Новостные ленты
Академия Айкидо Ставропольского края
Физик Ричард Фейнман, начавший учить японский язык в послевоенное время в Киото, вскоре столкнулся с трудностями. Когда учитель попытался научить его трём словам, которые означают «смотреть», он объяснил:
• в случае, когда приглашаешь кого-то посмотреть свой сад, следует употребить слово, выражающее скромность, но для того, чтобы
• попросить разрешения взглянуть на сад при местном храме, следует использовать слово, выражающее соответствующее почтение.
По версии Фейнмана, первый вариант будет выглядеть примерно как «Не желаете ли бросить взгляд на мой садишко?», а второй – «Могу ли я обозреть ваш дивный сад?»
Удручённый этой кажущейся избыточностью, он решил, что японский не для него, и вскоре оставил занятия. Как и для многих других, изучающих японский язык, сложность японской вежливой речи, кэйго, стала главным препятствием для американского учёного.
Вежливый язык охватывает широкий слой лексики, но использование различных глаголов для выражения одних и тех же действий, как в упомянутых примерах, является одним из самых запутанных его элементов. Сам Фейнман не приводит оригинальных японских слов, но в первом случае это должно быть горан-ни нару (вежливо), а во втором – хайкэн суру (скромно), вместо стандартного нейтрального миру, «смотреть».
Заметно, что это совершенно разные слова. Многие другие часто употребляющиеся глаголы также имеют три формы.
Грамматическая роль кэйго.
Хотя история, рассказанная Фейнманом, служит забавным и полезным введением в вопрос, некоторые её аспекты могут сбить с толку. Нарочитые формы («бросить взгляд», «обозреть»), которые использовал Фейнман, заслоняют собой тот факт, что говорящие на других языках также подчас выбирают слова в зависимости от ситуации и говорят по-разному, – так, другу они могут сказать: «Смотри!», – в то время как незнакомого человека попросят: «Не могли бы вы взглянуть?» Поскольку строгих правил, описывающих словоупотребление, нет, освоение стилистических тонкостей других языков может оказаться непростой задачей.
Следует также отметить, что для тех, кто употребляет кэйго, это просто функциональная форма повседневной речи, без малейшего оттенка той ритуальности, которую приписывает ей Фейнман. Более точно смысл этих фраз может быть выражен фразами «Не хотите ли посмотреть мой сад?» и «Пожалуйста, позвольте мне осмотреть ваш сад?» Для японцев в вежливой речи нет ничего особенно удивительного.
Зачем же вообще нужны различные слова, если они выражают по сути одно и то же? Многие часто не замечают ту роль, которую играет кэйго в чётком обозначении субъекта – лица, которое совершает или будет совершать действие. Японский язык называют «расплывчатым» из-за того, что субъект в речи часто опускают, но если за счёт оттенков «скромной» и «вежливой» речи невозможно перепутать «я» и «вы», надобность в местоимениях отпадает.
Это всего лишь альтернативный способ, используемый в японском языке для передачи той же информации. Мы точно так же можем упрекнуть многие другие языки в «расплывчатости», поскольку в них отсутствует достаточная ясность при описании отношений влиятельности и иерархии. Язык постоянно лавирует, стремясь к золотой середине между тем, чтобы быть простым, но неоднозначным, или же точным, но сложным. Если бы японцы отказались от кэйго, это привело бы к большей неопределённости высказываний, которые можно было бы понять неправильно.
Новый подход к вежливости?
Беспокойство японцев вызывает упадок культуры вежливой речи и растущая неспособность молодого поколения правильно её употреблять, что находит регулярное отражение в материалах СМИ. Например, часто говорят, что молодёжь не учит кэйго как следует, или же, что ещё хуже, изучает искажённые формы кэйго, нарушающие традиционные правила его употребления. Такие неправильные формы попадают в учебники и на тренинги больших корпораций, нанимающих молодых людей на работу с неполной занятостью. Это явление уже получило название байто-кэйго, «вежливая речь для подработок». И если работники крупных розничных сетей и ресторанов быстрого питания по всей стране используют шаблонные фразы вроде Котира га кохи ни наримас для «Вот ваш кофе», вместо Котира га кохи дэс или другой фразы, с которой согласились бы поборники чистоты языка, – не удивительно, что такой изменённый язык проникает в широкие слои общества. Ещё одним широкоизвестным примером является форма сасэтэ итадакимас, «с вашего позволения сделаю», часто подменяющая итасимас, «сделаю» (скромно о себе) в соответствующих контекстах.
Многие молодые японцы чаще всего сталкиваются с кэйго именно в ситуациях торгового обслуживания – в качестве покупателя, или же, наоборот, сидя за кассой. Строгая иерархия, требующая почтительного обращения работника к клиенту, также может способствовать распространению подобных фраз. Вряд ли можно предполагать, что вежливая речь отомрёт, учитывая её ключевую грамматическую роль в языке, – но вполне возможно, что для следующего поколения японцев общепринятой нормой станет именно такое новое кэйго.
Ричард Медхарст
Ричард Медхарст [Об авторе]
• Жизнь
Физик Ричард Фейнман (1918-1988), начавший учить японский язык в послевоенное время в Киото, вскоре столкнулся с трудностями. Когда учитель попытался научить его трём словам, которые означают «смотреть», он объяснил, что в случае, когда приглашаешь кого-то посмотреть свой сад, следует употребить слово, выражающее скромность, но для того, чтобы попросить разрешения взглянуть на сад при местном храме, следует использовать слово, выражающее соответствующее почтение.
По версии Фейнмана, первый вариант будет выглядеть примерно как «Не желаете ли бросить взгляд на мой садишко?», а второй – «Могу ли я обозреть ваш дивный сад?» Удручённый этой кажущейся избыточностью, он решил, что японский не для него, и вскоре оставил занятия. Как и для многих других, изучающих японский язык, сложность японской вежливой речи, кэйго, стала главным препятствием для американского учёного.
Вежливый язык охватывает широкий слой лексики, но использование различных глаголов для выражения одних и тех же действий, как в упомянутых примерах, является одним из самых запутанных его элементов. Сам Фейнман не приводит оригинальных японских слов, но в первом случае это должно быть горан-ни нару (вежливо), а во втором – хайкэн суру (скромно), вместо стандартного нейтрального миру, «смотреть». Заметно, что это совершенно разные слова. Многие другие часто употребляющиеся глаголы также имеют три формы (см. таблицу ниже).
Грамматическая роль кэйго
Хотя история, рассказанная Фейнманом, служит забавным и полезным введением в вопрос, некоторые её аспекты могут сбить с толку. Нарочитые формы («бросить взгляд», «обозреть»), которые использовал Фейнман, заслоняют собой тот факт, что говорящие на других языках также подчас выбирают слова в зависимости от ситуации и говорят по-разному, – так, другу они могут сказать: «Смотри!», – в то время как незнакомого человека попросят: «Не могли бы вы взглянуть?» Поскольку строгих правил, описывающих словоупотребление, нет, освоение стилистических тонкостей других языков может оказаться непростой задачей.
Следует также отметить, что для тех, кто употребляет кэйго, это просто функциональная форма повседневной речи, без малейшего оттенка той ритуальности, которую приписывает ей Фейнман. Более точно смысл этих фраз может быть выражен фразами «Не хотите ли посмотреть мой сад?» и «Пожалуйста, позвольте мне осмотреть ваш сад?» Для японцев в вежливой речи нет ничего особенно удивительного.
Зачем же вообще нужны различные слова, если они выражают по сути одно и то же? Многие часто не замечают ту роль, которую играет кэйго в чётком обозначении субъекта – лица, которое совершает или будет совершать действие. Японский язык называют «расплывчатым» из-за того, что субъект в речи часто опускают, но если за счёт оттенков «скромной» и «вежливой» речи невозможно перепутать «я» и «вы», надобность в местоимениях отпадает.
Это всего лишь альтернативный способ, используемый в японском языке для передачи той же информации. Мы точно так же можем упрекнуть многие другие языки в «расплывчатости», поскольку в них отсутствует достаточная ясность при описании отношений влиятельности и иерархии. Язык постоянно лавирует, стремясь к золотой середине между тем, чтобы быть простым, но неоднозначным, или же точным, но сложным. Если бы японцы отказались от кэйго, это привело бы к большей неопределённости высказываний, которые можно было бы понять неправильно.
Новый подход к вежливости?
Беспокойство японцев вызывает упадок культуры вежливой речи и растущая неспособность молодого поколения правильно её употреблять, что находит регулярное отражение в материалах СМИ. Например, часто говорят, что молодёжь не учит кэйго как следует, или же, что ещё хуже, изучает искажённые формы кэйго, нарушающие традиционные правила его употребления. Такие неправильные формы попадают в учебники и на тренинги больших корпораций, нанимающих молодых людей на работу с неполной занятостью. Это явление уже получило название байто-кэйго, «вежливая речь для подработок». И если работники крупных розничных сетей и ресторанов быстрого питания по всей стране используют шаблонные фразы вроде Котира га кохи ни наримас для «Вот ваш кофе», вместо Котира га кохи дэс или другой фразы, с которой согласились бы поборники чистоты языка, – не удивительно, что такой изменённый язык проникает в широкие слои общества. Ещё одним широкоизвестным примером является формасасэтэ итадакимас, «с вашего позволения сделаю», часто подменяющая итасимас, «сделаю» (скромно о себе) в соответствующих контекстах.
Многие молодые японцы чаще всего сталкиваются с кэйго именно в ситуациях торгового обслуживания – в качестве покупателя, или же, наоборот, сидя за кассой. Строгая иерархия, требующая почтительного обращения работника к клиенту, также может способствовать распространению подобных фраз. Вряд ли можно предполагать, что вежливая речь отомрёт, учитывая её ключевую грамматическую роль в языке, – но вполне возможно, что для следующего поколения японцев общепринятой нормой станет именно такое новое кэйго.
|
|
3 вещи, которые происходят с нашим телом, когда мы поздно ложимся спать
Все мы очень любим свою кровать и подушку. Особую нежность мы испытываем к ним по утрам, и нам стоит большого труда от них оторваться. Особенно, если спать мы легли поздно. И так каждый день, ежедневная битва.
В последние два десятилетия появляется все больше и больше людей, испытывающих проблемы со сном. Ведь в современном обществе каждый человек, в первую очередь, работник.
А те, кто является редким исключением из этого правила, сильно подвержены влиянию социальных сетей, которые не отпускают их от себя до поздней ночи.
В Америке бессонница считается уже своего рода эпидемией. Согласно данным опроса, проведенного в 2013 году Институтом Гэллапа, 42% граждан США спят менее 7 часов в день.
Если лишать себя полноценного ночного отдыха, то с большой вероятностью появятся темные круги под глазами, вы будете испытывать перепады настроения, ну и, конечно, можете начать опаздывать на работу.
Получается практически формула: Ложиться спать поздно = Вставать поздно
Но вот, что может еще случиться, если работать допоздна или смотреть любимый сериал:
1. Увеличение веса тела
Сон очень полезен (и даже необходим) для нашего организма. Настолько, что когда мы плохо спим, это негативно сказывается на работе наших внутренних органов.
Ведь тело всегда является отражением того, что происходит у нас внутри, и сон, а точнее бессонница, не исключение.
При нарушении сна возникают проблемы со здоровьем, и ожирение — одна из них. Когда вы лишаете себя полноценного сна, тело устает сильнее и на следующее утро не хочет «подниматься». А пока вы валяетесь в кровати, появляются лишние килограммы.
В исследовании, проведенном в 2015 году в Медицинском колледже имени Уэйла Корнелла (Нью-Йорк, США) и представленном на ежегодном собрании Общества эндокринологии, говорится, что нельзя пренебрегать режимом и, в частности, временем отхода ко сну.
Если каждую ночь ложиться хотя бы на 30 минут позже, повышается риск набора лишнего веса и резистентности к инсулину. В исследовании приняли участие 522 человека (длилось оно в течение 7 дней).
В результате люди, которые позже засыпали, в 72% случаев страдали от ожирения и лишнего веса в сравнении с теми, кто ложился спать вовремя.
Это связано с обменом веществ, по словам Шахрада Тахери, ведущего автора исследования, именно из-за метаболизма (и гормонального метаболизма) люди становятся склонными к ожирению и резистентности к инсулину.
2. Потеря сексуального влечения
В жизни есть периоды, когда кровать используется только для сна и для секса. Но иногда может случаться и так, что в кровать вы будете падать с одной единственной целью — поспать.
Вы приходите поздно, уставшие, плохо себя чувствуете, и все потому, что спите мало. Времени, в течение которого ваше тело отдыхает, недостаточно, чтобы вы были готовы к близости со своим партнером.
В одном недавнем научном исследовании было установлено, что у женщин продолжительность сна тесно связана с желанием заниматься сексом. Исследование показало, что всего один дополнительный час сна увеличивал вероятность интимных отношений на следующий день на 14%.
В том же исследовании был приведен еще один интересный факт: женщины, которые больше времени проводили в кровати, испытывали более сильное сексуальное возбуждение и чаще испытывали оргазм, чем те, кто спал мало.
Ученые полагают, что гормональные изменения из-за недостатка сна негативно влияют на сексуальную жизнь людей, не говоря уже о перепадах в настроении, которые они вызывают.
Так что если вы недовольны своей интимной жизнью, подумайте, возможно, всему виной ваш сон. Многие женщины винят во всем период менопаузы, хотя на самом деле есть и другие факторы.
3. Кровь начинает «кипеть»
Да, так оно и есть. Ваша кровь в буквальном смысле слова кипит, когда вы поздно ложитесь спать. Было установлено, что те, кто спит мало, более склонны к повышению артериального давления во время сна.
То есть люди, которые ограничивают или прерывают свой сон, по сути, сами поднимают себе давление, в отличие от тех, кто спят достаточное количество времени.
Если кровяное давление действительно поднимается ночью, это тревожный факт. Ведь, по мнению некоторых исследователей, это маркер повышенного риска сердечно-сосудистых проблем.
Если такое происходит, это означает, что сердце работает больше, чем должно в период отдыха.
Старайтесь ложиться спать раньше!
Причины, по которым мы должны вовремя ложиться спать, намного более веские, чем просто вероятность появления темных кругов под глазами. И вы уже о них знаете!
Важно правильно организовать свой день. Не позволяйте ничему себя отвлекать во время работы, следите за временем, когда вы дома. Так вы потратите на работу минимально возможное время и у вас появится возможность немного отдохнуть.
Также интересно: Иван Пигарёв: «Сон не потеря времени, а лекарство»
Практика осознанных сновидений
А время отхода ко сну должно быть установлено четко. И старайтесь его не менять. Ведь это забота о вашем здоровье!
Общение с профессиональным сомнологом Фаянском Александром Аркадьевичем в Ставрополе позволяет систематизировать информацию по изменениям в организме, когда мы поздно ложимся спать.
3 вещи, которые происходят с нашим телом, когда мы поздно ложимся спать.
Все мы очень любим свою кровать и подушку. Особую нежность мы испытываем к ним по утрам, и нам стоит большого труда от них оторваться. Особенно, если спать мы легли поздно. И так каждый день, ежедневная битва.
В последние два десятилетия появляется все больше и больше людей, испытывающих проблемы со сном. Ведь в современном обществе каждый человек, в первую очередь, работник.
А те, кто является редким исключением из этого правила, сильно подвержены влиянию социальных сетей, которые не отпускают их от себя до поздней ночи.
В Америке бессонница считается уже своего рода эпидемией. Согласно данным опроса, проведенного в 2013 году Институтом Гэллапа, 42% граждан США спят менее 7 часов в день.
Если лишать себя полноценного ночного отдыха, то с большой вероятностью появятся темные круги под глазами, вы будете испытывать перепады настроения, ну и, конечно, можете начать опаздывать на работу. Получается практически формула: Ложиться спать поздно = Вставать поздно. Но вот, что может еще случиться, если работать допоздна или смотреть любимый сериал: 1. Увеличение веса тела.
Сон очень полезен (и даже необходим) для нашего организма. Настолько, что когда мы плохо спим, это негативно сказывается на работе наших внутренних органов.
Ведь тело всегда является отражением того, что происходит у нас внутри, и сон, а точнее бессонница, не исключение.
При нарушении сна возникают проблемы со здоровьем, и ожирение — одна из них. Когда вы лишаете себя полноценного сна, тело устает сильнее и на следующее утро не хочет «подниматься». А пока вы валяетесь в кровати, появляются лишние килограммы.
В исследовании, проведенном в 2015 году в Медицинском колледже имени Уэйла Корнелла (Нью-Йорк, США) и представленном на ежегодном собрании Общества эндокринологии, говорится, что нельзя пренебрегать режимом и, в частности, временем отхода ко сну.
Если каждую ночь ложиться хотя бы на 30 минут позже, повышается риск набора лишнего веса и резистентности к инсулину. В исследовании приняли участие 522 человека (длилось оно в течение 7 дней). В результате люди, которые позже засыпали, в 72% случаев страдали от ожирения и лишнего веса в сравнении с теми, кто ложился спать вовремя.
Это связано с обменом веществ, по словам Шахрада Тахери, ведущего автора исследования, именно из-за метаболизма (и гормонального метаболизма) люди становятся склонными к ожирению и резистентности к инсулину.
2. Снижение сексуального влечения.
В жизни есть периоды, когда кровать используется только для сна и для секса. Но иногда может случаться и так, что в кровать вы будете падать с одной единственной целью — поспать.
Вы приходите поздно, уставшие, плохо себя чувствуете, и все потому, что спите мало. Времени, в течение которого ваше тело отдыхает, недостаточно, чтобы вы были готовы к близости со своим партнером.
В одном недавнем научном исследовании было установлено, что у женщин продолжительность сна тесно связана с желанием заниматься сексом. Исследование показало, что всего один дополнительный час сна увеличивал вероятность интимных отношений на следующий день на 14%. В том же исследовании был приведен еще один интересный факт: женщины, которые больше времени проводили в кровати, испытывали более сильное сексуальное возбуждение и чаще испытывали оргазм, чем те, кто спал мало.
Ученые полагают, что гормональные изменения из-за недостатка сна негативно влияют на сексуальную жизнь людей, не говоря уже о перепадах в настроении, которые они вызывают. Так что если вы недовольны своей интимной жизнью, подумайте, возможно, всему виной ваш сон. Многие женщины винят во всем период менопаузы, хотя на самом деле есть и другие факторы. 3. Кровь начинает «кипеть».
Да, так оно и есть. Ваша кровь в буквальном смысле слова кипит, когда вы поздно ложитесь спать. Было установлено, что те, кто спит мало, более склонны к повышению артериального давления во время сна. То есть люди, которые ограничивают или прерывают свой сон, по сути, сами поднимают себе давление, в отличие от тех, кто спят достаточное количество времени.
Если кровяное давление действительно поднимается ночью, это тревожный факт. Ведь, по мнению некоторых исследователей, это маркер повышенного риска сердечно-сосудистых проблем. Если такое происходит, это означает, что сердце работает больше, чем должно в период отдыха. Старайтесь ложиться спать раньше!
Причины, по которым мы должны вовремя ложиться спать, намного более веские, чем просто вероятность появления темных кругов под глазами. И вы уже о них знаете!
Важно правильно организовать свой день. Не позволяйте ничему себя отвлекать во время работы, следите за временем, когда вы дома. Так вы потратите на работу минимально возможное время и у вас появится возможность немного отдохнуть.
А время отхода ко сну должно быть установлено четко. И старайтесь его не менять. Ведь это забота о вашем здоровье!
|
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», историк, член Союза писателей России

Автор Анатолий Дмитриевич Степанов,
историк, член Союза писателей России,
главный редактор «Русской народной линии».
Календарная реформа Папы Григория знаменовала отпадение католиков от полноты Православия.
Григорианский календарь был введён в Европе (в Римо-католической церкви) в 1582 году Папой Григорием XIII, поэтому календарь и именуется Григорианским. Понтифик был известен еще и тем, что повелел отслужить благодарственный молебен после резни гугенотов в Париже. Словом, человек он был готовый пуститься во все тяжкие, решительный и бескомпромиссный.
Разговоры о календарной реформе в Римской церкви поднимались и раньше. Уже в начале XVI века католики были готовы перейти на новый календарь. В 1514 году папа Римский Лев X (в миру Джованни Медичи, который был Понтификом с 1513 по 1521 гг., т.е. в разгар религиозного кризиса и зарождения лютеровского протеста) пригласил знаменитого астронома Николая Коперника, чьё имя гремело в европейской науке, принять участие в подготовке календарной реформы. Надо отдать должное Копернику – он вежливо отказался участвовать в этом деле, поэтому не замарал своё имя участием в сомнительном предприятии.
Разработчиком Григорианского календаря стал немецкий математик и астроном, как и положено иезуит, Христофор Клавиус (1538-1612). Надо заметить, что провозглашённая Папой Григорием календарная реформа вызвала протесты не только в Православных Церквях, но даже Парижский и Венский университеты, которые в те времена были весьма авторитетными центрами науки, отвергли календарную реформу папы Григория и иезуита Клавиуса.
В 1583 году в Константинополе был созван Собор восточных патриархов, на котором эта григорианская реформа подверглась жёсткой критике, и православные от нее дистанцировались. В Европе же Папа Григорий жёстко подавил протесты, пригрозив всем, кто не примет новый календарь, отлучением от католической церкви. И хотя его противники шутили, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой», но календарная реформа стала набирать силу. Европа начала переходить на новый Григорианский календарь.
В годы календарной реформы в России последние годы правил наш первый Царь Иоанн Васильевич Грозный, скончавшийся в 1584 году, затем его богобоязненный сын Феодор Иоаннович, при котором в России было учреждено Патриаршество, и Русская Церковь заняла место отпавшей Римской в пентархии Церквей. Словом, для Руси проблема Григорианского календаря не стояла.
Иногда ошибочно утверждают, что календарная реформа Петра Великого привела Россию к утверждению Григорианского календаря. Но это абсолютная чепуха! Петр Алексеевич установил в России наступление Нового года 1 января, но на Григорианский календарь наша страна перешла только в 1918 году по милости большевиков, которые, прожив большую часть жизни в Европе, посчитали для себя неудобным быть вдали от европейской цивилизации и волевым решением перевели страну на Григорианский календарь.
1 февраля 1918 года большевики выпустили декрет о введении в России Григорианского календаря. Таким образом, тогдашние граждане страны лишились в одночасье 13 дней своей жизни, перепрыгнув сразу в 14 февраля. После того как рухнула Российская монархия и был свергнут верховный защитник Православлия Российский Император Николай II, некому было защитить Православные церкви от атаки мира сего. И вскоре от Юлианского календаря отказались все Греческие Православные Церкви.
В 1923 году в Константинополе прошёл так называемый Всеправославный конгресс (или Всеправославное совещание), на котором была предпринята попытка реформы календаря и даже пасхалии. Был принят так называемый новый юлианский календарь.
В чём суть Новоюлианского календаря? Если очень просто – в том, что согласно новому календарю Пасхалия рассчитывается по Юлианскому календарю (так называемая Александрийская Пасхалия, которую «реформировать», слава Богу, не удалось), как и все зависящие от Пасхи праздники, в том числе начало Великого поста. А вот все непереходящие праздники, которые привязаны к конкретным датам, празднуются вместе с католиками по Григорианскому календарю. Поэтому сегодня большинство Православных Церквей отмечают Рождество Христово вместе с католиками 25 декабря по Григорианскому календарю.
Лукавство Новоюлианского календаря состоит в простой вещи: если Пасха поздняя, то практически исчезает (или сводится к минимуму) Петров пост, поскольку празднование в честь первоверховных апостолов Петра и Павла происходит не 12 июля, а 29 июня(по григорианскому календарю).
В 1923 году введённый в заблуждение Патриарх Московский святитель Тихон, ввёл новоюлианский календарь в Русской Православной Церкви, точнее только на приходах Москвы, поскольку большинство епархий нововведение не приняли. Но народ церковный «поправил» своего Предстоятеля, дружно проигнорировав новый стиль, поэтому нововведение просуществовало три недели, после чего святитель издал указ отложить введение нового стиля. Так до сих пор, слава Богу, в отложенном состоянии и живём.
А вот Греческие Церкви– Константинопольская, Александрийская, Элладская, Кипрская и Антиохийская (в те времена находилась под контролем греков), а также Болгарская, Румынская, Албанская и Чехословацкая приняли паллиативный Новоюлианский календарь. Это привело к сильнейшим так называемым старостильным расколам, особенно в Болгарской и Элладской Церквях, когда десятки архиереев отложились от церковного общения с новостильниками. К сожалению, наше священноначалию из соображений политической целесообразности и под давлением советской власти не поддержало старостильников, хотя Русская Церковь не перешла на новый стиль. В результате мы потеряли поддержку самых консервативных архиереев, священников и мирян в этих церквах, отчего сегодня у нас такие слабые позиции во время нынешнего церковного кризиса.
Единственная из Греческий Церквей – Иерусалимский Патриархат – не перешла на Новоюлианский календарь, оставшись верной Юлианскому календарю. Как и Русская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь и монашеская республика Афон, которая является частью Константинопольского Патриархата. Совсем недавно на Юлианский календарь перешла и Польская Православная Церковь.
Решение Римо-католической церкви перейти на Григорианский календарь стало явным знаком отхода католиков от единой христианской Церкви. Католики попали в ловушку. Формально реформа церковного календаря проводилась для того, чтобы точнее высчитать дату Пасхи. Была реальная проблема – юлианский календарь входил в противоречие с астрономическим календарём и день весеннего равноденствия, от которого зависит Пасха, постепенно смешался к лету. Однако в итоге католики, доверяя больше астрономическим достижениям своего времени, всё более обожествляя науку, пришли к тому, что очень редко празднуют Пасху в день подлинного Воскресения Христова.
Не вдаваясь в тонкости различий между календарями нужно отметить одно важное обстоятельство: по Григорианскому календарю невозможно правильно рассчитать дату Пасхи. И уже одно это свидетельствует для не утратившего веру человека, что Григорианский календарь – ложный. Только в отдельные годы Пасха по Григорианскому календарю совпадает с православной Пасхой. Но в большинстве случаев католики празднуют Пасху раньше, чем положено, а значит раньше иудейской пасхи,что абсолютно противоречит логике Евангелия. Поэтому католики давно уже отошли от Христианства.
Может быть, поэтому, кстати, католики любят больше Рождество, чем Пасху. Они даже высчитали чуть ли не часы и минуты Рождения Господа. Рождество Христово является (точнее до последнего времени являлось, пока Европа была христианской) более популярным праздником в Западной церкви, чем Пасха. Европейская культура в определённом смысле Рождественская, а русская культура – Пасхальная. Поэтому на Западе игнорируют схождение Благодатного Огня, оно и понятно, ведь в их Великую Субботу Огонь не сходит.
Поэтому после введения нового календаря отпадение Римо-католической церкви от Церковной полноты приняло необратимый характер. Ведь вокруг Воскресения Христова построена вся церковная догматика и всё устройство Церкви.
Когда речь заходит о календарях, чаще всего споры упираются в астрономические детали, в соответствие календаря астрономическому году, движению Солнца и так далее. Сторонники Григорианского календаря любят говорить о том, что в 2100 году разница в календарях составит 14 дней, и нам нужно будет сдвигать все наши праздники. Это верно, если к тому времени наше государство не вернётся на юлианский календарь...
Эта лукавая забота о тех временах, которые настанут нескоро, призвана затушевать то, что происходит сейчас и что является самым главным, повторюсь: по Григорианскому календарю нельзя правильно высчитать дату Пасхи. И уже это одно обстоятельство затмевает все остальные астрономические аргументы в пользу Григорианского календаря.
Для нас, православных российских граждан, ежегодно становится проблемой новогодне-рождественские праздники, когда государство заставляет нас встречать Новый год в разгар Рождественского поста, что является серьёзной проблемой, даже травмой, особенно для детей в православных семьях. На это часто обращается внимание.
Но дело не только в этом. У календарной проблемы есть ещё одно важное измерение. К сожалению, вся наша гуманитарная наука давно перешла на Григорианский календарь. И если мы заглянем в любой словарь, то заметим, что даты событий прошлого, даты жизни выдающихся русских деятелей приводятся по Григорианскому календарю. И таким образом искажается ход исторических событий.
Простой пример: Бородинское сражение, а ныне это государственный праздник – день воинской славы России, произошло в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. А если мы заглянем в словари, то нам предложат праздновать юбилей этого события на день раньше, потому что в 1812 году разница между Юлианским и Григорианским календарём была 12, а не 13 дней, как сегодня. Но ведь таким образом теряется духовный смысл исторического события! Современный человек уже не может понять то, что понимали современники тех событий – что сама Божия Матерь участвовала в этом дне победы русского воинства.
Так дело обстоит и со всеми остальными датами. Календарная подмена приводит к утрате глубинного понимания русской истории, понимания того, что русская история есть продолжение Священной истории. Если мы взглянем на события нашей истории через призму церковного календаря и Пасхалии, то увидим, что все важнейшие события русской истории происходили в дни больших христианских праздников, которые дают нам возможность понять смысл происходившего.
Я давно об этом пишу (см., например, статью «Священная Русская история»); или мой доклад в Киевской духовной академии на конференции, посвящённой 900-летию основателя исторической науки прп. Нестора Летописца, 9 ноября 2013 года.
Яркий пример из недавней истории: человека, который грозился показать по телевизору последнего попа, Никиту Хрущёва, пленум ЦК КПСС снял с должности и отправил в отставку не когда-нибудь, а в праздник Покрова Божией Матери. Чем высший орган ЦК КПСС лишний раз подтвердил известный всем православным людям факт, что сама Божия Матерь после падения короны с головы русского Императора взяла власть над Россией в Свои пречистые руки, о чём и засвидетельствовало явление Державной иконы Божией Матери.
Поэтому России нужно возвращаться к юлианскому календарю, чтобы преодолеть эту шизофрения общественного сознания, чтобы понять свою историю и предназначение России в мире. |
|
Если вы не обладаете чувствами самоконтроля и доверия самим себе, если вы не можете ясно видеть самих себя, то вы никогда не приобретете знаний, никогда не сможете доверять другим людям, и, естественно, вы никогда не сможете контролировать их.
Целью занятий Айкидо является не создание агрессивных бойцов, а шлифовка мудрости и самоконтроля. Как занимающиеся Айкидо, вы должны научиться улучшать и шлифовать себя, а не бороться с другими людьми.
Ключ к этому процессу - и сердце Айкидо - мусуби. Это слово можно приблизительно перевести как "единение" или "гармоничное взаимодействие". На практике мусуби означает возможность слияния - как физического, так и умственного - с движением и энергией вашего партнера. Мусуби - это обучение хорошей взаимосвязи. В любом взаимодействии между людьми существует связь, заметная или нет. Для вступивших в контакт очень важно определить, будет связь продуктивной или бесполезной, дружеской или враждебной, открытой или нет. Мусуби, в более глубоком понимании, может означать способность контролирования и воздействия на контакт, изменяя враждебные нападки на мирную встречу, а атаку - на дружеское рукопожатие.
Мусуби - это и способ обучения, и цель самого обучения. Мусуби в его высшем понимании связано с достижением чувства гармонии Вселенной, а в технике - со способностью обращать столкновение в положительную сторону. Но может ли быть достигнута такая способность с помощью насилия, давления или запугивания человека в процессе обучения? Нет. Мусуби необходимо преподавать и изучать в соответствии с принципами, которые демонстрировали бы его так, чтобы сознание изучающих Айкидо очищалось вместе с их физическим движением. Мусуби должно преподаваться через хорошее взаимоотношение и под строгим, но доброжелательным руководством.
Научиться отвечать на атаки, применяя мусуби - длительный и трудный процесс. Нельзя давить на начинающего и говорить ему: "Не борись! Соединяйся с партнером, соединяйся!" Начинающий не будет соединяться, его реакцией будут страх и агрессия - инстинктивные реакции на нападение. Начинающий будет пытаться защитить себя с помощью борьбы или причинения вреда атакующему.
Целью Айкидо является укрощение и контроль этих животных инстинктов, а не их стимулирование. Поэтому, особенно для начинающих, в качестве атаки мы часто используем различного вида захваты. Начинающий не готов к столкновению с реальной атакой - удары руками и ногами - с полным душевным спокойствием или правильным физическим движением. Захваты позволяют начинающему изучать приемы без опасения за свою безопасность, которое мешает тренировке правильной реакции. Вместо вовлечения в борьбу и соревнование, ученик шлифует движения и сознание. Ученик учится контролировать себя, партнера и отношения между собой и партнером. Захваты приносят большую пользу тем, что с их помощью осуществляется физический контакт между занимающимися настолько, насколько оба могут почувствовать, что заставляет работать движение. Если физический контакт отсутствует, начинающим будет трудно изучить механизм самого приема.
Занятия для новичков могут часто начинаться с захватов из статики, без движения. Это позволяет выучить правильную осанку, работу ног и положение тела. Затем ученики могут переходить к захватам в движении, что позволит им развить чувство времени и дистанции и изучить пространственную связь между ними и их партнерами. Ученики могут начинать тренировки с установления различной степени силы, скорости и направления атаки. Они начнут чувствовать уверенность в своих возможностях работы с партнером и развивать чувство интуиции к движениям и намерениям партнера.
Сотрудничество является очень важным элементом в занятиях Айкидо. Почти все упражнения выполняются с партнером, и отношения между партнерами должны быть проявлением мусуби. И наге, и уке разделяют эту ответственность. В то время как наге должен скорее тренироваться в соединении, а не бороться против атак, уке должен учиться проводить атаку таким образом, чтобы техника могла быть изучена, и обеспечить условия, необходимые для тренировки. Простой пример: если учитель показал прием, использующий бросок вперед, то уке, соответственно, нужно толкать вперед. Если же вместо этого уке тянет назад, пытаясь помешать выполнению техники, то это лишь превратит занятие в борьбу, и никто из занимающихся не узнает, как действует эта техника. Ученики более высокого уровня, несомненно, извлекут пользу из работы против неожиданных атак, в свободной работе и при резких переходах в атаке, но лишь после долгих лет изучения базовых приемов и условий, необходимых для подобных действий.
Изучение Айкидо - это обучение мудрости, а мудрость, по большей части, - это обладание общим чувством. Общее чувство, к сожалению, настолько редко, что само название является лишь намеком на его истинную сущность. В этом мире оно либо утрачено, либо никогда не изучалось. Тренировки в мусуби и базовых принципах Айкидо влекут за собой обучение общему чувству. Мы найдем свидетельство его существования в базовых защитных движениях - ирими и тенкан. Об этих двух движениях можно также говорить и как об одном - ирими-тенкан; так же как инъ и ян являются частями одного целого.
Ирими и тенкан - это движения, которые люди используют в повседневной жизни не задумываясь. Представьте себе, что вы двигаетесь по переполненной городской улице в потоке других пешеходов и вы видите, что кто-то идет прямо на вас, двигаясь в противоположном направлении. Неужели вы отпрыгнете назад на людей, идущих позади вас, чтобы уступить дорогу? Нет, вы будете продолжать двигаться вперед и, когда приблизитесь к этому человеку, слегка уйдете в сторону, чтобы разминуться с ним. Это пример ирими. А теперь представьте, что кто-то толкнул вас в тот момент, когда вы его пропускали. Вы схватите его и будете цепляться, чтобы сохранить равновесие? Нет, вы можете просто развернуться, сохранив при этом равновесие и продолжить свой путь. Это тенкан. Оба движения очень просты и являются естественными примерами общего чувства. Любой может их сделать, а их простота и универсальность только подтверждают их истинность.
Однако человек, не занимавшийся Айкидо, видя, что кто-то нападает на него или ее, автоматически совершает то, что ему же или ей показалось бы глупым на переполненной улице - пытается отскочить назад. Когда толчок является враждебным жестом, человек либо замирает на месте, либо хватается за нападающего, чтобы сохранить равновесие. Этот человек теряет общее чувство и способность реагировать естественно. На переполненной улице человек демонстрирует понимание мусуби; столкнувшись с нападением, сознание обращается к страху и агрессии, а тело не может реагировать проворно и эффективно.
Занятия Айкидо через постепенный и взаимосвязанный процесс учат, как применять принципы мусуби при возникновении сложных ситуаций. Они учат ваше сознание сохранять спокойствие, а ваш взор - сохранять ясность, чтобы страх, злость или отсутствие уверенности не мешали вашему телу двигаться. Они учат ваше тело быть гибким и восприимчивым; постоянная практика дает телу опыт. И, таким образом, тело становится рефлекторным и физическим проявлением вашего сознания, Тело и сознание работают вместе - снова во взаимодействии мусуби, позволяя вам просто, эффективно и чутко реагировать на давление извне, а не быть подавленным и контролируемым обстоятельствами.
Со стороны можно увидеть, как занимающиеся Айкидо уже на более высоком уровне нападают и бросают друг друга очень жестко. Но они пришли к этому через начальные, безопасные этапы, которые обучили разум и тело. Таким образом, мощная атака становится скорее вызовом, а не нападением. Целью ударов руками и ногами на практике становится не попытка уничтожить противника, а проверка силы, баланса, интуиции и умственной стабильности - вашей и вашего партнера. Вместо встречи друг друга с недоверием, страхом и вызовом, вы встречаете своего партнера с чувствами сосредоточенности, искренности и предвкушения удовольствия.
Пожалуйста, помните о примерах автоматического использования ирими и тенкана, которые я дал, как о части вашей реакции на ситуации, возникающие в повседневной жизни. Другой важной особенностью мусуби является работа внутри человека, с которым вы встречаетесь на улице. Когда вы встречаете пешехода, идущего на вас, ваши чувства реагируют и связываются с чувствами этого человека, но не конфликтуют с ними. Ваше единение с другим пешеходом представляет собой временной и плавный поток энергии, прием и отдачу силы и направления. Это другой - и, возможно, наиболее важный - элемент мусуби, именно тот, который учит чувствовать и использовать концентрацию энергии.
Вот почему кокъю танден хо, как говорил О Сенсей, является самым фундаментальным упражнением в мусуби. Кокью танден хо - это не совсем боевая техника, а обучение физической связи и движению. В этом упражнении оба партнера находятся в положении сейдза, друг напротив друга, и уке проводит захват наге. Наге, используя все тело как единое целое, пытается вывести уке из равновесия. Цель кокью танден хо - раскрыть принцип круговой энергии. Когда уке крепко держит наге за запястья и оказывает давление, наге получает энергию, которую уке дает ему, и возвращает ее через центр тяжести уке. Все части тела наге должны работать как единое целое. Наге должен встречать захват уке открытым, его руки работают как пружина, поддаваясь, а затем снова раскрываясь. Он должен делать вдох, когда уке проводит захват, и выдох, когда он возвращает силу уке. Его ум должен оставаться гибким и восприимчивым.
Кокью танден хо - это не соревновательное упражнение, не проверка силы. Уке обеспечивает достаточное сопротивление наге, но не такое, чтобы сделать выполнение техники невозможным. Наге не борется, чтобы бросить уке, а использует это упражнение, чтобы научиться равновесию, дыханию и объединению физической и умственной энергий. Однако, поскольку ваши занятия прогрессируют, вы со временем обнаружите, что физическая сила вашего партнера может работать в вашу пользу. Поскольку кокью танден хо действует по принципу мусуби, впитывая и возвращая энергию, происходит эффект объединения энергий уке и наге. Наге может использовать свою собственную силу и силу уке. Чем больше уке сопротивляется и использует свою силу, тем сильнее оружие, которое наге получает в свое распоряжение. Эта циркуляция энергии является сущностью мусуби.
Вы должны применять принципы мусуби, которые изучаете с помощью кокью танден хо, ко всем техникам Айкидо. Именно мусуби позволит вам достичь уровня, когда телосложение и сила партнера не будут иметь никакого значения для выполнения вами техники. Если вам не удастся понять принципы мусуби и перенести их на практику, вы всегда будете зависеть от силы других людей и всегда будете находиться в опасности оказаться вовлеченным в борьбу.
О Сенсей постоянно говорил своим ученикам, что те же принципы, которые управляют природой, управляют и Айкидо. Маленькая птичка может летать и во время шторма, но не против ветра. Она должна использовать силу ветра себе на пользу. Вы можете успешно плыть в маленькой лодочке по бурному морю, но только если вы знаете, как плыть по волнам. Так же и в Айкидо: ученик стремится научиться принимать силу и превращать ее в союзника, а не бороться с ней. Это мудрость и это реальность мусуби.
Если вы продолжаете занятия, ваши возможности в использовании принципов мусуби возрастут. Начинающему необходим физический контакт, чтобы почувствовать связь между собой и своим партнером. Ученик более высокого уровня учится сохранять эту связь, постепенно уменьшая физический контакт. Некоторые техники, в конце концов, могут быть выполнены абсолютно без контакта. Ежедневные тренировки усилят вашу взаимосвязь не только с теми, с кем вы занимаетесь, но и с остальными людьми, потому что это расширяет ваш кругозор, вашу интуицию и вашу чувствительность. В вашей жизни вне тренировок может быть не так много возможностей физического контакта с другими людьми, но уроки ваших тренировок могут и должны быть применены на пользу вашим отношениям с отдельными людьми и со всем человеческим обществом в целом. Процесс снятия шор с ваших глаз и позволения вашему сознанию расти и становиться еще более восприимчивым никогда не прекратится.
И, наконец, помните: для того чтобы достичь мусуби в ваших занятиях, вы должны установить доверительные отношения со своими партнерами. Без доверия вы не можете заниматься Айкидо. Старые школы будзюцу воспитывали очень умелых бойцов, но не всегда просвещенные умы. Гораздо чаще, когда грубое, жестокое отношение к противнику в сущности являлось неотъемлемой частью обучения, развивалось недоверчивое и параноидальное сознание, менталитет уличного бойца. Цель Айкидо в противоположном: поднять дух и очистить его, получить силу через мудрость, а не через превращение в дикого зверя. Поэтому так важен процесс занятия Айкидо. Значение этих занятий меняется с помощью постепенного обучения ученика Айкидо и повышения его способностей, отвечающих требованиям суровых тренировок. Сильные удары и жесткие падения больше не инструменты агрессии, но средства развития возможностей занимающегося Айкидо. Различия в эффекте суровых тренировок между старыми будзюцу и Айкидо похожи на разницу между огнем, вышедшем из-под контроля, и огнем, сохраняемым в кузнечном горне. Один уничтожает, разрушает и убивает; другой, будучи жарким и интенсивным, закаляет сырой металл, формирует его и превращает в произведение искусства. Занимающиеся Айкидо всегда должны помнить, что цель их тренировок - вызов самим себе и улучшение самих себя, а не запугивание своих партнеров или потакание своему эго в ущерб партнерам.
Такие качества в занятиях Айкидо, как доверие, сотрудничество, открытое мышление и великодушие, позволяют ученикам отбросить все страхи, которые ограничивают их и стесняют их возможности взаимодействия с другими людьми и достижения уверенности и доверия в самих себе. Эти качества позволят им достичь гармоничной связи с остальными людьми, что и является мусуби. Без мусуби Айкидо - это не Айкидо, а всего лишь еще один вид борьбы.
Если вы не обладаете чувствами самоконтроля и доверия самим себе, если вы не можете ясно видеть самих себя, то вы никогда не приобретете знаний, никогда не сможете доверять другим людям, и, естественно, вы никогда не сможете контролировать их.
Целью занятий Айкидо является не создание агрессивных бойцов, а шлифовка мудрости и самоконтроля. Как занимающиеся Айкидо, вы должны научиться улучшать и шлифовать себя, а не бороться с другими людьми.
Ключ к этому процессу - и сердце Айкидо - мусуби. Это слово можно приблизительно перевести как "единение" или "гармоничное взаимодействие". На практике мусуби означает возможность слияния - как физического, так и умственного - с движением и энергией вашего партнера. Мусуби - это обучение хорошей взаимосвязи. В любом взаимодействии между людьми существует связь, заметная или нет. Для вступивших в контакт очень важно определить, будет связь продуктивной или бесполезной, дружеской или враждебной, открытой или нет. Мусуби, в более глубоком понимании, может означать способность контролирования и воздействия на контакт, изменяя враждебные нападки на мирную встречу, а атаку - на дружеское рукопожатие.
Мусуби - это и способ обучения, и цель самого обучения. Мусуби в его высшем понимании связано с достижением чувства гармонии Вселенной, а в технике - со способностью обращать столкновение в положительную сторону. Но может ли быть достигнута такая способность с помощью насилия, давления или запугивания человека в процессе обучения? Нет. Мусуби необходимо преподавать и изучать в соответствии с принципами, которые демонстрировали бы его так, чтобы сознание изучающих Айкидо очищалось вместе с их физическим движением. Мусуби должно преподаваться через хорошее взаимоотношение и под строгим, но доброжелательным руководством.
Научиться отвечать на атаки, применяя мусуби - длительный и трудный процесс. Нельзя давить на начинающего и говорить ему: "Не борись! Соединяйся с партнером, соединяйся!" Начинающий не будет соединяться, его реакцией будут страх и агрессия - инстинктивные реакции на нападение. Начинающий будет пытаться защитить себя с помощью борьбы или причинения вреда атакующему.
Целью Айкидо является укрощение и контроль этих животных инстинктов, а не их стимулирование. Поэтому, особенно для начинающих, в качестве атаки мы часто используем различного вида захваты. Начинающий не готов к столкновению с реальной атакой - удары руками и ногами - с полным душевным спокойствием или правильным физическим движением. Захваты позволяют начинающему изучать приемы без опасения за свою безопасность, которое мешает тренировке правильной реакции. Вместо вовлечения в борьбу и соревнование, ученик шлифует движения и сознание. Ученик учится контролировать себя, партнера и отношения между собой и партнером. Захваты приносят большую пользу тем, что с их помощью осуществляется физический контакт между занимающимися настолько, насколько оба могут почувствовать, что заставляет работать движение. Если физический контакт отсутствует, начинающим будет трудно изучить механизм самого приема.
Занятия для новичков могут часто начинаться с захватов из статики, без движения. Это позволяет выучить правильную осанку, работу ног и положение тела. Затем ученики могут переходить к захватам в движении, что позволит им развить чувство времени и дистанции и изучить пространственную связь между ними и их партнерами. Ученики могут начинать тренировки с установления различной степени силы, скорости и направления атаки. Они начнут чувствовать уверенность в своих возможностях работы с партнером и развивать чувство интуиции к движениям и намерениям партнера.
Сотрудничество является очень важным элементом в занятиях Айкидо. Почти все упражнения выполняются с партнером, и отношения между партнерами должны быть проявлением мусуби. И наге, и уке разделяют эту ответственность. В то время как наге должен скорее тренироваться в соединении, а не бороться против атак, уке должен учиться проводить атаку таким образом, чтобы техника могла быть изучена, и обеспечить условия, необходимые для тренировки. Простой пример: если учитель показал прием, использующий бросок вперед, то уке, соответственно, нужно толкать вперед. Если же вместо этого уке тянет назад, пытаясь помешать выполнению техники, то это лишь превратит занятие в борьбу, и никто из занимающихся не узнает, как действует эта техника. Ученики более высокого уровня, несомненно, извлекут пользу из работы против неожиданных атак, в свободной работе и при резких переходах в атаке, но лишь после долгих лет изучения базовых приемов и условий, необходимых для подобных действий.
Изучение Айкидо - это обучение мудрости, а мудрость, по большей части, - это обладание общим чувством. Общее чувство, к сожалению, настолько редко, что само название является лишь намеком на его истинную сущность. В этом мире оно либо утрачено, либо никогда не изучалось. Тренировки в мусуби и базовых принципах Айкидо влекут за собой обучение общему чувству. Мы найдем свидетельство его существования в базовых защитных движениях - ирими и тенкан. Об этих двух движениях можно также говорить и как об одном - ирими-тенкан; так же как инъ и ян являются частями одного целого.
Ирими и тенкан - это движения, которые люди используют в повседневной жизни не задумываясь. Представьте себе, что вы двигаетесь по переполненной городской улице в потоке других пешеходов и вы видите, что кто-то идет прямо на вас, двигаясь в противоположном направлении. Неужели вы отпрыгнете назад на людей, идущих позади вас, чтобы уступить дорогу? Нет, вы будете продолжать двигаться вперед и, когда приблизитесь к этому человеку, слегка уйдете в сторону, чтобы разминуться с ним. Это пример ирими. А теперь представьте, что кто-то толкнул вас в тот момент, когда вы его пропускали. Вы схватите его и будете цепляться, чтобы сохранить равновесие? Нет, вы можете просто развернуться, сохранив при этом равновесие и продолжить свой путь. Это тенкан. Оба движения очень просты и являются естественными примерами общего чувства. Любой может их сделать, а их простота и универсальность только подтверждают их истинность.
Однако человек, не занимавшийся Айкидо, видя, что кто-то нападает на него или ее, автоматически совершает то, что ему же или ей показалось бы глупым на переполненной улице - пытается отскочить назад. Когда толчок является враждебным жестом, человек либо замирает на месте, либо хватается за нападающего, чтобы сохранить равновесие. Этот человек теряет общее чувство и способность реагировать естественно. На переполненной улице человек демонстрирует понимание мусуби; столкнувшись с нападением, сознание обращается к страху и агрессии, а тело не может реагировать проворно и эффективно.
Занятия Айкидо через постепенный и взаимосвязанный процесс учат, как применять принципы мусуби при возникновении сложных ситуаций. Они учат ваше сознание сохранять спокойствие, а ваш взор - сохранять ясность, чтобы страх, злость или отсутствие уверенности не мешали вашему телу двигаться. Они учат ваше тело быть гибким и восприимчивым; постоянная практика дает телу опыт. И, таким образом, тело становится рефлекторным и физическим проявлением вашего сознания, Тело и сознание работают вместе - снова во взаимодействии мусуби, позволяя вам просто, эффективно и чутко реагировать на давление извне, а не быть подавленным и контролируемым обстоятельствами.
Со стороны можно увидеть, как занимающиеся Айкидо уже на более высоком уровне нападают и бросают друг друга очень жестко. Но они пришли к этому через начальные, безопасные этапы, которые обучили разум и тело. Таким образом, мощная атака становится скорее вызовом, а не нападением. Целью ударов руками и ногами на практике становится не попытка уничтожить противника, а проверка силы, баланса, интуиции и умственной стабильности - вашей и вашего партнера. Вместо встречи друг друга с недоверием, страхом и вызовом, вы встречаете своего партнера с чувствами сосредоточенности, искренности и предвкушения удовольствия.
Пожалуйста, помните о примерах автоматического использования ирими и тенкана, которые я дал, как о части вашей реакции на ситуации, возникающие в повседневной жизни. Другой важной особенностью мусуби является работа внутри человека, с которым вы встречаетесь на улице. Когда вы встречаете пешехода, идущего на вас, ваши чувства реагируют и связываются с чувствами этого человека, но не конфликтуют с ними. Ваше единение с другим пешеходом представляет собой временной и плавный поток энергии, прием и отдачу силы и направления. Это другой - и, возможно, наиболее важный - элемент мусуби, именно тот, который учит чувствовать и использовать концентрацию энергии.
Вот почему кокъю танден хо, как говорил О Сенсей, является самым фундаментальным упражнением в мусуби. Кокью танден хо - это не совсем боевая техника, а обучение физической связи и движению. В этом упражнении оба партнера находятся в положении сейдза, друг напротив друга, и уке проводит захват наге. Наге, используя все тело как единое целое, пытается вывести уке из равновесия. Цель кокью танден хо - раскрыть принцип круговой энергии. Когда уке крепко держит наге за запястья и оказывает давление, наге получает энергию, которую уке дает ему, и возвращает ее через центр тяжести уке. Все части тела наге должны работать как единое целое. Наге должен встречать захват уке открытым, его руки работают как пружина, поддаваясь, а затем снова раскрываясь. Он должен делать вдох, когда уке проводит захват, и выдох, когда он возвращает силу уке. Его ум должен оставаться гибким и восприимчивым.
Кокью танден хо - это не соревновательное упражнение, не проверка силы. Уке обеспечивает достаточное сопротивление наге, но не такое, чтобы сделать выполнение техники невозможным. Наге не борется, чтобы бросить уке, а использует это упражнение, чтобы научиться равновесию, дыханию и объединению физической и умственной энергий. Однако, поскольку ваши занятия прогрессируют, вы со временем обнаружите, что физическая сила вашего партнера может работать в вашу пользу. Поскольку кокью танден хо действует по принципу мусуби, впитывая и возвращая энергию, происходит эффект объединения энергий уке и наге. Наге может использовать свою собственную силу и силу уке. Чем больше уке сопротивляется и использует свою силу, тем сильнее оружие, которое наге получает в свое распоряжение. Эта циркуляция энергии является сущностью мусуби.
Вы должны применять принципы мусуби, которые изучаете с помощью кокью танден хо, ко всем техникам Айкидо. Именно мусуби позволит вам достичь уровня, когда телосложение и сила партнера не будут иметь никакого значения для выполнения вами техники. Если вам не удастся понять принципы мусуби и перенести их на практику, вы всегда будете зависеть от силы других людей и всегда будете находиться в опасности оказаться вовлеченным в борьбу.
О Сенсей постоянно говорил своим ученикам, что те же принципы, которые управляют природой, управляют и Айкидо. Маленькая птичка может летать и во время шторма, но не против ветра. Она должна использовать силу ветра себе на пользу. Вы можете успешно плыть в маленькой лодочке по бурному морю, но только если вы знаете, как плыть по волнам. Так же и в Айкидо: ученик стремится научиться принимать силу и превращать ее в союзника, а не бороться с ней. Это мудрость и это реальность мусуби.
Если вы продолжаете занятия, ваши возможности в использовании принципов мусуби возрастут. Начинающему необходим физический контакт, чтобы почувствовать связь между собой и своим партнером. Ученик более высокого уровня учится сохранять эту связь, постепенно уменьшая физический контакт. Некоторые техники, в конце концов, могут быть выполнены абсолютно без контакта. Ежедневные тренировки усилят вашу взаимосвязь не только с теми, с кем вы занимаетесь, но и с остальными людьми, потому что это расширяет ваш кругозор, вашу интуицию и вашу чувствительность. В вашей жизни вне тренировок может быть не так много возможностей физического контакта с другими людьми, но уроки ваших тренировок могут и должны быть применены на пользу вашим отношениям с отдельными людьми и со всем человеческим обществом в целом. Процесс снятия шор с ваших глаз и позволения вашему сознанию расти и становиться еще более восприимчивым никогда не прекратится.
И, наконец, помните: для того чтобы достичь мусуби в ваших занятиях, вы должны установить доверительные отношения со своими партнерами. Без доверия вы не можете заниматься Айкидо. Старые школы будзюцу воспитывали очень умелых бойцов, но не всегда просвещенные умы. Гораздо чаще, когда грубое, жестокое отношение к противнику в сущности являлось неотъемлемой частью обучения, развивалось недоверчивое и параноидальное сознание, менталитет уличного бойца.
Цель Айкидо в противоположном: поднять дух и очистить его, получить силу через мудрость, а не через превращение в дикого зверя. Поэтому так важен процесс занятия Айкидо. Значение этих занятий меняется с помощью постепенного обучения ученика Айкидо и повышения его способностей, отвечающих требованиям суровых тренировок. Сильные удары и жесткие падения больше не инструменты агрессии, но средства развития возможностей занимающегося Айкидо. Различия в эффекте суровых тренировок между старыми будзюцу и Айкидо похожи на разницу между огнем, вышедшем из-под контроля, и огнем, сохраняемым в кузнечном горне. Один уничтожает, разрушает и убивает; другой, будучи жарким и интенсивным, закаляет сырой металл, формирует его и превращает в произведение искусства. Занимающиеся Айкидо всегда должны помнить, что цель их тренировок - вызов самим себе и улучшение самих себя, а не запугивание своих партнеров или потакание своему эго в ущерб партнерам.
Такие качества в занятиях Айкидо, как доверие, сотрудничество, открытое мышление и великодушие, позволяют ученикам отбросить все страхи, которые ограничивают их и стесняют их возможности взаимодействия с другими людьми и достижения уверенности и доверия в самих себе. Эти качества позволят им достичь гармоничной связи с остальными людьми, что и является мусуби. Без мусуби Айкидо - это не Айкидо, а всего лишь еще один вид борьбы.
© Мицуги Саотомэ |
Нет больше той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13)
Благодарен за время совместного общения, которое во многом помогло мне пересмотреть свои воззрения на воинское призвание и смысл жизни.
Всегда восхищался его оптимизмом и радостью каждого мгновения. Юрий личным примером позитивно мотивировал студентов группы айкидо в Ставрополе. Научил тонкостям матрицирования, технике метания предметов, обращению с огнестрельным оружием, психологии преодоления страха. Он один из первых и немногих студентов, кто самостоятельно практиковал освоенные на тренировках техники айкидо. Один из первых, кто опробовал айкидо в реальных боевых ситуациях. В моём сердце и в моих молитвах навсегда.
10 июня 2005 года в 8 часов 25 минут во дворе дома № 20 по улице 50 лет ВЛКСМ города Ставрополя, неподалеку от магазина «Славяновский» автомобиль, в котором находились Прачев Юрий и Шведов Юрий, был обстрелян из автоматов двумя киллерами в масках. Сначала раздался взрыв, машина загорелась, затем – автоматная очередь, снова взрыв и вновь выстрелы... Прачев и Шведов от полученных многочисленных ранений скончались на месте.
Юрий Прачев – подполковник управления Федеральной службы безопасности России по Ставропольскому краю, занимал должность советника губернатора и курировал вопросы безопасности.
Юрия Шведов – майор спецподразделения, боевой офицер, входил в состав телохранителей губернатора Ставропольского края.
Светлой памяти ученика, друга, наставника воина Георгия посвящаются самые добрые воспоминания о совместных тренировках и молитвы ко Господу о даровании спасения.
Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш! Ты, по неисповедимым судьбам Твоим, овому посылаеши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овомуже на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшныя и смертоносныя силы, разрушающия телеса, расторгающия члены и сокрушающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники веры и Отечества.
Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов, на брани убиенных, и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Твое. Молим Тя, приими убо отшедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных Сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русския от ига неверных, яко защищавших от врагов веру православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, и всех, добрым подвигом подвизавшихся за древнехранимое Апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч. Приими с миром души раб Твоих (имена), воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш, и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением. Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их, мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютыя скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениих быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения. Молим Тя, Господи, да будут раны их врачевством и елеем, возлиянным на греховныя язвы их. Призри с небесе, Боже, и виждь слезы сирых, лишившихся отце́в свои́х, и приими умиленныя о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенныя воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши, благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братий и сестер, плачущих о своих присных, — и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев, в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи! Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости: услыши молитву нашу и приими милостивно отшедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена); воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствии Твоем, яко мучеников, отшедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениих предававшими дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена), яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранех; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей, и венцев мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных страстотерпцев, добропобедных мучеников, праведных и всех святых Твоих. Аминь.
Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш! Ты, по неисповедимым судьбам Твоим, овому посылаеши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овомуже на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшныя и смертоносныя силы, разрушающия телеса, расторгающия члены и сокрушающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники веры и Отечества.Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов, на брани убиенных, и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Твое.
Молим Тя, приими убо отшедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных Сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русския от ига неверных, яко защищавших от врагов веру православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, и всех, добрым подвигом подвизавшихся за древнехранимое Апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч.
Приими с миром души раб Твоих (имена), воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш, и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением.
Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их, мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютыя скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениих быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения.
Молим Тя, Господи, да будут раны их врачевством и елеем, возлиянным на греховныя язвы их.
Призри с небесе, Боже, и виждь слезы сирых, лишившихся отце́в свои́х, и приими умиленныя о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенныя воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши, благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братий и сестер, плачущих о своих присных, — и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев, в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи!
Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости: услыши молитву нашу и приими милостивно отшедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена); воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствии Твоем, яко мучеников, отшедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениих предававшими дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена), яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранех; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей, и венцев мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных страстотерпцев, добропобедных мучеников, праведных и всех святых Твоих. Аминь.
|
|
|
|
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > Последняя >>
|
Страница 21 из 269 |
|