через несколько месяцев после прекращение курения. Посмотрите на картинку. Видите, как зависимости снижают уровень дофамина?
content_dof__econet_ru
Например, возьмем курение. Низкий уровень дофамина, который возникает в результате отказа от курения, на самом деле содействует возникновению рецидивов курения. Дофамин служит в качестве химического сигнала в процессах регуляции вознаграждения и мотивации. Последние исследования показывают, что одна из основных функций дофамина — посылать сигнал в мозг «искать что-то приятное». Действительно, дофамин выделяется в в процессе употребления наркотиков, курения, секса и приема пищи. Поскольку дофамин выделяется в ответ на курение, логично, что уровень дофамина выходит из нормы, когда курильщик хочет бросить курить. Ученые из Медицинского колледжа Бэйлора в Техасе провели исследование, чтобы охарактеризовать эти изменения. Они изучали мышей, которым вводили никотин, активный компонент сигарет, в течение нескольких недель. Затем исследователи отменяли никотин и измеряли последующие изменения в дофаминовой сигнализации мозга. Они сообщили, что отказ от никотина приводит к дефициту дофамина, который проходит при повторном воздействии никотина.
2. Низкострессовая монотонная среда.
Уехать в скучное предсказуетмое место (или создать себе такое). Никаких новостей, фильмов. Сделайте ваш мини-монастырь.
У покорителя Арктики спросили: -«Как Вы определяете время необходимости возврата полярной экспедиции? «. На что покоритель Арктики довольно просто ответил: -«У меня в экспедиции присутствует всего одна женщина. При наборе людей в экспедицию я выбираю самую некрасивую женщину, которую встречу. И если уже в период экспедиции, мне эта женщина покажется красавицей, то значит пришло время возврашаться на большую землю».
3.Культивируйте скромность, занимайтесь монотонными однообразными делами.
Навык делать маленькие дела, задумывая и осуществляя их. Посадить клумбу, вбить гвоздь. Для реабилитации не планируйте дел, занимающих больше двух часов. Затем, со временем, можно наращивать их продолжительность. Ритмичные монотонные действия помогают стабилизировать перепады нейромедиаторов.
4. Техники осознанности.
Принятие негативных эмоций без закручивания негативной спирали. Обучение выдерживать чувства.
5. Техника присутствия в настоящем моменте, избегать фантазий о прошлом или будущем. Поток дофамина может возрастать уже при одном воспоминании о поощрении. Уже одно размышление о позитивном опыте уже может быть небольшим поощрением. Все мы любим помечтать об интересных для нас вещах чтобы поднять себе настроение. Даже если это мысли о негативном, то возможно удовольствие доставляет представление даже того как человек уходит от погони, побеждает врага, решает мировые проблемы или справляется с личными трудностями (поэтому мы любим боевики, например). Однако некоторые люди злоупотребляют этим методом, умышленно перенапрягают эту систему поощрения, и искусственно вызывая интересные для них воспоминания и мысли снова и снова, поскольку таким образом натурально производятся нейромедиаторы хорошего настроения (дофамин и серотонин), теряя при этом самоконтроль.
6. Работа со страхом смерти (для людей без суицидального риска),
7. Когнитивная терапия и когнитивное совершенствование личности ( работа над собой и своими поступками) по принципу простых алгоритмов и ежедневного анализа, вроде ведения дневников: подумал, оценил, отреагировал, почему, какие еще варианты.
8. Составление списка «настоящих радостей» (см. различия между настоящим и ложным удовольствием). Составить и следовать сети мелких радостей.
uroven-dofamina
9. Качественный сон. Недостаток сна приводит к резкому уменьшению рецепторов дофамина! Но это никак не было связано с изменениями уровня нейромедиатора.
10. Ориентироваться в повседневной жизни на процесс, а не результат.
Личности, которые однажды сфокусировавшись на возможности получить удовлетворение от чего-либо, уже не могут перестроить свое поведение до тех пор, пока не добьются своего. Тяга к удовольствию «перекрывает» всякий здравый смысл.
Автор — Андрей Беловешкин

Почему современные люди так часто чувствуют неудовлетворенность.

Давайте представим двух людей одинакового веса и роста. У обоих в мозге 40.000 дофаминовых рецепторов (условных), но чувствительность их разная. У одного человека в чувствительность рецепторов снижена в 10 раз, а у другого – нормальная. Оба человека видят одно и тоже приятное зрелище, скажем милого котика. Это событие вызывает выработку, скажем, одной 10.000 молекул дофамина, т.е. уровень дофамина у обоих одинаковый. Но какое восприятие этого события? В этом случае у первого человека удовлетворение на 25%, а у другого — на 2,5%.

Первый человек сфокусируется на том, какой котик милый. А второй подумает: котик милый. но у него токсоплазмоз и вообще он умирает на улице голодной смертью. И с каждым таким событием, первый человек будет считать, что его день удался, а второй? Второй будет, конечно, недоволен днем. Сниженный уровень дофамина снижает нашу возможность замечать «награждения» -что-то положительное и повышает чувствительность к тревожному, к «угрожающему».


На протяжении своей жизни первый человек почти никогда не будет страдать от неудовлетворенности собой, но и у него будет мало стимулов к личному развитию. Он будет доволен, если просто сыт, одет по погоде и т.д. Ему почти никогда не захочется что-то изменять к лучшему в себе или в жизни. Но этот человек для общества потребления не выгоден: его очень трудно заставить покупать что-то и менять что-то.


Второй человек обязательно будет чем-то недоволен. Он всегда может стремиться к тому, чтобы что-то исправить к лучшему, но это не будет приносить ему удовольствия. И вероятно, что такой человек будет искать сильные стимуляторы, чтобы выработать 40.000 молекул дофамина, и у него высокий риск наркомании.
Второй важный момент связан не с приятными моментами, а с проблемами. Если первый человек облажается и у него упадет выработка дофамина (скажем на 20.000 молекул), то он почувствует себя хуже на 50%. И это заставит его избегать неприятной ситуации в будущем, т.е. учится на ошибках. А вот у второго человека самочувствие снизится всего на 5%. Т.е. такого снижения явно недостаточно, чтобы он сделал выводы.


Германские нейробиологи предположили, что, возможно, недостаток дофаминовых рецепторов снижает способность людей учиться на собственных ошибках, то есть делать правильные выводы из негативного опыта и не повторять поступков, которые привели к дурным последствиям (Klein et al., 2007). В целом полученные результаты говорят о том, что нормальная работа дофаминовых систем головного мозга необходима для того, чтобы человек мог эффективно учиться на своих ошибках. Нарушение работы дофаминовых нейронов (например, из-за недостатка дофаминовых рецепторов, как у носителей аллеля A1) может приводить к игнорированию негативного опыта. Человек попросту перестает реагировать на отрицательные последствия своих поступков и поэтому может раз за разом наступать на те же грабли.»


Есть несколько мутаций в генах рецепторов к дофамину. В случае зависимостей можно сдать анализ, для того, чтобы правильно выбрать тактику терапии для таких пациетов.


Мутация C2137T (Glu713Lys) в гене дофаминового рецептора 2-го типа, DRD2.


Эта мутация связана с алкоголизмом, наркоманией, никотиновой зависимостью, игроманией. А1А1 генотип может привести к относительному сокращению числа DRD2 рецепторов, тем самым дополнительно ослабляя ответ на уже сниженные количества уровня дофамина. Сокращение D2 рецепторов дофамина, снижает чувствительность к последствиям негативного действия, этим можно объяснить повышенный риск развития аддиктивного поведения у носителей А1 аллельного варианта.


Проводились исследования, связанные с изучением связи генотипа по маркеру C2137T и обучения на основе обработки стимулов обратной связи – оценивалась способность людей учиться избегать действий с отрицательными последствиями. В группе носителей минорного (более редкого) аллеля А1 оно проходило менее эффективно, чем в группе носителей основного аллеля.


Есть еще и ген DRD4, ассоциированный со стремлением к новым впечатлениям. Длинный аллель этого гена с повышенной частотой встречается в семьях больных с наследственной формой алкоголизма, и он ассоциирован с «модным» детским диагнозом – синдром гиперактивности с нарушением внимания. Дети с таким диагнозом в школах не могут усидеть за партами. Любопытно, что это заболевание эффективно лечится без всяких таблеток на тренажерах с обратной связью. Детям показывают мультфильм на экране компьютера, и мультфильм выглядит резко, когда они внимательны. Внимательность фиксируется с помощью энцефалограмм, и в зависимости от внимательности детей изменяется резкость мультфильма.


У ученых, изучающих «синдром недостатка вознаграждения» (состояние, при котором «вознаграждающий центр мозга» активируется медленно), возникла интересная гипотеза о возможном значении низкой плотности рецепторов дофамина. Хорошо известно, что в нормальных условиях дофамин выделяется в синапс, связывается с рецепторами дофамина, вызывает эйфорию и снимает стресс. Синдром недостатка вознаграждения характеризуется снижением базального уровня дофамина из-за недостаточной мощности рецепторов, и это приводит к необходимости поиска человеком факторов, способных вызвать повышение уровня дофамина.


Если такое поведение длительно (наркомания), то оно перестараивает мозг и ухудшает ситуацию. Например, опыты с кокаином (который вызывает сильное выделение дофамина).


Действие кокаина было изучено на крысах. У крысы с сформированной кокаиновой зависимостью нейроны, опосредующие действие кокаина, имеют больше синапсов, чем у нормальных крыс. То есть, кокаин оказал на крыс такое же действие, как обучение. То есть, человек или крыса, которая пользовалась наркотиком, прошел «обучение», чтобы реагировать на наркотик, и у него сформировались патологические нервные связи, которые делают для него полученный опыт легко восстановимым, потому что нервные связи уже есть. А другие нервные связи, которые бы в норме обеспечивали ему приятные ощущения от полезных для здоровья переживаний, из-за конкурентного формирования оказываются ослабленными. То есть использование наркотиков, особенно в раннем возрасте, меняет морфологию и анатомию нейронов, структуру коры головного мозга, и уклоняет развитие с нормального пути.


Таким образом, внешнее повышение дофамина помогает кратковременно улучшить состояние, но притупит чувствительность дофаминовых рецепторов. Чем острее будет подъем дофамина, тем сильнее будет его падение после. При постоянных колебаниях дофамина, чувствительность к дофамину будет падать.


Вот поэтому у многих людей, часто облеченным властью или деньгами, развиваются шизоидное и садистское поведение. Для того, чтобы получить удовольствие, они вынуждены прибегать к гиперстимулам. Для людей с нормальными рецепторами эти гиперстимулы выглядят дико и отвратительно. В принципе, в основе шизофрении и лежит гиперстимуляция дофаминовых рецепторов.


Многие аспекты нашей жизни связаны с уровнем дофамина. Например, повышение социального статуса связано с плотностью рецепторов дофамина D2/D3 в полосатом теле – области мозга, отвечающей за вознаграждение, мотивацию и другие поведенческие процессы, в управлении которыми решающую роль играет именно дофамин. Результаты исследования показывают, что люди, достигшие более высокого социального статуса, придают большее значение вознаграждению и стимулированию, поскольку в их полосатом теле больше объектов, на которые воздействует дофамин. Обнаружено, что низкая плотность рецепторов дофамина была связана с низким социальным статусом, а высокая – соответственно, с более высоким социальным статусом. Похожая связь была выявлена, когда наши добровольцы рассказывали о поддержке, которую им оказывают друзья, родственники или кто-то, значимый для них.


Эти данные интересно освещают стремление к повышению социального статуса как основной социальный процесс. Звучит правдоподобно, что люди с более высоким уровнем рецепторов D2, то есть с более высокой мотивацией и вовлеченностью в общественные отношения, будут достигать больших успехов и более высокого уровня социальной поддержки.


Низкий уровень рецепторов D2/D3 может способствовать риску развития алкоголизма среди людей, чьи родственники уже злоупотребляют алкоголем. Люди с низкой плотностью рецепторов D2/D3 склонны иметь более низкий социальный статус и меньшую поддержку, а эти социальные факторы повышают риск того, что человек станет алкоголиком либо наркоманом.


Возможность самореализации тоже связана с дофаминовыми рецепторами. При отсутствии востребованности и возможности реализации индивидуальных возможностей сознания человек перестаёт получать удовлетворение, дофаминовые нейроны остаются «голодными», и у человека снижается настроение и уровень самооценки. Получается, что большое количество дофаминовых рецепторов может приводить к заниженной самооценке человека в силу нехватки дофамина за счёт возможности реализации индивидуальных возможностей сознания. При наличии большого количества дофаминовых рецепторов человек должен больше стремиться к познанию, развитию и возможности индивидуальной реализации, что будет всё более отражать разумность поведения. Поэтому для людей с высоким количеством дофаминовых нейронов скука и отсутствие возможности просто губительны.

 

Несколько советов, как восстановить чувствительность дофаминовых рецепторов и уровень дофамина. 

 

 

Дофаминовый протокол.

 

1. Дофаминовый детокс. Убрать все внешние источники дофамина: лотереи, курение, наркотики, мастурбацию, кофе, шопинг. Убрать все «ложные» удовольствия, оставить только естественные потребности.Требуется время и терпение. Не отказывайтесь от всего сразу, делайте это постепенно.


От зависимостей сложно избавится, но это первый шаг в возвращению вкуса жизни. Вы ведь знаете, что среди курильщиков на 40% больше депрессий. Вероятность депрессии у бывших курильщиков резко падает уже через несколько месяцев после прекращение курения. Посмотрите на картинку. Видите, как зависимости снижают уровень дофамина?

 

Уровень дофамина у здоровых людей и у курильщиков


Например, возьмем курение. Низкий уровень дофамина, который возникает в результате отказа от курения, на самом деле содействует возникновению рецидивов курения. Дофамин служит в качестве химического сигнала в процессах регуляции вознаграждения и мотивации. Последние исследования показывают, что одна из основных функций дофамина — посылать сигнал в мозг «искать что-то приятное». Действительно, дофамин выделяется в в процессе употребления наркотиков, курения, секса и приема пищи. Поскольку дофамин выделяется в ответ на курение, логично, что уровень дофамина выходит из нормы, когда курильщик хочет бросить курить. Ученые из Медицинского колледжа Бэйлора в Техасе провели исследование, чтобы охарактеризовать эти изменения. Они изучали мышей, которым вводили никотин, активный компонент сигарет, в течение нескольких недель. Затем исследователи отменяли никотин и измеряли последующие изменения в дофаминовой сигнализации мозга. Они сообщили, что отказ от никотина приводит к дефициту дофамина, который проходит при повторном воздействии никотина.


2. Низкострессовая монотонная среда. Уехать в скучное предсказуетмое место (или создать себе такое). Никаких новостей, фильмов. Сделайте ваш мини-монастырь. У покорителя Арктики спросили: «Как Вы определяете время необходимости возврата полярной экспедиции?»  На что покоритель Арктики довольно просто ответил: «У меня в экспедиции присутствует всего одна женщина. При наборе людей в экспедицию я выбираю самую некрасивую женщину, которую встречу. И если уже в период экспедиции, мне эта женщина покажется красавицей, то значит пришло время возврашаться на большую землю».

3.Культивируйте скромность, занимайтесь монотонными однообразными делами. Навык делать маленькие дела, задумывая и осуществляя их. Посадить клумбу, вбить гвоздь. Для реабилитации не планируйте дел, занимающих больше двух часов. Затем, со временем, можно наращивать их продолжительность. Ритмичные монотонные действия помогают стабилизировать перепады нейромедиаторов.


4. Техники осознанности. Принятие негативных эмоций без закручивания негативной спирали. Обучение выдерживать чувства.


5. Техника присутствия в настоящем моменте, избегать фантазий о прошлом или будущем. 
Поток дофамина может возрастать уже при одном воспоминании о поощрении. Уже одно размышление о позитивном опыте уже может быть небольшим поощрением. Все мы любим помечтать об интересных для нас вещах чтобы поднять себе настроение. Даже если это мысли о негативном, то возможно удовольствие доставляет представление даже того как человек уходит от погони, побеждает врага, решает мировые проблемы или справляется с личными трудностями (поэтому мы любим боевики, например). Однако некоторые люди злоупотребляют этим методом, умышленно перенапрягают эту систему поощрения, и искусственно вызывая интересные для них воспоминания и мысли снова и снова, поскольку таким образом натурально производятся нейромедиаторы хорошего настроения (дофамин и серотонин), теряя при этом самоконтроль.


6. Работа со страхом смерти (для людей без суицидального риска).


7. Когнитивная терапия и когнитивное совершенствование личности
( работа над собой и своими поступками) по принципу простых алгоритмов и ежедневного анализа, вроде ведения дневников: подумал, оценил, отреагировал, почему, какие еще варианты.


8. Составление списка «настоящих радостей»
(смотрите различия между настоящим и ложным удовольствием). Составить и следовать сети мелких радостей.

 

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу


9. Качественный сон. Недостаток сна приводит к резкому уменьшению рецепторов дофамина! Но это никак не было связано с изменениями уровня нейромедиатора.


10. Ориентироваться в повседневной жизни на процесс, а не результат. Личности, которые однажды сфокусировавшись на возможности получить удовлетворение от чего-либо, уже не могут перестроить свое поведение до тех пор, пока не добьются своего. Тяга к удовольствию «перекрывает» всякий здравый смысл.


 

 

 
Тэцутака Сугавара Боевые искусства в течении всей жизни.

Семинар по айкидо в Ставрополе. Тэцутака Сугавара.

Aikido_in_Stavropol_interviews

Aikido in Stavropol interviews

Aikido in Stavropol interviews

Aikido in Stavropol interviews 4

Вопрос: Как Вы практикуете каратэ среди ваших боевых искусств?
Сугавара: Я уже давно практикую Каратэ, а также занимаюсь исследованием его происхождения из южно-китайских боевых искусств. Вообще же, сначала я изучал Айкидо, но техника оружия преподавалась в Айкидо на не слишком высоком уровне, и потому я вступил в Тэнсин сёдэн Катори синто-рю – самую классическую из традиционных японских школ фехтования. В ней я изучил применение многих видов боевого оружия. Затем мне стало нужно глубокое развитие ударной техники, и я вступил в Годзю-рю Каратэ-до. Позже я также опубликовал книги по Айкидо и Катори синто-рю, а также книги по Годзю-рю, работая совместно с ведущими мастерами. Эта работа тоже помогла мне изучить глубже суть этих искусств.
В Годзю-рю очень хорошо поставлена практика объединения силы, дыхания и концентрации. Такова, например, тренировка в сантин, которую я изучал по личным объяснениям Мияги, сына Основателя Годзю-рю. Но… если практиковать только Каратэ, то тренировка опять-таки может привести лишь к тренировке мышц. А поэтому к этой тренировке должна быть добавлена практика оружия. В бою необходимы более быстрые движения. И оружие очень полезно в этом отношении. Тайцзицюань – более мягкий стиль, но в нем доведена до совершенства теория. Движения Айкидо очень практичны, но сама теоретическая основа движения развита очень слабо. Поэтому я использую теорию Тайцзицюань, а также техники этого стиля в моем Айкидо. Чтобы объединить их в будущем.
«Если сконцентрировать дыхание, мышцы и сознание воедино, тогда можно очень быстро изменять боевую ситуацию.»
Вопрос: Не каждый японский мастер занимается таким глубоким изучением боевых искусств Китая… Чем было вызвано Ваше решение изучать именно их?
Сугавара: Я не решал. Но поскольку, изучая Каратэ, я посещал Китай много раз, сначала ради изучения корней мастерства Годзю-рю первых поколений, корней самой школы Годзю-рю, которые находятся в провинции Фуцзянь, то познакомился со многими видами китайских боевых искусств. Практически, окинавское Каратэ – это южный стиль китайского бокса. Поэтому, когда у меня появилась возможность, я много работал с замечательными китайскими мастерами различных стилей, изучая их движения и техники, в особенности, стили внутреннего направления Ушу и южные стили Ушу.
Вопрос: Таким образом, Ваша нынешняя практика боевых искусств включает в себя многие стили, практикуемые совместно: Айкидо, Катори синто-рю, Тайцзицюань, Годзю-рю Каратэ-до, южно-китайские стили… Но в Ваших движениях трудно распознать тот или иной стиль.
Сугавара: Я не включал сначала техники Каратэ в Айкидо. Но после изучения Тайцзи и многолетней его практики, мой стиль изменился очень естественно. Не при помощи моей головы. Мое тело стало двигаться абсолютно естественно, объединяя Айкидо, китайские боевые искусства и Тайцзицюань. И также моя техника оружия – с ней случилось то же самое.
Вопрос: То есть, можно сказать, что Ваша техника существенно поменялась после глубокого изучения Тайцзицюань?
Сугавара: Основа, база для меня – ситуация Айки. В поиске ответа на вопрос: «Каким образом гармонизировать ситуацию?», заключалось мое стремление к мастерству. Концентрация, тайминг, умение принимать правильную дистанцию и изменять ее при помощи гибкости коленей – вот цели.
Вопрос: Стиль, которому Вы обучаете, Вы называете «Айкидо». Но многие люди учат под тем же самым названием «Айкидо» несколько иному, нередко не очень похожему на боевое искусство.
Сугавара: Стойка Айкидо – стойка традиционных боевых искусств. Основатель Айкидо учил меня этому. И потому, практикуя только современные Будо – Кендо, Дзюдо, Каратэ-до – трудно достичь необходимого уровня мастерства. Стойка в них часто очень специальная, в соответствии с узкими требованиями соревновательного спорта – в Кендо, к примеру, пятка левой ноги всегда поднята, и всегда только правая ханми. В Дзюдо выгоднее быть толстым, здоровым партнером. Они используют, главным образом, физическую силу. В Каратэ-до акцент сейчас ставится только на прямые атаки – вперед, вперед, вперед, так же, как и в спортивных стилях Ушу. Поэтому необходимо тщательно отбирать те виды боевых искусств, чья совместная практика даст наилучший результат.Если объединить многие техники – оружия, тела, концентрации – и включить в свою практику эти виды тренировки, Ваше тело станет очень цельным, оно изменится оптимальным образом. Оно станет не таким, как если бы Вы занимались рестлингом, например, где в результате тело становится массивным. Практика оружия не даст телу измениться подобным образом. Поэтому, в широком смысле, итоговая цель – это здоровье.
Вопрос: В течение Вашей тренировки Вы очень часто акцентируете внимание на концентрации. Что Вы понимаете под концентрацией? Почему она так важна?
«Основа, база для меня – ситуация Айки. В поиске ответа на вопрос: «Каким образом гармонизировать ситуацию?», заключалось мое стремление к мастерству. Если потерять концентрацию, мы не сможем жить! Концентрация очень важна. К примеру, в буддизме и в других религиях – то же самое. Молитва – это, по своей сути – концентрация. Всегда. Поэтому, многие точки необходимо сконцентрировать в своем сознании – не только цель или мишень, не только работу рук или ног, но и все позади и по сторонам, не только Вашего оппонента, но и всех прочих людей вокруг. И потому всегда нужно думать о своем соседстве, о том или тех, кто Вас окружает. Если Вы думаете, к примеру, что для кофе Вашего соседа нужны сливки, то это понимание – тоже концентрация. Если я беру чайную ложку, Вы понимаете, что мне нужен сахар. Если я встаю, чтобы пойти куда-то, Вы должны это понять. Так Вы можете понять мой дух – его нынешнее состояние. Всегда думайте о других, тех, кто вокруг, и это также будет практикой концентрации.
Вопрос: Неужели возможно практиковать концентрацию при помощи чайной ложечки?
Сугавара: Да. К примеру, Основатель Айкидо, взяв палочки для еды, находился в состоянии полной концентрации. Одно состояние концентрации сменялось другим. Когда Вы кушаете, еда сначала находится у Вас во рту, затем она спускается вниз, и нужно сопровождать это процесс концентрацией. Так же, как и в практике йоги. Так же, как и в боевых искусствах. Если я использую оружие, я концентрируюсь на том, где и какой частью оружия я атакую, где расположен его конец. И, прежде всего – глаза. Концентрация выражается во взгляде. И в технике тела: очень важна работа ног. Затем глаза. Плечи. Колени, прочее… Работа ног очень важна, поскольку ноги поддерживают наше тело. Видение ситуации и работа рук также очень важны.
Вопрос: Существует много точек зрения на то, как именно нужно смотреть на оппонента. Вы рекомендуете видеть глаза. Объясните, пожалуйста, Ваш подход.
Сугавара: Глаза? Глаза – это первая ступень тренировки концентрации. Первая ступень. Кто-то никогда не смотрит в глаза. Но для начинающих необходима именно такая тренировка – видеть глаза оппонента. В них можно прочесть его намерения и отреагировать адекватно.
Вопрос: Одна из особенностей Вашего стиля – гибкие колени. Вы используете колени для изменения дистанции, так?
Сугавара: Цель нашей тренировки – здоровье. Общее здоровье души и тела. А поэтому – тренировка в течение всей жизни, образование в течение всей жизни, боевые искусства в течение всей жизни – это мой дух!
Вопрос: Многие, напротив, используют стойки с жестко стоящими ногами. Почему для вас гибкие колени так важны?
Сугавара: Изменение дистанции очень важно. Оружие оппонента не может меня достать на правильно подобранной дистанции, но мое оружие может достать его. И это очень полезно – умение вытягивать тело, которое достигается как раз благодаря гибкости коленей.И если у Вас жесткие колени и локти, то при продолжении тренировок в таком жестком стиле Вам вскоре понадобятся хирургические операции. Слишком много шоковых воздействий будут получать как локти, так и колени. Многие мастера каратэ оперировались по пять раз и более.
Вопрос: Эта концентрация – в чайной ложечке, мече, работе ног – та же, что и в дзэн-буддизме?
Сугавара: Та же самая.
Вопрос: Можно сказать, что суть боевых искусств – та же, что и в дзэн и других религиях?
Сугавара: Да, та же. Концентрация – общий смысл религии и боевых искусств.
Вопрос: А как насчет Омото Кё – религии Морихэя Уэсибы и Онисабуро Дэгучи?
Сугавара: Я не практиковал Омото Кё, и потому не смогу адекватно описать эту религию.
Вопрос: Можно ли сказать, что одной из важнейших целей боевых искусств является концентрация?
Сугавара: Цель боевых искусств? Нам всегда нужна концентрация. Не только во время тренировки или медитации. Концентрация нужна в течение всей нашей жизни. Когда мы становимся старше, если продолжать практику концентрации и растяжки тела, то мы сможем долго сохранять здоровье и эффективно практиковаться до самой смерти.
Вопрос: Значит, боевые искусства помогают сохранить здоровье и в зрелом возрасте?
Сугавара: Да. Цель нашей тренировки – здоровье. Общее здоровье души и тела. А поэтому – тренировка в течение всей жизни, образование в течение всей жизни, боевые искусства в течение всей жизни – это мой дух!
С 2005 года Сугавара сэнсэй регулярно проводит учебно-тренировочные сборы в Ставропольском крае. В Академии Айкидо Ставропольского края аттестовано более 30 человек на мастерские степени по программе Айкидо Айкикай.Вопрос: Можно ли сказать, что одной из важнейших целей боевых искусств является концентрация?
Вопрос: Можно ли сказать, что одной из важнейших целей боевых искусств является концентрация?
Сугавара: Цель боевых искусств? Нам всегда нужна концентрация. Не только во время тренировки или медитации. Концентрация нужна в течение всей нашей жизни. Когда мы становимся старше, если продолжать практику концентрации и растяжки тела, то мы сможем долго сохранять здоровье и эффективно практиковаться до самой смерти.

Вопрос: Значит, боевые искусства помогают сохранить здоровье и в зрелом возрасте?

Сугавара: Да. Цель нашей тренировки – здоровье. Общее здоровье души и тела. А поэтому – тренировка в течение всей жизни, образование в течение всей жизни, боевые искусства в течение всей жизни – это мой дух!
С 2005 года Сугавара сэнсэй регулярно проводит учебно-тренировочные сборы в Ставропольском крае. В Академии Айкидо Ставропольского края аттестовано более 30 человек на мастерские степени по программе Айкидо Айкикай. Приглашаем на занятия в группы. 
 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > Последняя >>

Страница 30 из 269
Рейтинг@Mail.ru